Понятие когнитивного контроля было развито сотрудниками Менингер-
ской клиники Р. Гарднером, Ф. Хольцманом, Г. Шлезингером, Г. Клей-
ном и др. Они пытались отыскать некоторые структурные константы в ког-
нитивной сфере личности, которые выступали в качестве посредников
между аффективными состояниями и внешними воздействиями. Эти пси-
хические образования получили название когнитивных контролирующих
принципов (когнитивных контролей).
Когнитивные контроли — это индивидуально-своеобразные способы
восприятия, категоризации и интерпретации происходящего. В рамках
данного направления были описаны 6 когнитивных контролей (когнитив-
ных стилей в современной терминологии): диапазон эквивалентности, ши-
рота категории, ригидный — гибкий познавательный контроль, толерант-
ность к нереалистическому опыту, фокусирующий контроль, сглаживание —
заострение [Gardner, Holzman, Klein, Linton, Spence, 1959].
Согласно традиционной психоаналитической точке зрения, индивиду-
альные различия в познавательной деятельности — это «искаженное» от-
ражение реальности, поскольку потребности (аффекты, влечения) непо-
средственно проецируются на основные познавательные процессы, порож-
дая тем самым эффекты психологической защиты. С точки зрения пред-
ставителей Менингерской школы, когнитивные контроли отличаются от
психологической защиты по своим функциям и источникам своего разви-
тия. В частности, когнитивные контроли — свободные от конфликта про-
цессы. Они обеспечивают реалистически адаптивные формы отражения и
|
|
Глава 10. Когнитивные стили
соответственно наиболее оптимальный для данной личности тип интеллек-
туальной адаптации в определенной жизненной ситуации.
Гарднер и его соавторы подчеркивали, что по одному определенному ког-
нитивному контролю еще нельзя судить о личности. Следует принимать во
внимание комплекс когнитивных контролей, который и был обозначен ими
термином «когнитивный стиль». Таким образом, только знание когнитивно-
го стиля личности как индивидуально-своеобразного сочетания разных кон-
тролей обеспечивает основу для предсказания индивидуального поведения.