Семья и интеллект

различиях в показателях интеллекта между детьми, рожденными с разным
интервалом.

Выдвинутая гипотеза не объясняла случай единственного ребенка в се-
мье, рожденного поздно. Кроме того, ее опровергают данные исследова-
ния интеллекта близнецов. Если следовать этой гипотезе, интеллект близ-
нецов должен быть ниже, чем у одиночно рожденных детей, поскольку
близнецы развиваются в утробе и делят питание пополам. Действительно,
у близнецов уровень интеллекта несколько ниже, чем у их одиночно рож-
денных сверстников. Но если близнец растет один (близнецы разлучены
или второй близнец рано умер), то различий в уровне его интеллекта и ин-
теллекта одиночно рожденных детей нет.

Другая гипотеза— экономическая. Считается, что на первенеца расхо-
дуется большая часть «воспитательных ресурсов» семьи. На долю осталь-
ных детей остается все меньше времени, денег, здоровья и внимания ро-
дителей и т.д. Против этой гипотезы также были выдвинуты многочислен-
ные возражения. С ее помощью нельзя объяснить различия в уровне ин-
теллекта единственных детей и первенцев, близнецов, живущих вместе, и
близнеца, потерявшего своего напарника. Непонятно, чем обусловлены
различия в уровне интеллекта детей, рожденных с разными временными
промежутками после рождения предыдущих детей.

Генетики предложили свое объяснение. Давно обнаружено, например,
что с увеличением возраста у матери и у отца повышаются вероятности ге-
нетических нарушений. Но трудно представить, что будут существенные
генетические различия между детьми одних и тех же родителей в зависи-
мости от очередности их рождения!

В противоположность этим гипотезам Зайонц предположил, что основ-
ным фактором влияющим на развитие интеллекта детей является «интеллек-
туальный климат» семьи, а точнее интенсивность интеллектуального взаи-
модействия с родителями. Первенцы получают больше родительского вни-
мания и больше взаимодействуют с родителями, чем дети, рожденные поз-
же. Это позволяет им развиваться более интенсивно. И в дальнейшем иерар-
хия сохраняется: первенцы больше и чаще взаимодействуют с родителями,
чем их младшие братья и сестры. К тому же они играют роль посредников
при общении родителей с маленькими детьми. Особенно взаимодействие с
родителями сказывается на речевом развитии первенцев и ранее рожденных
детей, поскольку общение со взрослым намного богаче, чем взаимодействие
с братьями и сестрами, в кругу которых находятся младшие дети.

Если братья и сестры рождаются с небольшим промежутком времени (1—3
года), то они оказываются в ситуации, сходной с той, в которой живут близ-
нецы. В том случае, когда близнецы больше взаимодействуют друг с другом,
чем с родителями и старшими детьми, они замыкаются друг на друге. У них
формируется особый «внутренний» язык, понятный только им двоим; они
отстают в интеллектуальном развитии от других детей. Брат и сестра, если
они погодки, много времени проводят вместе; родители вынуждены распре-
делять свои интеллектуальные ресурсы на двоих, поэтому каждому из детей
меньше достается «интеллектуальной пищи» от взрослых.


Глава 15. Детерминанты когнитивного развития

Отправной точкой теории Зайонца были исследования интеллекта гол-
ландских призывников 1944—1947 годов рождения. Результаты тестирова-
ния нескольких десятков тысяч испытуемых были весьма показательны:
интеллект призывника снижается с увеличением числа детей в семье. Наи-
большие баллы коэффициента интеллекта получают старшие дети. Чем
дальше время рождения призывника от времени рождения первенца, тем
ниже его интеллект.

Модель Зайонца достаточно сложна. Он полагает, что каждый член се-
мьи (и дети, и родители) имеет определенный уровень интеллекта. Каж-
дый член семьи вносит свой вклад в «интеллектуальный климат» семьи
пропорционально своему интеллектуальному уровню, а семья в свою оче-
редь влияет на него. Самый высокий уровень интеллекта следует ожидать
в малых семьях с большой разницей лет рождения между детьми. Появле-
ние брата или сестры для ребенка 4 лет значимей, чем для ребенка 11 —12
лет, потому что к 12 годам он уже достигает 70—80% интеллектуального
развития и может быть условно причислен к категории взрослых. В соот-
ветствии с моделью Зайонца влияние на интеллект детей от рождения оче-
редного ребенка будет отрицательным, если им не исполнилось 3 лет, по-
ложительным для детей от 4 до 9 лет, отсутствует эффект для детей от 9 до
12 лет, а затем возрастает отрицательный эффект.

Зайонц предсказал в 1976 г. уменьшение средних показателей по тесту
школьных способностей у учащихся американских школ до 1980 г.; при-
чиной стало увеличение числа детей в средней американской семье. Ему
удалось объяснить это любопытное явление. С 1964 по 1980 г. средний балл
по тесту школьных способностей снизился с 490 до 445, а после 80-го года
начался его рост. Зайонц объяснил это последствием «беби-бума» — рез-
кого всплеска рождаемости после окончания Второй мировой войны. Мо-
лодые американцы победителями вернулись из армии и с флота, женились
на радостях, селились в коттеджах, которые росли в пригородах, и успеш-
но рожали детей. Позже наметилось снижение рождаемости, что и отра-
зилось на средних показателях интеллекта. Зайонц прогнозирует неболь-
шое снижение средних тестовых показателей интеллекта американских
школьников после 2000 г. поскольку в конце 80-х — начале 90-х годов в
США наметилось увеличение рождаемости.

Если рассмотреть модель Зайонца применительно к нашей российской
ситуацию с рождаемостью, то ее падение к середине 90-х годов, связанное
с катастрофическим снижением уровня жизни населения и утратой соци-
альных перспектив, имеет и другую сторону. Возможно, что единственные
дети будут умнее предшествующего поколения, оазумеется, если они будут
жить в нормальных семьях, а родители будут уделять им внимание.

В августе 1986 г. Зайонц опубликовал обобщающую статью, где проана-
лизировал результаты 27 исследований влияния конфигурации семьи на
уровень интеллекта детей. Исследования проводились в США, Бельгии,
Нидерландах, Англии, Франции и других странах с помощью разных тес-
тов интеллекта. В каждом из них участвовало от 1 тысячи до 1 миллиона
испытуемых. Был различен и возраст детей — от 5 до J 8 лет. Практически


Семья и интеллект

все работы свидетельствуют о снижении интеллекта детей с увеличением
их числа в семье. Эффект последовательности рождения был обнаружен
лишь в 14 работах, проведенных в Нидерландах, США, Англии, Израиле
и Франции: там, где возраст детей-испытуемых не превышал 12 лет, эф-
фект почти отсутствует, но в более старших группах (от 14 лет) тестовые
результаты у детей, родившихся последними, снижены значительней. Дети
из многодетных семей отстают в школьной успеваемости, у них хуже раз-
виты навыки чтения, они делают больше ошибок в вычислениях, хуже ре-
шают творческие задачи.

Выявлено, что при маленьких интервалах между рождением детей в наи-
более неблагоприятных условиях развития оказывается средний ребенок.
Он отстает и в речевом развитии, и в интеллектуальном. Дело в том, что в
многодетной семье интенсивность общения с появлением каждого ново-
го ребенка переключается на него. Первенец получил свою долю общения
в младенчестве. Среднему родительского внимания не достается вообще.
Поскольку у него в 2—3 года должна формироваться активная речь, дефи-
цит общения со временем сказывается на ее развитии. Старшие дети, ко-
торым 3—5 лет, речью владеют еще недостаточно хорошо, а младшие еще
не говорят, а лепечут.

В России самое объемное исследование влияния конфигурации семьи
на развитие детей предпринял коллектив психологов под руководством
И.В. Равич-Щербо. В пяти городах России (Москве, Перми, Ульяновске,
Ижевске и Нальчике) были проанализированы учебные оценки учащихся
вторых (7310 человек) и восьмых (5054 человека) классов средней школы.
Авторы получили распределение оценок по основным школьным предме-
там в зависимости от особенностей конфигурации семьи.

Результаты наших отечественных коллег почти полностью совпадают с
выводами зарубежных авторов. Чем меньше размер семьи, тем больше ве-
роятность, что дети будут учиться на четверки и пятерки. И соответствен-
но троечники и двоечники встречаются чаще в многодетных семьях. Под-
твердилась и связь порядкового номера рождения ребенка с успеваемос-
тью: дети, родившиеся первыми, имеют преимущество — они лучше успе-
вают практически по всем предметам. Не выявилось только преимущество
первенцев над детьми, рожденными вторыми; закономерность проявляет-
ся лишь на третьих-четвертых детях.

Разница в возрасте между детьми — фактор менее значимый, чем по-
рядок рождения детей и размер семьи. Наилучший интервал рождения де-
тей 6—7 лет. В целом же неблагоприятно сказывается на учебных успехах
ребенка малая разница в возрасте между ним и его братьями и сестрами.

Оказалось, что негативные эффекты размера семьи и порядкового но-
мера рождения ребенка сильнее сказываются на школьных успехах дево-
чек, чем мальчиков: на девочек меньше обращают внимания, не занима-
ются их интеллектуальным развитием после поступления в школу. Любо-
пытно, что «стартовые возможности» (начальный уровень успеваемости)
у единственных дочерей выше, чем у единственных сыновей. В чем тут
причина, мы расскажем далее.


Епава 15. Детерминанты когнитивного развития

Итак, «модель слияния», которая предсказывает изменение интеллек-
туальной среды семьи с появлением нового ребенка, получает все новые
подтверждения. Какой же должна быть «идеальная» конфигурация семьи,
если следовать модели Зайонца? Очевидно, такая семья должна состоять
из 2—3 детей и пары родителей; причем разница в возрасте между детьми
должна быть не меньше 6—7 лет. Но и в этом случае следует пристальное
внимание обращать на интеллектуальное развитие среднего и особенно —
младшего ребенка. При такой модели семьи можно примерно рассчитать
оптимальное время рождения ребенка. Если первенец родился, когда жен-
щине было 20—22 года, то следующего ребенка она может родить в 26—29
лет, а третьего в 32—36.

Конечно, эти выкладки не более чем вероятностные рекомендации. Ин-
дивидуальная жизнь разнообразнее всяческих теорий и гипотез. Тем более
сложна жизнь современной семьи. Что же касается единственного ребенка
в семье, его воспитание— отдельная проблема, которой посвящено доста-
точно книг и статей. Опасность здесь кроется в воспитании «кумира семьи»,
эгоцентрика, который не может строить отношения с окружающими.

Помимо модели Р. Зайонца существуют и другие модели влияния ро-
дителей на интеллект детей.

«Идентификационная» модель

В основе этой модели лежат представления о ребенке как о существе,
отождествляющем себя, уподобляющемся близким для него людям. Пред-
полагается, что ребенок активно осваивает новые способы поведения, при-
сущие своему полу, психологически отождествляя («идентифицируя») себя
с родителем того же пола.

Идентификация ребенка с родителем (сына с отцом, дочери с матерью)
действительно предопределяет сходство между ними по некоторым лич-
ностным чертам, но прогнозы этой модели по отношению к развитию спо-
собностей не оправдываются. Следовало бы ожидать более высоких кор-
реляций уровней интеллекта отца и сына, матери и дочери, нежели отца и
дочери, сына и матери. Данные тестирования этого не подтвердили.

Трудно спорить с тем, что продолжительность общения со взрослым
влияет на развитие ребенка. Давно доказано, что родители являются пер-
вым образцом для подражания. Проблема в том, о каком общении идет
речь и кто является объектом идентификации и подражания?

«Экспозиционная» модель

Согласно этой модели, решающее значение для развития интеллекта де-
тей имеет продолжительность их общения друг с другом. Ребенок чаще и
дольше общается с матерью. Поэтому предполагается, что уровень интел-
лектуального развития детей будет больше коррелировать с уровнем интел-
лекта матерей, чем отцов. И действительно, данные многочисленных пси-
хологических исследований свидетельствуют о наличии «материнского эф-


Семья и интеллект

фекта»: величина корреляции интеллектов ребенка и матери обычно выше,
чем интеллектов ребенка и отца. Этот феномен был обнаружен, например,
в гавайском исследовании приемных детей. Исследователи сопоставляли
братьев и сестер, детей и родителей, а также родителей между собой. Тес-
тировались американцы японского и европейского происхождения. Иссле-
дователей интересовали общий, вербальный, пространственный интел-
лект, скорость восприятия, зрительная память. Корреляции матерей и де-
тей (как сыновей, так и дочерей) получились выше, чем отцов и детей.

Аналогично в миннесотском исследовании 176 приемных детей, анали-
зировались 100 семей, которые включали и кровных детей. И при этом ис-
следовании «материнский эффект» оказался значительнее, чем «отцовс-
кий».

Р. Роузу удалось выявить «материнский эффект» лишь для двух субтес-
тов шкалы Д. Векслера*.

Существуют и другие данные. В некоторых исследованиях выявлен и
противоположный «отцовский эффект»: интеллект отца теснее коррели-
рует с интеллектом ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: