Федеративное государство. Модели федерализма

Форма государственного устройства – способ территориально-политической организации государства.

Федеративное государство, или федерация (Federate – с латинского переводится как «союз», «объединение»):

1. союз общества или организаций;

2. форма государственного устройства, при которой входящие в его состав государственные образования – члены федерации – обладают юридической и определенной политической самостоятельностью;

3. союзное государство, состоящее из относительно самостоятельных государственных образований.

Американский политолог Даниэль Элазар под федерализмом понимал (способы образования федерации):

а) собственно объединение нескольких государств в одно;

б) присоединение к большому государству маленького – асимметричная федерация;

в) переход конфедерации в федерацию.

Федеративное государство характеризуется следующими признаками:

1. Имеет федеративно-территориальное деление; территория федеративного государства состоит из территорий субъектов федерации (штатов, провинций, земель, республик и другое) и в политико-административном отношении не представляет собой единое целое (при единой охране границ).

2. Государственные образования, составляющие федерацию, являются субъектами федерации – то есть членами Федерации, обладающими относительной юридической, политической и экономической самостоятельностью. Субъекты федерации могут иметь свое административно-территориальное деление.

3. Субъекты федерации не обладают суверенитетом в полном объеме и, как правило, не имеют право одностороннего выхода из союза.

4. Субъекты федерации могут иметь свои конституции (или уставы), они разрабатываются на основе федеративной конституции, не должны ей противоречить. Это правило распространяется и на государства, вступившие в федерацию, имея ранее принятую конституцию. Некоторые федерации не предоставляют право своим субъектам иметь конституцию.

5. Субъекты федерации имеют свое законодательство, право издавать законы, указы и т.п. Эти законодательные акты имеют юридическую силу только на территории субъектов федерации, в отличие от федеральных законов, обязательных на всей территории федерации. Законодательные акты субъектов федерации не должны противоречить федеральным законам, иначе они считаются недействительными.

6. Субъекты федерации имеют свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов власти, свою правовую систему. По отношению к федеративной системе они являются подсистемами; порядок их организации, процедуры и пределы юрисдикции определяются федеральной конституцией. Однако название органов власти и форма организации системы власти могут быть в юрисдикции субъектов федерации. Органы власти и управления субъектов федерации обычно копируют федеральную структуру, но могут и отличаться.

7. Гражданство в федерации обычно двойное: каждый гражданин считается гражданином Федерации и гражданином соответствующего государственного образования. Законодательно оговаривается недопустимость привилегий одного гражданина по отношению к другим.

Проблемы федеративного государства

1. Проблема разделения полномочий между федеральным центром и субъектами федерации.

2. Проблема взаимодействия системы государственного управления и муниципального управления, которое в неё не входит.

3. Дублирование властных функций и сложность государственной организации.

4. В федерациях, образованных по национальному признаку, возникает множество конфликтов, поскольку каждая нация стремится стать автономией.

Примеры федеративных государств

В настоящее время в мире около 50 федераций. Испания – полуфедеративное государство. Названия субъектов федерации зависят от национально-исторических особенностей государства (например, в РФ 6 видов названий субъектов федерации, в Германии – земли, в США - штаты). Основное количество федеративных государств составляют федерации, образованные по территориальному признаку (США, Германия, Канада). По национальному признаку образованы: Великобритания, Индия, Нидерланды, ранее – Югославия, Чехословакия. Российская Федерация образована по национально-территориальному признаку (республики образованы по национальному признаку; края, области – по территориальному).

Европа: Австрия (9 земель), Германия (20 земель), Великобритания (соединенное королевство 4-х регионов), Бельгия (3 региона), Испания (17 автономий), Швейцария (20 кантонов и 6 полукантонов), РФ (83 субъекта)

Азия: Индия (25 штатов и 6 союзных территорий), Малайзия (13 штатов), Объединенные Арабские Эмираты (7 княжеств)

Австралия: 6 штатов и 2 территории

Африка: Нигерия (21 штат и федеративная столичная территория), Танзания (20 областей)

Америка: Канада (10 провинций и 2 территории федерального уровня), США (50 штатов), Аргентина (22 провинции, 1 национальная территория, столичный округ), Бразилия (24 штата, 3 федеральных территории, федеральный округ), Мексика (31 штат и федеральный столичный округ), Венесуэла (20 штатов, 2 федеральные территории, федеральный округ)

Основные признаки федерализма

1. Все ветви власти двухступенчатые

а) исполнительная власть федерального центра + исполнительная власть субъектов федерации

б) парламент (законодательная власть) – двухпалатный; верхняя палата состоит из представителей всех субъектов Федерации, нижняя палата является органом федерального представительства

в) судебная власть – федеральные суды и суды субъектов федерации

2. Если федерация построена по национальному признаку, то каждая нация равноправно представлена в ветвях власти

3. Субъекты федерации должны иметь конституционно закрепленное право выхода из состава федерации

4. Власть федерального центра по значимости существеннее власти субъектов федерации

Существует 2 школы федерализма: американская и западноевропейская.

Модели федерализма

  1. Дуальный федерализм

Равноправие двух начал: есть федеральный центр и субъекты федерации. Полномочия между ними поделены 50/50 по принципу: все общенациональные вопросы берет на себя федеральный центр (охрана государственной границы, международные вопросы и другие вопросы взаимоотношений с другими государствами), а субъекты федерации решают «домашние» вопросы (охрана правопорядка, образование, здравоохранение, ЖКХ и т.д.).

В идеале дуальный федерализм направлен на устранение соперничества между федеральным центром и субъектами федерации, но на практике первый всегда вмешивается в дела субъектов.

Недостаток такой модели в том, что права центра – четкие и понятные, а права субъектов федерации – расплывчатые, поэтому каждая территория будет решать эти вопросы по-своему.

  1. Кооперативный федерализм

Модель была характерна для федеративных государств конца 19 – начала 20 века. Модель предполагала, что субъекты федерации объединяются друг с другом по отдельным вопросам, а федеральный центр – только контролирует со стороны, определяя главные цели управления. При этом между федеральным центром нет соперничества, а есть сотрудничество, и нет четкого разграничения полномочий.

  1. Центральный федерализм

Полномочия между федеральным центром и субъектами федерации не разделены. Основные полномочия по государственному управлению принадлежит федеральному центру, а субъекты федерации рассматриваются как чисто административные инструменты проведения федеральной политики. Субъекты федерации имеют право лишь учитывать какие-либо местные особенности при проведении общенациональной политики.

Такая модель существовала в России до 1991 года. Преимуществом этой модели в то время были научные достижения в «оттепель». Хотя существует мнение, что такая жесткая централизация уже говорит об отсутствии федерализма.

  1. Представительный федерализм

У субъектов нет каких-либо конституционно закрепленных полномочий, нет определенного суверенитета, нет права ограничивать деятельность федерального центра. Субъекты федерации из своих представителей формируют государственные органы федерального уровня. И эти представители отстаивают интересы своих субъектов.

Недостатком такой модели является лоббирование интересов только одного своего субъекта федерации.

  1. Соревновательный федерализм

Здесь федерация – это совокупность автономных образований, действующих на благо людей. Централизация практически отсутствует. Такая модель помогает эффективно решать все территориальные и прочие конфликты, помогает формированию национальной идеи. Субъекты федерации самостоятельны в своем развитии, а федеральный центр выполняет роль «стороннего наблюдателя». Субъекты федерации максимально используют свои возможности (которые зависят от налогов) для удовлетворения потребностей своего населения. В умении мобилизовать местные ресурсы проявляется «соревнование». Федеральный центр выбирает из всех проектов субъектов лучший и создает закон, по которому живут все субъекты. Похожая модель сейчас в США


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: