Органы государственной власти субъектов федерации

Особенности федеративного устройства РФ – асимметрия, различие политико-правовых статусов субъектов Федерации, сложный, многоуровневый характер федерации – оказывают существенное влияние на формирование и функционирование органов власти субъектов Федерации.

Система органов государственной власти субъекта Федерации устанавливается ими самостоятельно.

Конституция РФ определяет основные базовые принципы, на которых должна строиться деятельность государственных органов субъекта Федерации:

1. разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами государственной власти субъектов Федерации;

2. самостоятельность и независимость органов власти субъектов РФ, которые вне предметов федерального и совместного ведения обладают всей полнотой государственной власти;

3. государственная целостность и единство органов государственной власти;

4. защита прав граждан на всей территории РФ.

Государственную власть в субъекте РФ осуществляют образуемые в нем законодательные (представительные) и исполнительные органы власти, а также федеральные органы исполнительной власти и суды, образованные и действующие на его территории.

Структура, состав и деятельность органов государственной власти субъектов РФ регламентируется Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах власти субъектов РФ».

Инструменты управления регионом

I. Прямые

1. Законодательные акты

2. Регулирование государственной собственности

3. Управление предприятиями государственной собственности

4. Дотации, выплаты, трансферты

5. Выплаты по социальной защите

II. Косвенные

1. Социальная политика

а) политика в сфере образования, культуры, здравоохранения

б) социальная защита населения

в) обеспечение занятости населения (политика ликвидации и снижения безработицы)

г) социальная программа развития

д) политика регулирования доходов населения (установление прожиточного минимума, минимального размера оплаты труда, определение состава и стоимости потребительской корзины, определение минимального набора услуг и прочих стандартов)

2. Финансово-экономические методы

а) фискальная политика (доходы и расходы государственного бюджета)

б) денежная политика (регулирование денежной массы; антиинфляционная политика)

в) внешнеэкономическая политика (регулирование торговой политики; валютное регулирование; таможенные тарифы; лицензионные квоты; налоги)

г) инвестиционная политика (привлечение иностранного капитала; субсидии; создание совместных предприятий, льготное налогообложение)

д) политика регулирования доходов населения (контроль за динамикой цен и динамикой заработной платы; налоги; трансфертные платежи)

Система органов государственной власти субъектов Федерации (горизонталь власти) зависит от:

· вида субъекта Федерации;

· формы территориально-политического устройства (президентская, парламентская, смешанная);

· исторических особенностей субъекта Федерации;

· экономико-географического положения.

В Российской Федерации существует 6 видов субъектов:

· республики (21 шт.);

· края (в 1993г. было 6шт., с 2008г. – 9шт.);

· области (в 1993г. было 49шт., с 2008г. – 46шт.);

· автономные округа (в 1993г. было 10шт., с 2008г. – 4шт.);

· автономная область (1 шт.);

· города федерального значения (2 шт.)

Органы государственной власти в республиках и городах федерального значения имеют свои особенности, в остальных субъектах Федерации органы государственной власти похожи.

Президентскими являются такие республики, как: Чувашия, Бурятия, Чечня, Коми, Саха. Парламентскими являются такие республики, как: Алтай, Удмуртия, Карелия, Марий Эл. Смешанными являются такие республики, как: Калмыкия, Адыгея, Башкортостан, Татарстан, Карачаево-Черкесия, Мордовия, Северная Осетия.

Исполнительные органы власти в республиках представлены высшим должностным лицом и правительством. В президентских и смешанных республиках президент является высшим должностным лицом, но не возглавляет правительство; в парламентских республиках – председатель правительства. Правительство разделено на департаменты.

Законодательная власть в республиках представлена депутатами, избираемыми в соответствии с Конституцией республики. Конституция республики утверждает количество депутатов и срок их полномочий. В парламенте образованы комиссии и комитеты. Парламенты всех республик однопалатные, кроме республик: Чечня, Кабардино-Балкария, Башкортостан, Карелия – в них парламенты двухпалатные (до 2005г. также Саха). В Башкортостане самый большой парламент (188 депутатов), самый маленький – в республике Алтай (27 депутатов). В разных республиках парламенты называются по-разному.

Только в республиках есть своя Конституция, во всех остальных субъектах Федерации – Устав.

Исполнительная власть в других субъектах Федерации представлена администрацией или правительством (все автономные округа, Еврейская автономная область, Москва, Санкт-Петербург, Свердловская область, Красноярский край). Администрацию возглавляет губернатор => в основной массе субъектов президентская форма правления (в Красноярском крае – смешанная форма правления). Количество заместителей губернатора зависит от личности самого губернатора и специфики текущего момента (например, для реализации национальных проектов вводятся дополнительные один-два заместителя).

Законодательная власть во всех остальных субъектах Федерации представлена однопалатным парламентом, кроме Свердловской области, в которой двухпалатный парламент. Все парламенты во всех субъектах Федерации также называются по-разному.

Структура органов государственной власти субъектов и их функции закреплены в Уставе субъекта РФ. Функции устанавливаются исходя из полномочий.

Система органов исполнительной власти образует три основные группы:

1) органы, составляющие аппарат главы администрации;

2) управления, комитеты, отделы и другие службы администрации, находящиеся в двойном подчинении с преобладанием горизонтального подчинения;

3) территориальные органы федеральных министерств и ведомств.

Для выполнения функций исполнительной власти в администрации создаются структурные подразделения: комитеты, управления, отделы. Они непосредственно осуществляют управление соответствующими отраслями экономической, социально- культурной и административно-политической сфер государственного управления и связаны с федеральными министерствами.

Исполнительная власть субъекта РФ осуществляет:

I. Стратегическое управление (от 1 года)

1. программы социально-экономического развития по времени (от 1 года; на 5 лет; на 10 лет и т.д.)

2. отдельные целевые программы (Программа развития Нижнего Приангарья и т.п.)

Методы разработки программ: экономико-математические методы; сетевые методы;метод ранжирования (выделяются точки будущего роста). Обычно программа разрабатывается в 3 вариантах – оптимистичный, пессимистичный и средний варианты – рассматриваются разные сценарии и варианты развития ситуации по ним.

3. мониторинг развития территории, в том числе изучение инвестиционного климата для привлечения инвестиций (оценка инвестиционных рисков и потенциала).

Например, в Красноярском крае достаточно низкий инвестиционный потенциал и очень высокие инвестиционные риски. Хотя в Красноярском крае успешно развивается только цветная металлургия, край улучшает свой инвестиционный климат.

II. Оперативное управление (до 1 года)

1. принятие бюджета субъекта Федерации (с 2007г. бюджет принимается на 3 года)

2. распоряжение и управление имуществом, находящимся в собственности субъекта;

3. меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

4. принятие нормативно-правовых актов субъекта РФ в пределах компетенции.

05.06.2008 был принят новый Устав Красноярского края (предыдущий – 29.02.1995).

В ведении исполнительной и законодательной государственной власти
Красноярского края в соответствии с уставом находится следующий круг вопросов:

1) административно-территориальное устройство края;

2) установление системы органов государственной власти края, порядка их организации и деятельности, формирование органов государственной власти края;

3) государственная собственность края и управление ею;

4) краевые программы социально-экономического развития края;

5) краевой бюджет, краевые внебюджетные фонды, краевые налоги и сборы;

6) внешнеэкономические связи, международные и межрегиональные отношения;

7) государственная служба края;

8) премии и почетные звания;

9) иные вопросы.

В соответствии с Законом края «О Правительстве Красноярского края и иных органах исполнительной власти Красноярского края» в систему органов исполнительной власти края входят:

а) Губернатор Красноярского края;

б) Правительство Красноярского края;

в) министерства Красноярского края (15 шт.);

г) службы Красноярского края (11 шт.);

д) агентства Красноярского края (12 шт.);

е) Региональная энергетическая комиссия Красноярского края;

ж) Постоянное представительство Красноярского края при Правительстве РФ;

з) управление делами Губернатора и Правительства Красноярского края.

Структура Правительства Красноярского края

1. Органы, находящиеся в непосредственном подчинении Губернатору Края:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: