Особенности российского федеративного устройства

  1. Российская Федерация – это самое большое и многочисленное в мире федеративное государство, состоящее из 83 субъектов
  2. Российская Федерация – это федеративное государство, которое образовано по национально-территориальному признаку. По национальному признаку образованы республики, по территориальному признаку образованы края, области и другие субъекту РФ.
  3. Существует 6 видов субъектов Федерации: 21 республика, 9 краев, 46 областей, 4 автономных округа, 1 автономная область, 2 города федерального значения.
  4. Уровень экономического развития и потенциал субъектов Федерации очень разный.
  5. По географическому положению близость к различным инфраструктурам у всех субъектов разная.
  6. «Матрёшечный принцип» построения государства – на территории одного субъекта располагаются другие субъекты (автономные округа; в настоящее время – остался только Ханты-Мансийский округ).
  7. Тенденция на укрупнение субъектов РФ (сейчас приостановилась, поскольку правящие элиты небольших областей в Европейской части России препятствуют объединению субъектов РФ).
  8. Усилилось влияние федерального центра в краях и областях: высшее должностное лицо таких субъектов (губернатор) назначается Президентом РФ; кандидатур на должность губернатора Президенту предлагает либо законодательная власть, либо полномочные представители Президента по федеральным округам (предполагается также введение ценза осёдлости для кандидатур на должность губернатора).

Между субъектами Федерации существуют громадные различия по площади территории, экономико-географическому положению, численности населения, этно-конфессиональному составу и культурно-образовательному уровню, по удельному весу городского населения, по стадии социально-экономического развития и климатическим условиям.

Неопределенным является положение автономных округов и автономной области: с одной стороны, они имеют по Конституции равные с другими субъектами права, с другой – входят в состав краев и областей. Это создает правовой парадокс: равноправие субъекта в составе другого субъекта. В последнее время ситуация начинает изменяться, автономные округа путем референдума меняют свой статус и входят в состав области, на которой они расположены. Так, Коми-пермяцкий автономный округ вошел в состав Пермской области, образовав Пермский край. С 1 января 2007г. Эвенкийский автономный округ и Таймырский автономный округ вошли в состав Красноярского края. Корякский автономный округ вошел в состав Камчатской области, образовав Камчатский край. Агинский Бурятский автономный округ вошел в состав Читинской области, образовав Забайкальский край. Усть-Ордынский Бурятский автономный округ вошел в состав Иркутской области.

Эти особенности административно-территориального устройства РФ порождают ряд управленческих проблем. Первая проблема – асимметричность РФ: равноправные по Конституции субъекты Федерации имеют разные государственно-правовые статусы. Республики признаются государствами и могут иметь свои Конституции, государственный язык и государственную символику. Края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа являются административно-территориальными образованиями, имеющими свой устав и свое законодательство.

Вторая проблема – разделение властей по вертикали. Несмотря на то, что Конституция РФ разграничивает полномочия федерального центра и регионов (субъектов федерации), вопрос разделения властей по вертикали остается не урегулированным до конца. Это породило разбалансированность между Конституцией РФ и конституциями федеративных республик. Устранение противоречий между ними шло с большим трудом и в настоящее время практически преодолено, хотя еще имеются некоторые вопросы, по которым республикам предоставляются особые права и полномочия.

Политико-правовая асимметрия субъектов дополняется асимметрией экономической. Как уже было отмечено, все субъекты РФ различаются по климатической зоне, экономическому потенциалу, численности населения и другим характеристикам. Для РФ характерно слабое освоение восточных и северных регионов, но вместе с тем более интенсивное в промышленном плане развитие северных регионов по сравнению с южными. Переход к рыночным механизмам хозяйствования усилил неравномерность социально-экономического развития регионов.

Существует 2 подхода к решению проблемы экономической асимметрии субъектов Федерации: бюджетное выравнивание и «локомотив» из регионов-доноров. Характер взаимоотношений между центром и регионами определяется в основном объемом и порядком распределения финансовых ресурсов. Методы распределения (какие регионы и в каких размерах должны получать трансферты из федерального бюджета) несовершенны. В результате оказывается, что ни один регион не способен покрывать свои текущие расходы за счет собственных доходов. Регионы-доноры тоже финансируются из федерального бюджета. Равенство при распределении бюджетных средств территориям неэффективно, поэтому необходим новый подход – не бюджетное выравнивание, а предоставление успешным субъектам больших возможностей. Таким образом, второй подход к сглаживанию экономической асимметрии регионов является более эффективным, поскольку Правительство старается развивать успешные регионы. Но в связи с финансовым кризисом идет сокращение бюджетных средств на инвестиционные программы развития «локомотивов», к которым, в частности, относится и Красноярский край.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: