Н.Н. Поддьяков [1981; 2000] считает, что в целостной психике ребенка су-
ществуют две противостоящие друг другу области:
• область дифференцированных четких стабильных психических струк-
тур — устойчивое «ядро» детской психики;
• область глобальных поисковых психических структур, обладающих
чрезвычайно высокой подвижностью, изменчивостью. Это — подвиж-
ная «аура», которая располагается вокруг устойчивого ядра, «передний
край» психического развития ребенка. Глобальные структуры содер-
жат в себе (как в потенциальной, так и в активной форме) богатые за-
пасы самой разнообразной информации. Интенсивное продуцирова-
ние ребенком такого рода структур ведет к эффективному накоплению
огромных ресурсов информации.
Процесс функционирования и развития психики выступает в форме
двух противоположно направленных тенденций, связывающих эти две об-
ласти. Одна тенденция развития — от периферии к центру — состоит в не-
прерывном преодолении глобальности и неопределенности психических
образований путем их дифференциации и уточнения. Неопределенные
психические образования становятся частью устойчивого ядра.
Вторая тенденция развития — от центра к периферии — состоит в не-