Определение системы государственного управления

Всё общество разбито на государства. Каждое государство предполагает определенную систему управления. В зависимости от того, какое это государство, у каждого из них существует своя система управления.

Взгляд на управление государством менялся, но всегда были моменты принуждения и ограничения, которые также изменялись.

В теории управления государством существуют 2 школы:

1. школа либералов – предполагала, что государство – это «ночной сторож»; оно только наблюдает. Школа либералов сотворила миф о неэффективности государственного вмешательства в экономику, о неподконтрольной государству экономике, о предоставлении рынка самому себе. Рынку предписывали чудодейственные качества: невидимая рука, все расставляющая по своим местам и обеспечивающая равновесие свободные отношения товаропроизводителей на эквивалентной основе.

2. школа государственников – предполагала, что государство активно вмешивается в жизнь общества; что рыночное равновесие иллюзорно, а ошибки рынок исправляет ценой кризисов и потерей темпов развития. Для субъектов рынка свобода оборачивается потерей собственности и разорением, социальными потерями, безработицей, кроме того, стихия рынка не решает ни одной стратегической задачи. Внутри данной школы существовало 2 направления:

а) монетаристы – считали, что лишь конкуренция способна решить вопросы равновесия в экономике, а государство регулирует всё с помощью кредитно-денежной политики, изменяя количество денег в обращении; что рынок сам найдет своё равновесие; что возможно возникновение кризисов (безработица, банкротство, спад производства);

б) кейнсианцы – считали, что государство должно активно вмешиваться в экономику; что государственное регулирование осуществляется с помощью бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики, в том числе с целью сглаживания экономических кризисов (снижение безработицы; выдача кредитов для предотвращения банкротства). Государство должно регулировать объем выпуска товаров с помощью стимулирования спроса и ряда других мер бюджетно-налоговой политики. Государство стало включаться в новые сферы, приобрело новые экономически оправданные функции. В связи с мировым финансовым кризисом данная школа оказывает большое влияние.

Место и роль государственного управления в обществе определяется тем, что оно:

а) в осуществлении управления опирается на власть — организованную силу общества, способную к принуждению;

б) распространяет влияние на все общество, подвергая управляющим воздействиям его важнейшие, «узловые» процессы, явления и взаимосвязи;

в) действует системно, поскольку соединяет функционирование двух сложнейших структур – государственного аппарата и публичных (значимых для всех) проявлений общества.

В широком смысле система государственного управления представлена на первой схеме. Здесь субъект управления (государство) определяет государственно-властный характер и преимущественно правовую форму взаимодействий, а общество формирует содержание взаимосвязей, т.е. сочетание закономерностей, потребностей и интересов общественной системы и возможностей (ресурсов) субъектов управления. Поэтому государственное управление всегда должно быть связано с обществом и отражать его запросы в управлении.

В узком смысле система государственного управления представлена на второй схеме. Воздействия вычленяются из взаимодействия, т.е. берутся как «готовые», а в обществе выделяются те его стороны, элементы, взаимосвязи, которые подлежат государственно-управляющим воздействиям и тем самым превращаются в управляемые объекты.

Государственное управление – целенаправленное организующе-регулирующее воздействие государства через систему его органов и должностных лиц в них на общественные процессы, сознание, поведение и деятельность людей.

Государственное управление осуществляется в пределах общества и представляет собой управляющее воздействие одних людей на других людей, занятых в сфере воспроизводства материальных, социальных и духовных продуктов.

Таким образом, государственное управление – это деятельность по реализации законодательных, исполнительных, судебных и иных властных полномочий государства в целях выполнения его организационно-регулирующих функций и служебных функций как в обществе в целом, так и в отдельных его частях.

Это означает, что государственные органы, во-первых, обладают определенными государственно-властными полномочиями и тем самым возможностями оказывать влияние на развитие дел в обществе, следовательно, несут ответственность за их состояние. Во-вторых, обладают правомочиями и возможностями выступать в пределах своей компетенции от имени государственного интереса. В-третьих, функционируют в условиях сочетания строгой нормативной регламентированной деятельности в формально-процедурном отношении с довольно широкой возможностью принятия волевых решений на основе субъективной интерпретации как ситуации, так и регулирующих ее законодательных норм. В-четвертых, непосредственно занимаются работой по подготовке, принятию и проведению в жизнь решений в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государства, причем в ряде случаев указанные действия влекут за собой заметные экономические и иные социальные последствия для всего общества или какой-либо его части.

Организационно-функциональная структура государственного управления представляет собой определенным образом организованный, функционально взаимосвязанный состав системообразующих элементов (структурных частей): государственные институты, обеспечивающие функционирование системы управления, в их вертикальной и горизонтальной зависимости, в организационном взаимодействии и соподчинении. Она определяется факторами организационно-функциональной устойчивости: подсистемами целей и принципов, разграничением компетенции, распределением функций и полномочий между субъектами и объектами управления, подсистемами используемых форм, методов, средств и ресурсов управления.

Древо целей в государственном управлении представляет собой способ формирования структуры целей программы развития. Цели государственного управления могут быть различными. Каждая из этих целей, в свою очередь, может быть разделена дальше по объему (общие и частные цели), по результатам (цели промежуточные и конечные) и по достижению во времени (непосредственные и перспективные).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: