Альтруизм (заботливость)

В психоаналитической концепции 3. Фрейда альтруизм рассматривается как не­вротическая потребность субъекта в ослаблении чувства вины либо как компен­сация им первобытного эгоизма, подвергнутого вытеснению. Исходным для фор­мирования человека как альтруиста является наличие у него желания оказывать помощь другим. Однако альтруистическими такие стремления становятся тогда, когда эта помощь оказывается бескорыстно, а подчас и в ущерб себе. В результате закрепления у человека формируется альтруистическая установка, становящая­ся для него моральным принципом.

Альтруизм рассматривается в западной психологии как стремление оказывать помощь. Данный мотив (need nurturence, заботливость по Г. Мюррею [Н. Murrey, 1938]) проявляется в сочувствии, в удовлетворении потребностей беспомощного, в стремлении опекать, утешать, защищать, заботиться, успокаивать и исцелять тех, кто в этом нуждается. Альтруизм проявляется по собственному убеждению, без какого бы то ни было давления со стороны, и базируется на нравственных нормах общества, таких, например, как чувство долга, социальная ответственность. У веру­ющих альтруизм основывается на религиозном постулате «возлюби ближнего сво­его». Важную роль в проявлении альтруизма играет способность человека к сопе­реживанию (эмпатии).

Важным свойством личности, предрасполагающим к альтруистическому пове­дению, является предрасположенность к сопереживанию человеку, нуждающему­ся в помощи (эмпатия). Чем больше человек склонен к сопереживанию, тем выше его готовность к помощи в конкретном случае (Дж. Кок с соавторами [/. Coke, С. Batson, К. McDevis, 1978]).



Известны три теории альтруизма. Согласно теории социального обмена, оказание помощи, как и любое другое социальное поведение, мотивируется желанием минимизировать затра­ты и оптимизировать вознаграждение. Другие же психологи считают, что к оказанию помощи побуждает и подлинный, бескорыстный альтруизм.






Теория социальных норм исходит из того, что оказание помощи связано с существовани­ем в обществе определенных правил. Норма взаимности побуждает нас отвечать добром, а не злом тем, кто пришел нам на помощь. Норма социальной ответственности заставляет нас заботиться о тех, кто в этом нуждается, столько времени, сколько нужно, даже тогда, когда они не в состоянии отблагодарить нас. Эволюционная психология исходит из существования двух типов альтруизма: альтруиз­ма, основанного на защите собственного рода, и альтруизма, основанного на взаимном об­мене. Однако большинство психологов-эволюционистов полагают, что у генов эгоистичных индивидов больше шансов выжить, чем у генов личностей, склонных к самопожертвованию, и что поэтому общество должно учить альтруизму.

МайерсД., 2004, с. 572.


С. Шварц и Г. Клаузен (S. Schwartz, G. Clausen, 1970) показали, что готовность к оказанию помощи более выражена у людей с внутренним локусом контроля, воспринимающих себя как активных субъектов действия.

Е. Стауб (Е. Staub, 1974) отмечает положительную роль уровня морального раз­вития и отрицательную роль макиавеллизма (пренебрежение моральными прин­ципами ради достижения цели) для готовности оказать помощь.

В связи с этим можно констатировать, что проявление альтруизма связано с дву­мя мотивами: морального долга (МД) и морального сочувствия (МС). Человек с мотивом МД совершает альтруистические поступки ради нравственного удов­летворения, самоуважения, гордости, повышения моральной самооценки (избе­гание или устранение искажения моральных аспектов Я-концепции, представле­ния о себе), относясь при этом к объекту помощи совершенно по-разному (и даже иногда отрицательно). Помощь носит жертвенный характер («отрывает от себя»). Люди с мотивом МД (а это в основном лица авторитарного типа) характеризуют­ся повышенной личной ответственностью.

Человек с мотивом МС проявляет альтруизм в связи с идентификационно-эмпатическим слиянием, отождествлением, сопереживанием, но иногда не дохо­дит до действия. Его помощь не имеет жертвенного характера, альтруистические проявления неустойчивы из-за возможного уменьшения идентификации и повы­шения личной ответственности.

Эгоизм

Эгоизм означает предпочтение при выборе линии поведения собственных инте­ресов и потребностей интересам общества, потребностям других людей и является наиболее открытым проявлением индивидуализма. Способствуют возникнове­нию эгоизма неправильные воспитательные воздействия родителей, формирую­щие у ребенка завышенную самооценку и эгоцентризм. Последний означает не­способность человека, сосредоточиваясь на собственных интересах, желаниях, потребностях, влечениях, понять стремления, переживания других людей. В то же время эгоцентризм и эгоизм — не одно и то же. Эгоист может не быть эгоцентристом;


он может хорошо представлять себе цели других людей, но сознательно пренеб­регать ими.

Эгоцентризм наиболее ярко проявляется в детском возрасте и преодолевается в большинстве случаев к 12-14 годам. В старческом возрасте он снова возрастает. Нередко эгоцентризм проявляется при некоторых психических заболеваниях (шизофрении, психопатии, истерии).


РАЗДЕЛ III


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: