Дж. Каган в своих ранних работах описал устойчивые предпочтения в спо-
собах категоризации изображений людей и предметов. Изучение основа-
ний сортировки позволило выделить три основных стратегии категориза-
ции: аналитико-описательную (объединение изображений осуществляет-
ся на основе сходства их конкретных признаков или отдельных деталей,
например, «люди с рыжими волосами»); тематическую (включает группи-
ровки, основанные на ситуативных или функциональных отношениях, на-
пример, «мужчина, женщина, мальчик— это семья»); категориально-за-
ключающую (изображения объединяются на основе некоторого категори-
ального суждения с использованием общей категории, например, «одна
профессия», «атлеты») [Kagan, Moss, Sigel, 1963].
Последующие исследования показали, что дети, склонные к аналити-
ческому способу категоризации, лучше контролируют свое интеллектуаль-
ное поведение, более внимательны при выполнении заданий, т.е. действу-
ют рефлективно. Напротив, дети, склонные демонстрировать тематиче-
ский способ категоризации, обнаруживают в своем поведении проявления
импульсивности. В итоге был сделан вывод о существовании индивидуаль-
ных различий в когнитивном темпе (в скорости принятия решений): им-
пульсивный стиль соотносится с быстрым принятием решений, рефлектив-
ный стиль — с медленным [Kagan, 1966].
|
|
Фактор когнитивного темпа Каган связывал с определенными фазами
процесса решения задачи, такими как селекция возможных гипотез и оцен-
ка принятого решения. Другими словами, импульсивный — рефлективный
стили связаны с этапами выбора гипотез и обоснования решения.
Хотя факты свидетельствовали о том, что импульсивный стиль связан
с увеличением количества ошибочных решений, на первый план в теории
когнитивного темпа вышли динамические характеристики интеллектуаль-
ной деятельности. При этом детерминанты индивидуальных различий в
скорости принятия решений Каган связывал с особенностями мотиваци-
онно-аффективной сферы личности, а именно: мерой сбалансированнос-
ти двух субъективных ценностей в виде ориентации на быстрый успех
(склонность к импульсивному стилю) либо тревоги относительно возмож-
ности сделать ошибку (склонность к рефлективному стилю). Характерно,
что, по данным Кагана, культурно депривированные дети по особеннос-
тям своего когнитивного темпа оказывались в группе импульсивных.
Теоретические истоки стилевого подхода