Роль государства в управлении инновационной деятельностью

К наиболее важным функциям государства в управлении инновационной деятельностью относятся[6,c.186]:

1. Аккумулирование средств на научные исследования и инновации. Необходимая концентрация ресурсов может достигаться как за счет действия общих механизмов перераспределения через бюджет, так и за счет формирования специальных фондов. Данная функция может осуществляться не только непосредственным финансированием инновационных процессов из государственных средств, но и содействием аккумулированию ресурсов в частных, акционерных, смешанных, общественных, совместных (международных) структурах. В ряде случаев государство может концентрировать как финансовые средства, так и требуемые для осуществления инноваций интеллектуальные, материально-технические ресурсы.

2. Координация инновационной деятельности. Перед государством стоит задача определения общих стратегических ориентиров инновационных процессов. С целью их достижения государство содействует кооперации и взаимодействию различных институтов в осуществлении инноваций. Государственные структуры формируют единое технологическое пространство, обеспечивающее совместимость нововведений. Актуальными задачами являются также координация во временном аспекте, синхронизирующая нововведения по технологическим цепям и стадиям научно инновационного цикла, смягчение цикличности инвестиционно- инновационных процессов.

3. Стимулирование инноваций. Центральное место здесь занимают поощрение конкуренции, а также различные финансовые субсидии и льготы участникам инновационных процессов. Большое значение имеет частичное или полное государственное страхование инновационных рисков. Государство способно оказывать “инновационное давление” на хозяйствующие субъекты введением санкций за выпуск устаревшей продукции или использование устаревших технологий.

4. Создание правовой базы инновационных процессов. Важно не только формирование необходимого законодательства, сочетающего стабильность и своевременную корректировку в соответствии с общественными и технологическими изменениями, но и создание реально действующих механизмов, обеспечивающих его соблюдение. Особое место принадлежит государственной защите прав создателей научно-технической продукции и инноваторов, т. е. охране прав интеллектуальной и промышленной собственности.

5. Кадровое обеспечение инноваций. Содержание программ обучения в государственных учебных заведениях должно способствовать как развитию творческого потенциала генераторов инноваций, так и восприимчивости специалистов к нововведениям. Необходимо стремиться к достижению сбалансированности универсальных и специальных знаний, а также представлений о коммерционализации инноваций. Важно сформировать навыки к постоянному самообразованию в течение всей активной жизни.

6. Формирование научно-инновационной инфраструктуры. Государство обеспечивает деятельность информационных систем — одного из основных каналов распространения нововведений. Государственные структуры оказывают инноваторам и другие услуги: юридические, деловые, консультационные и т. д. Государство может так же выступать посредником между инновационными субъектами, оказывать помощь в поиске партнеров, заключении сделок под государственные гарантии и т. п.

7. Институциональное обеспечение инновационных процессов. Здесь прежде всего выделяется создание государственных организаций и подразделений, выполняющих НИОКР и осуществляющих нововведения в отраслях государственного сектора (оборона, здравоохранение, образование и т. д.). Государство также содействует распространению в экономике организационных структур, наиболее эффективных с точки зрения продуцирования и внедрения инноваций (крупные корпорации, малый бизнес и т. п.).

8. Регулирование социальной и экологической направленности инноваций. С одной стороны, государство призвано оказывать особую поддержку нововведениям, обеспечивающим социальную стабильность, поддержание экологического равновесия. С другой стороны, только на государственном уровне возможны предотвращение и нейтрализация негативных воздействий, связанных с научно-техническим прогрессом.

9. Повышение общественного статуса инновационной деятельности Государство о пропаганду научно-технических достижений и нововведений, моральное поощрение инноваторов, обеспечивает их социальную защиту и т. п.

10. Регулирование международных аспектов инновационных процессов. Государство в рамках выбранной общеэкономической и инновационной стратегии стимулирует международную научно-техническую и инновационную кооперацию, а также регулирует международный трансфер нововведений.

Основными формами финансовой поддержки, которые могут быть использованы органами управления, выступают:

· субсидии, представляющие собой безвозвратные пособия участникам инновационной деятельности в критические моменты ее становления и развития.

· дотации - ассигнования из бюджета на покрытие убытков от инновационной деятельности основных участников нововведений, а также соответствующей инфраструктуры.

· реальные инвестиции - долгосрочные вложения государственных капиталов в создание научно-технического задела; выполнение исследований и разработок некоммерческой направленности, социально-экономической либо экологической результативности; развитие конкурентоспособных производств и технологий.

· финансовые инвестиции - вложение государственных средств в операции с ценными бумагами инновационно - активных предприятий,

· финансовый лизинг сводится к покрытию части затрат, которые несут предприятия при приобретении новых машин и оборудования, а также замене действующих. Данная форма государственной финансовой поддержки связана с последней стадией инновационного процесса и затратами на обновление производственного аппарата.

Однако возможности безвозвратного финансирования ограничены рамками имеющихся в бюджете и внебюджетных фондах средств. Поэтому во многих случаях в целях поддержки инновационной деятельности вполне приемлемо выделение финансовых средств на возвратной основе. В данном случае речь идет о кредитовании инновационной деятельности.

Основными формами государственного кредитования могут выступать:

· прямые льготные займы, предоставляемые либо целевым образом, либо на конкурсной основе. Механизм льготного кредитования предполагает снижение процентной ставки за предоставляемый кредит или увеличение сроков кредитования.

· гарантированные займы, предполагающие получение кредита участниками инновационной деятельности в системе коммерческого кредитования под гарантию государственных управленческих структур. Гарантия может быть выдана на случай провала инновационного проекта и невозможности погашения кредита новатором;

· компенсационные соглашения могут заключаться между государственными структурами, кредиторами и заемщиками по поводу частичного возмещения за счет средств бюджета или внебюджетных фондов, предоставляемых новаторам кредитов или процентов за пользование ими.

На создание равных условий хозяйствования товаропроизводителям и новаторам нацелено и налоговое регулирование.

Основные формы налогового стимулирования общеизвестны - освобождение от уплаты налогов, изменение налогооблагаемой базы, понижение налоговых ставок, отсрочка платежа (налоговый кредит). Важно правильное применение имеющихся возможностей налогового регулирования к существующей системе налогообложения или видоизмененной с целью укрепления финансовой базы бюджетов и упрощения порядка взимания налогов.

Амортизационное регулирование связано со стимулированием заключительной стадии инновационного цикла, потреблением произведенных средств производства и особенно машин и оборудования. Изменение условий амортизации основных фондов влечет уменьшение или увеличение сроков покрытия расходов на реконструкцию и техническое перевооружение действующего производства, оснащение активными фондами новых производственных мощностей. Изменение единовременной нормы амортизационных отчислений способствует ускоренному возмещению затрат приобретения активных основных фондов с целью их замены новыми, более прогрессивными.

Рис. 1. Модель экономического механизма регулирования
инновационных процессов

Основные формы амортизационного регулирования достаточно отработаны и включают единовременную и ускоренную амортизацию основных фондов.

Ценовое регулирование инновационной деятельности предполагает государственное влияние на уровень цен (льготное ценообразование), по которым новаторы пользуются услугами инфраструктуры, сырьевыми и топливно-энергетическими ресурсами, услугами связи и информационного обеспечения, арендными услугами и услугами по подготовке кадров, повышению их квалификации и т.п. Снижение уровня цен с целью оказания поддержки в инновационной деятельности, привлечения к ней субъектов хозяйствования может осуществляться за счет компенсации из бюджета или внебюджетных фондов разницы в ценах, а также посредством организации части услуг на основе муниципальной собственности и государственных либо совместных частно-государственных структур.

Непосредственное регулирование цен применимо к системе контрактных цен, определяющих условия оплаты работ, выполняемых в рамках исследовательских и инновационных проектов. Учет при ценообразовании особенностей инновационной деятельности и фактора необходимости дополнительного стимулирования позволяет устанавливать цену контракта на уровне, удовлетворяющем все заинтересованные стороны: органы управления - в своевременном и качественном получении предполагаемых результатов; исполнителей - в более выгодных условиях работы по сравнению с другими видами деятельности.

Обобщенная модель экономического механизма регулирования инновационных процессов позволит учитывать особенности хозяйственной среды и приоритеты в ее развитии, мотивационные факторы товаропроизводства и специфику современного этапа общественного развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: