Новые подходы, новые требования к государственному управлению с учетом реалий начала XXI века

В рамках современных подходов к оптимизации государствен­ного управления в условиях глобализации мировой экономики очевидна необходимость его реформирования. Государственное управление трактуется ныне как деятельность, базирующая на конкурентных принципах, нацеленная на обеспечение услуг для населения страны, региона, удовлетворения платежеспособного спроса населения. Его можно использовать для характеристики государственного управления понятий, применяемых для описания экономических процессов: «производство» (применительно к госу­дарству — производство услуг), «предприятие» (государственное. Учреждение как производитель услуг на рыночных принципах) и др. Термин «организация» характеризует как государственные и общественные (третий сектор), так и хозяйственные (предприятия, фирмы, компании и т.п.) учреждения. Этот подход в условиях рынка следует признать целесообразным.

В начале XXI столетия в жизни современного общества опре­делились радикальные перемены, требующие обновления деятель­ности государственных служб. Многие страны Европы и других частей света уже модернизировали свои системы государственного управления. Благодаря этому они стали более привлекательными для размещения на своей территории хозяйственных предприятий, привлечения иностранных инвестиций, что весьма существенно в условиях глобальной мировой конкуренции.

Практика показала, что современная реформа управления предполагает не только обеспечение стабильно высокого качества практических управленческих действий, но также разработку и внедрение новых, более эффективных управленческих структур и технологий. Основная цель качественного обновления государст­венного управления — повышение его открытости, расширение до­брожелательности по отношению к населению, ускорение управ­ленческих процессов, эффективное решение задач, повышение мо­бильности сотрудников и их удовлетворенности трудом.

Для обновления системы управления возможны различные подходы и методы. Их можно охарактеризовать кратко следую­щим образом:

— децентрализация компетенции;

— совмещение профессиональной и ресурсной ответственно­сти;

— уменьшение иерархических уровней управлений с уплотне­нием решаемых задач и объемов ответственности;

— вычленение отдельных, конкретных функций и образова­ние самостоятельных управленческих единиц;

— четкое разделение стратегических и тактических задач (использование принципа «заказчик-подрядчик»);

— ориентация на задачи и потребителей (действия в духе предложения услуг потребителю);

— ускорение процессов администрирования, планирования и принятия решений, в том числе с помощью проектного менедж­мента и использования управленческих команд;

— развитие системы стимулирования, ориентированной на оптимизацию использования ресурсов;

— разработка показателей и стандартов измерения трудовых достижений и контроля за результатами;

— внедрение принципа трудовых достижений в государствен­ной кадровой политике;

— введение бюджетирования и системы двойного бухгалтер­ского учета вместо подсчета затрат для обоснования решений;

— максимальное использование электронно-вычислительной техники в информационной и коммуникационной системах, а так­же при подготовке документации;

— укрепление духа состязательности.

Цели и пути их достижения в государственной управленческой организации. Главная цель любых управленческих действий — соблюдение общественного интереса. В отличие от частных инте­ресов, которые обеспечиваются и регламентируются посредством рынка, интерес общественный формируется как баланс интересов людей, выражающий общественное признание.

Демократические государственные органы конкретизируют общественный интерес с помощью политических целей, опреде­ленных посредством голосования по принципу большинства. Для реализации такие цели конкретизируются посредством задач. Последние обычно значительно различаются в зависимости от того, кто их реализует фактически и кто их может (должен) представ­лять. «Общественное» олицетворяет собой всеобщность и общее благо. Их обеспечение требует реализации общественных задач с помощью государства (федерации, регионов, муниципалитетов).

Главная цель любых управленческих действий — соблюдение общественного интереса. В отличие от частных инте­ресов, которые обеспечиваются и регламентируются посредством рынка, интерес общественный формируется как баланс интересов людей, выражающий общественное признание.

Система решения общественных задач весьма дифференциро­вана. Приобретают права руководства, соответствующие компе­тенции и несут ответственность за их реализацию государственные административные компетенции и несут ответственность за их вы­полнение государственные администрации, которые сами плани­руют, осуществляют и контролируют решение общественных за­дач, либо пользуются услугами негосударственных организаций. В первом случае речь идет о классических властях, которые все де­лают самостоятельно, (при наличии между государственными ор­ганами и населением посредника) власти регулируют процесс ре­шения общественных задач, поскольку они распределяют заказы и проверяют их выполнение. Независимо от порядка реализации общественных задач главным является то, кто, в конечном счете, несет расходы (осуществляет финансирование).

Независимо от того, кто реализует государственное управле­ние: сами административные органы, иные общественные институ­ты или частные организации, ответственность за это обычно несут федеральные, региональные или же муниципальные администра­ции. Когда они выполняют общественные функции не сами, то и тогда они обязаны заботиться о том, чтобы общественные дела решались надлежащим образом в соответствии с законом, полити­ческими и иными установками. Как самостоятельное решение об­щественных задач, так и их реализация с помощью подрядчиков предполагают конкретный порядок работы. При решении задач администрация использует собственные производственные факто­ры (персонал, организаций, финансы). При использовании же для общественных услуг подрядчиков администрация выступает заказчиком независимо от того, какие государственные или част­ные учреждения реально выполняют работы.

Для выполнения государственных заданий нужны необходи­мые предпосылки. Исходя из правовых условий, устанавливаются отдельным управленческим учреждениям конкретные цели в зави­симости от выполняемых функций. Формирование целей предполагает их характеристику по таким параметрам, как вид, объем, интенсивность, пространственно-временные данные, а также их взаимозависимость с сопоставимыми целями других управленче­ских учреждений. Такое целеобразование помогает снижению за­трат на управленческие действия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: