Являются наиболее распространенными. Их нередко называют функциональными теориями элиты.
Они не отрицают элитарную теорию в целом, но требуют коренного пересмотра ряда ее основополагающих установок.
В основе плюралистической концепции элиты лежат следующие постулаты:
Политические элиты являются функциональными. Квалификационная подготовленность к выполнению функций управления конкретными общественными процессами - важнейшее качество, определяющее принадлежность к элите.
Отрицание элиты как единой привилегированной группы.
В современном демократическом обществе власть распылена между разнообразными группами и институтами, которые с помощью прямого участия, давления, использования блоков и союзов могут налагать вето на неугодные решения, отстаивать свои интересы, находить компромиссы.
Деление общества на элиту и массу относительно, условно и часто размыто. Между ними существуют скорее отношения представительства, чем господства или постоянного руководства.
|
|
С помощью разнообразных демократических механизмов можно удержать элиты под влиянием масс. Этому способствует конкуренция элит.
В современных демократиях элиты формируются из наиболее компетентных и заинтересованных граждан, которые свободно могут входить в состав элиты, участвовать в принятии решений.
Главный субъект политической жизни - не элиты а группы интересов. Различия между элитой и массой основаны главным образом на неодинаковой заинтересованности в принятии решений. Доступ в руководящий слой открывают не только богатство и высокий социальный статус, но прежде всего личные способности, знания, активность.
В демократических государствах элиты выполняют важные общественные функции, связанные с управлением. Говорить же об их социальном господстве неправомерно.