Глава 8. Мышление. видимому, заключается в том, что предмет творчества писателя — образ или сюжет— оформляется в языке

видимому, заключается в том, что предмет творчества писателя — образ или
сюжет— оформляется в языке, что требует скорее техники, чем вдохнове-
ния. В поэзии процесс творчества происходит в момент связывания мыс-
ли со словом, в результате чего технический процесс оформления мысли
практически отсутствует. В результате в работе прозаика значительное ме-
сто занимает стадия реализации замысла. В этом плане поэзия является,
возможно, наиболее чистым видом творчества.

Различия между видами творчества станут еще более явными, если мы
затронем работу ученого и изобретателя. Многочисленные исследования
биографических материалов позволили установить типичную последова-
тельность стадий, которую проходит процесс научного открытия. Наибо-
лее известное описание стадий предложено Уолласом, хотя есть сходные
классификации других авторов. На первом этапе ученый предпринимает
длительные и упорные попытки найти решения проблемы, которые, од-
нако, не приводят к успеху. Затем следует пауза, период отдыха, после ко-
торого в голову может неожиданно придти нужная идея. Для того чтобы
идея появилась, оказывается нужен определенный период «инкубации»,
когда человек ничего не предпринимает сознательно, но тем не менее по-
мимо его сознания происходит какая-то скрытая работа, проявляющаяся
в «озарении». На последнем этапе ученый разрабатывает идею и находит
решение проблемы.

Одно из наиболее ярких свидетельств описанного феномена принадле-
жит великому математику Анри Пуанкаре. Вот один из его примеров. «В то
время я занялся изучением некоторых вопросов теории чисел, не получая
при этом никаких существенных результатов и не подозревая, что это мо-
жет иметь малейшее отношение к прежним исследованиям. Разочарован-
ный своими неудачами, я поехал провести несколько дней на берегу моря и
думал совсем о другой вещи. Однажды, когда я прогуливался по берегу, мне
...внезапно, быстро и с...мгновенной уверенностью пришла на ум мысль, что
арифметические преобразования квадратичных форм тождественны преоб-
разованиям неэвклидовой геометрии» (цит. по: [Пуанкаре, 1981, с. 360]). Там
же А. Пуанкаре описывает, как другая идея пришла ему в голову, когда он
ставил ногу на подножку омнибуса и вел светский разговор.

Отличие от художественного творчества налицо. Этап озарения является
мгновенным против достаточно долговременных периодов вдохновения у
поэтов. Озарение ученого направлено на заранее поставленную цель, тог-
да как у художника результат нередко уходит от цели. Наконец, подгото-
вительный этап носит совершенно различный характер. Если у ученого он
достаточно выражен и связан с сознательными попытками достижения
цели, то у художника он, по-видимому, неотличим от суеты повседневной
жизни. Собирание материала для поэмы является прообразом этой подго-
товительной работы, которая не служит достижению цели — это лишь за-
готовка материала.

Отличие процессов творчества в этих сферах связано, конечно, с осо-
бенностями задач. В случае научного творчества задача заключается в по-
знании, в случае искусства — в создании. В этом плане творчество инже-


Исследовательское поведение

нера приближается к писательскому труду. В искусстве познание (как сбор
впечатлений и материалов для произведения) предшествует собственно
творчеству. В случаях познания, описанных Пуанкаре и другими учены-
ми, цель более точно определена, вернее, определяется интеллектуально
до творчества. В искусстве произведение не отвечает никакой особой цели.
В то же время оба вида творчества явно имеют общие черты, среди кото-
рых центральная — доминирующая роль неосознанных процессов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: