Субъекты Российской Федерации – «локомотивы» и «последние вагоны» роста малых и средних предприятий в 2011-2013 годах

Субъекты Российской Федерации, «обеспечившие» 80% прироста: Субъекты Российской Федерации, «обеспечившие» 80% сокращения:
количества зарегистрированных малых и средних предприятий (юридические лица и индивидуальные предприниматели)
2 субъекта Российской Федерации:г. Санкт-Петербург, г. Москва 33 субъекта Российской Федерации:Республика Татарстан, Ростовская область, Чеченская Республика, Нижегородская область, Челябинская область, Пермский край, Краснодарский край, Ставропольский край, Волгоградская область, Республика Дагестан, Оренбургская область, Чувашская Республика, Брянская область, Удмуртская Республика, Алтайский край, Вологодская область, Республика Башкортостан, Иркутская область, Омская область, Владимирская область, Ярославская область, Забайкальский край, Новосибирская область, Воронежская область, Самарская область, Кировская область, Республика Бурятия, Свердловская область, Саратовская область, Курская область, Астраханская область, Кемеровская область, Тамбовская область
среднесписочной численности занятых на малых и средних предприятиях (юридические лица и индивидуальные предприниматели)
8 субъектов Российской Федерации:г. Москва, Московская область, Свердловская область, Краснодарский край, Самарская область, Хабаровский край, Калужская область, Чеченская Республика 21 субъект Российской Федерации:Челябинская область, Саратовская область, Пермский край, Воронежская область, Нижегородская область, Алтайский край, Тюменская область (без учета ХМАО и ЯНАО), Тульская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Забайкальский край, Ростовская область, Чувашская Республика, Волгоградская область, Ленинградская область, Республика Татарстан, Архангельская область (без учета НАО), Сахалинская область, Республика Мордовия, Кировская область, Республика Хакасия, Белгородская область
оборота на малых и средних предприятиях (юридические лица и индивидуальные предприниматели)
17 субъектов Российской Федерации:Краснодарский край, Республика Башкортостан, Чеченская Республика, Самарская область, Республика Татарстан, Тюменская область (без АО), Республика Дагестан, Свердловская область, Оренбургская область, Нижегородская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ивановская область, Республика Северная Осетия – Алания, Омская область, Ульяновская область, Владимирская область, Тамбовская область 5 субъектов Российской Федерации: г. Москва, Московская область, г. Санкт-Петербург, Новосибирская область, Удмуртская Республика
инвестиций в основной капитал на малых и средних предприятиях (юридические лица и индивидуальные предприниматели)
15 субъектов Российской Федерации:Брянская область, Воронежская область, Липецкая область, Тульская область, Ульяновская область, Алтайский край, Республика Мордовия, Оренбургская область, Республика Башкортостан, Нижегородская область, Чувашская Республика, Челябинская область, Ставропольский край, Кировская область, Приморский край 18 субъектов Российской Федерации: Ленинградская область, Краснодарский край, Белгородская область, Свердловская область, Новосибирская область, Московская область, Иркутская область, Тамбовская область, Красноярский край, Самарская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ, Омская область, Республика Татарстан, г. Санкт-Петербург, Магаданская область, Рязанская область, Томская область

Источник: расчеты Минэкономразвития России на основе данных Росстата


Приложение 2. Объемы финансирования основных федеральных программ финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в 2013-2014 гг.

Распорядители бюджетных средств Мероприятия Финансирование за счет средств федерального бюджета в 2013 г. (млрд. руб.) Финансирование за счет средств федерального бюджета в 2014 г. (млрд. руб.)
Минсельхоз России поддержка малых форм хозяйствования – субсидирование % ставки 5,0 8,6 4,75 8,16
поддержка начинающих фермеров 2,0 1,9
развитие семейных животноводческих ферм 1,5 1,4
оформление земельных участков в собственность КФХ 0,1 0,114
Минтруд России содействие самозанятости безработных - -
Минобрнауки России (Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере) прикладные научные исследования и разработки 4,1 4,0
Минэкономразвития России субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства 19,82 21,6*
Внешэкономбанк гарантии субъектам среднего предпринимательства на реализацию инвестиционных проектов 20,0 -
ОАО «Небанковская депозитно-кредитная организация «Агентство кредитных гарантий» гарантии субъектам малого и среднего предпринимательства и контргарантии региональным гарантийным фондам - 50,0
Итого: 52,51 83,76

* В том числе средства в размере 1,8 млрд. рублей, предусмотренные на поддержку малых инновационных компаний Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.


Приложение 3. Изменение финансово-экономических показателей субъектов малого и среднего предпринимательства – участников федеральной программы финансовой поддержки в 2011 году

Среднегодовая выручка от реализации товаров (работ, услуг) на 1 предприятие, получившее поддержку в 2011 г. (тыс. руб.) Средняя стоимость отгруженных товаров собственного производства на 1 предприятие, получившее поддержку в 2011 г. (тыс. руб.)
Инвестиции в основной капитал на 1 предприятие, получившее поддержку в 2011 г. (тыс. руб.) Объем привлеченных заемных (кредитных) средств на 1 предприятие, получившее поддержку в 2011 г. (тыс. руб.)
Среднесписочная численность работников на 1 предприятие, получившее поддержку в 2011 г. (тыс. руб.) Объем налогов и сборов, страховых взносов на 1 предприятие, получившее поддержку в 2011 г. (тыс. руб.)

Приложение 4. Перечень обязательных сборов и платежей, имеющих сходство с налогами и сборами, взимаемых на территории Российской Федерации

  Сборы и платежи Регулирующий НПА
1. Страховые взносы на обязательное социальное страхование Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»
2. Дополнительные тарифы в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц (по Списку № 1 – 9%, по Списку № 2 и «малым спискам» – 6% или исходя из результатов специальной оценки) Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. «426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
3. Проведение специальной оценки условий труда Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
4. Страхование от несчастных случаев на производстве Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
5. Взносы на дополнительное социальное обеспечение (6,7% от оплаты труда) Федеральный закон от 10 мая 2010 г. № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности»
6. Обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»
7. Проведение обязательного энергетического обследования Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
8. Плата за лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
9. Экологический сбор на товары Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», статья 1, пункт 22 в части дополнения Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» статьей 24.5.
10. Плата за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1509
11. Сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов Глава 25.1 Налогового кодекса Российской Федерации
12. Утилизационный сбор в отношении колесных транспортных средств (шасси) в электронном виде Статья 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
13. Торговый сбор Глава 33 Налогового кодекса Российской Федерации
14. Патентная пошлина за отдельную регистрацию товарного знака, выделенную из действующей регистрации товарного знака, и выдачу свидетельства на него «Положение о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 г. № 941
15. Патентная пошлина за регистрацию заявки на выдачу патента Российской Федерации на промышленный образец Постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 г. № 941
16. Патентная пошлина за регистрацию заявки на выдачу патента Российской Федерации на изобретение и принятие решения по результатам формальной экспертизы Постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 г. № 941
17. Патентная пошлина за регистрацию заявки на выдачу патента Российской Федерации на полезную модель, их регистрация и экспертиза Постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 г. № 941
18. Пошлина за регистрацию наименования места происхождения товара и свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара Постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 г. № 941
19. Государственная регистрация договоров о распоряжении исключительным правом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для электронных вычислительных машин, базу данных, а также переход без договора исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, базу данных Постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 г. № 941
20. Платеж за государственную регистрацию программы для ЭВМ и базы данных в соответствующем Реестре, включая выдачу заявителю свидетельства о государственной регистрации, а также публикацию сведений в официальном бюллетене (для организаций) Постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 г. № 941
21. Вывозная таможенная пошлина Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 2012 № 756
22. Ввозная таможенная пошлина Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года № 54 (Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза)
23. Таможенные сборы: таможенные сборы за совершение действий, связанных с выпуском товаров; таможенные сборы за таможенное сопровождение; таможенные сборы за хранение. Таможенный кодекс Таможенного союза
24. Средства, уплачиваемые импортерами таможенным органам за выдачу акцизных марок Таможенный кодекс Таможенного союза
25. Сборы за проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий Постановление Правительства Российской Федерации от 05 марта 2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»
26. Сборы, вносимые заказчиками документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, организация и проведение которой осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»
27. Лицензионные сборы Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
28. Плата за негативное воздействие на окружающую среду Федеральный закон от 1 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. № 632 «Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды воздействия»; Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления»; Приказ Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду»
29. Платежи за пользование недрами: сбор за участие в конкурсе (аукционе) на право пользования недрами; разовый платёж за пользование недрами, установленный по результатам аукциона; регулярные платежи за пользование недрами (уплачивается до ввода месторождения в промышленную эксплуатацию). Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-I «О недрах»; Методика расчета минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами, утвержденная приказом Минприроды России от 30 сентября 2008 г. № 232; Порядок определения суммы сбора за участие в конкурсах или аукционах на право пользования участками недр, утвержденный приказом Минприроды России от 14 ноября 2013 г. № 507; Порядок определения конкретных размеров ставок регулярных платежей за пользование недрами, утвержденный приказом Минприроды России от 7 марта 2014 г. № 134
30. Арендная плата за лесопользование Лесной кодекс Российской Федерации
31. Арендная плата за землю Земельный кодекс Российской Федерации; Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации»
32. Плата за специальные разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения»
33. Плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 68-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», статья 3, пункт 3 в части дополнения Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» статьей 31.1; постановление Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 504
34. Плата за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа (ПНГ)» Постановление Правительства Российской Федерации от 08 ноября 2012 г. № 1148 «Об особенностях исчисления платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа (ПНГ)»
35. Государственная пошлина за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества Налоговый кодекс Российской Федерации (пп.22 ст. 333.33)
36. Государственная пошлина за нотариальное удостоверение договоров купли-продажи или залога доли в обществе с ограниченной ответственностью Налоговый кодекс Российской Федерации (пп. 4.1. ст. 333.33)
37. Применимо к любой госпошлине Налоговый кодекс Российской Федерации (ст. 333.17)
38. Государственная пошлина за действия, связанные с лицензированием деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Налоговый кодекс Российской Федерации (пп. 94 п. 1 ст. 333.33); письмо Минфина России от 24 мая 2011 г. № 03-05-05-03/18
39. Государственные пошлины, взимаемые за совершение Банком России юридически значимых действий в части финансового рынка: Государственная регистрация российских депозитарных расписок, выпуска (дополнительного выпуска) опционов эмитента Регистрация основной части проспекта ценных бумаг Предварительное рассмотрение документов, необходимых для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг и т.д. Налоговый кодекс Российской Федерации
40. Сборы на проведение фитосанитарного обеззараживания зерна Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 206 «О карантине растений»

[1] На представленном рисунке видно, что по количеству малых и средних предприятий на 1000 человек населения (горизонтальная шкала) Россия находится на сопоставимом с другими странами уровне. Однако средний объем добавленной стоимости, создаваемый малыми и средними предприятиями (вертикальная шкала), в России заметно отстает от показателей других стран. Как следствие, вклад малого и среднего бизнеса в ВВП (размер кружка) в России находится на самом низком уровне среди представленных стран.

[2] На представленном рисунке видно, что в России 75% рабочих мест в России обеспечивают предприятия с численностью занятых от 250 работников (фиолетовая шкала), тогда как в других странах данный показатель в среднем составляет 30-40%. При этом предприятия с численностью работников от 50 до 250 работников (зеленая шкала) в России обеспечивают менее 4% рабочих мест, в других странах на предприятиях данной категории работает 15-20% от общего числа занятых.

[3] Индекс предпринимательской уверенности в промышленности рассчитывается как среднее арифметическое значение балансов по фактически сложившимся уровням спроса и запасам готовой продукции (с обратным знаком) и ожидаемой тенденции выпуска продукции; в процентах.

[4] Положительно относятся к предпринимательству около 70% россиян (Доклад «Amway Global entrepreneurship report»)

[5] Положительно относятся к тем, кто занимается собственным бизнесом около 75% россиян (опрос Левада Центра «Россияне о бизнесе и бизнесменах», октябрь 2014)

[6] В России 93% населения не только не вовлечены в предпринимательскую деятельность, но и не рассматривают для себя возможность создания бизнеса. Лишь каждый 23-ий россиянин (4,3%) в трудоспособном возрасте является ранним предпринимателем (Глобальный мониторинг предпринимательства, 2012)

[7] Исследовательский проект «Институт предпринимательства как фактор формирования социального доверия в российских регионах. Саратовская область, 2012 год

[8] По данным исследования «Глобального мониторинга предпринимательства» (GEM)

[9] Опрос «Деловой России» и портала Superjob.ru показал, что 61% респондентов положительно ответили на вопрос «Хотели бы вы, чтобы у вашего ребенка в школе были уроки предпринимательства?»

[10] Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утверждена приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@

[11] Согласно результатам исследования Российской академии народного хозяйства и государственной службы, в 2014 году около 11,9% граждан были заняты на теневом рынке труда (т.е. их рабочие отношения с работодателем никаким образом не оформлены), и последние 10 лет эта доля значимым образом не изменилась. Наиболее распространена подобная практика в сфере торговли. В региональном разрезе теневая занятость наиболее высока в Северо-Кавказском федеральном округе.

[12] Росстат. Материалы обследований населения по вопросам занятости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: