Управление связывается с существованием организации. В этом аспекте можно сказать, что практика управления стара, как мир

Даже в самых древних обществах требовались личности, которые координировали и направляли деятельность групп людей. К примеру, египетские пирамиды являются памятником управленческого искусства того времени, так как строительство таких сооружений требовало четкости в планировании, организации работы великого множества людей.

Исторические этапы.

1ЭТАП - ДРЕВНИЙ ПЕРИОД (9-7 тыс. до н.э.-18 в.)

Первые, самые простые формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени, общины. В Др.Египте был накоплен богатый опыт управления гос. хозяйством.

Сократ дал характеристику управления как особой сферы деятельности. Он проанализировал формы управления, принцип универсальности управления. Платон дал классификацию форм гос. управления, разграничил функции органов управления.

2ЭТАП-ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД (1776-1890)

Толчок для дальнейшего развития теории и практики управления дала промышленная революция в Англии. Появились крупные фабрики и заводы. Они объединяли на одном предприятии тысячи рабочих, управление которыми требовало новых подходов, иной организации. В этот период происходили частые военные столкновения. Жестокие войны порождали и жестокие методы управления. Умелое размещение машин и оборудования, координация работы, введение строгой дисциплины принесли свои положительные результаты и позволили повысить производительность труда. Появились и другие идеи более лояльного отношения к рабочим. Их автором был Р.Оуэн. Будучи предпринимателем и управляющим крупным текстильным предприятием в Шотландии, он ввел сокращенный рабочий день, организовал для детей рабочих ясли и образовательную школу. Сокращение рабочего дня до 12 часов, борьба за 8-часовой рабочий день, конфликты между рабочими и управляющими привели к необходимости повышения интенсивности труда.

Кроме этого, хозяева фабрик и заводов, управляющие и инженеры, мастера и рабочие начали осознавать, что новая техника при хорошем владении ею может показать лучший результат, более высокую производительность труда. Возник вопрос экономии затраченного капитала, рационального расходования материальных ресурсов и денежных средств.

Все это требовало новых подходов в управлении производством, передовых способов организации производства и новых отношений между управляющими и управляемыми. Использование новой техники и технологий объективно требовало более квалифицированных рабочих.

Постепенно складывалась структура управления фабриками и заводами. Сформировалось низшее звено управления, в которое войти мастера цехов, начальники и бригадиры производственных бригад, их помощники.

В начале 20 в. управление стали рассматривать как самостоятельную область деятельности, способную принести успех организации. Началось выделение класса профессиональных менеджеров.

3ЭТАП- ПЕРИОД СИСТЕМАТИЗАЦИИ (1856-1960)

Конец 19в. и начало 20в.- это период зарождения менеджмента как социально-экономической науки. Формируются новые направления, школы, течения управленческой мысли; изменяется и совершенствуется научный аппарат; меняются сами исследователи и их взгляды.

Сложились четко различимые школы управленческой мысли:

1)классическая школа управления, которая была представлена школой научного менеджмента, административной школой управления, рациональной бюрократией;

2)школа человеческих отношений, которую представляют школа человеческих отношений, школа поведенческих наук, бихевиоризм.

4ЭТАП - ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПЕРИОД (1960г. по настоящее время)

В результате применения математики и компьютеров в управлении появилась количественная школа управления. Ее представители рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен математически. Начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений менеджеров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: