Объективные закономерности государственного управления и его принципы, их соотношение

Принцип государственного управления представляет собой закономерность, отношение или взаимосвязь общественно-политической природы и других групп элементов государственного управления (системы онтологических элементов), выраженную в виде определенного научного положения, закрепленного в большинстве своем правом и применяемого в теоретической и практической деятельности людей по управлению. Отличительные свойства принципа диалектичность и системность.

Принципы объективны в своей основе и по содержанию по­стольку, поскольку они выражают научное знание об объектив­ных законах и функциях управления, отвечают критериям науч­ной истины. Однако объективность принципов в указанном смыс­ле нельзя отождествлять с объективно существующими обществен­ными процессами и присущими им объективными законами. Прин­ципы государственного управления независимы от сознания и воли субъекта только в смысле адекватного отражения объективных законов, потребностей государства и общества. Познаются и фор­мулируются они людьми с различными субъективными способно­стями и возможностями

Принцип объективности государственного управления является исходным и обусловливает необходимость следования во всех управленческих процессах требованиям объективных закономерностей (естественно-природных и общественно-исторических) и реальным возможностям общественных сил. Он выражает зависимость системы государственного управления от: а) характера, уровня развития и закономерностей общества, прежде всего тех его компонентов, которые выступают управляемыми объектами; б) общественных целей, поставленных и решаемых в данный исторический отрезок времени; в) наличных средств и ресурсов, подлежащих вовлечению в управление; г) внутренних закономерностей функционирования и развития управления как определенного системного общественного явления. Нарушение этого принципа, вызываемое обычно субъективистскими, волюнтаристскими отклонениями от природных и общественных закономерностей, приводит к большим потерям в жизни общества, направляет его усилия в необоснованную или негативную сторону тормозит развитие, вызывает неприятие людьми государственно-управляющих воздействий.

Принципы объективны в своей основе и по содержанию т.к. они выражают научное знание об объективных законах и функциях управления, отвечают критериям научной истины. Однако объективность принципов в указанном смысле нельзя отождествлять с объективно существующими общественными процессами и присущими им объективными законами. Принципы гос. управления независимы от сознания и воли субъекта только в смысле адекватного отражения объективных законов, потребностей государства и общества.

Общая теория управления разделяет принципы:

общие, - принципы системности, объективности, саморегулирования, обратной связи, дополнительности, оптимальности, информационной достаточности, эволюционизма, вероятности, демократизма, гласности, стимулирования; частные, - принципы, применяемые в различных подсистемах или сферах общества (экономич., социально-политич., духовной) и принципы, используемые при анализе различных общественных явлений, организаций, институтов;

организационно-технологические, в число которых входят принципы единоначалия, сочетания федерального, регионального и местного управления, распределения труда, принципы иерархии, единства распорядительства, делегирования полномочий. В теории гос.управления выделяют несколько оснований систематизации принципов гос.управления.

общесистемные принципы гос.управления - сформулированные на основе познания общих законов социального и гос. управления, закрепленные в политических и правовых нормах, или применяемые в качестве научно-практических рекомендаций.

Принцип объективности гос. управления - обуславливает необходимость следования во всех управленческих процессах требованиям объективных закономерностей. Принцип демократизма - воспроизводит народовластие в государственном управлении. Принцип правовой упорядоченности - обуславливает необходимость законодательного определения основные аспектов целей, функций, структур, процесса, самих принципов государственного управления. Принцип законности гос. управления - предполагает установление в гос. управлении режима повсеместного исполнения правовых актов.

Принцип разделения власти – не сводится к простому разделению деятельности в области гос. управления, а состоит в обеспечении принадлежности власти народу.

Принцип федерализма - позволяет развивать и укреплять местное управление, вовлекать в управленческие процессы значительное число граждан.

Принцип публичности – обеспечивает связь гос. управления с обществом, гражданами.

Вторая группа принципов связана с анализом и научной характеристикой тех закономерностей, отношений и взаимосвязей, которые организуют группы онтологических элементов (цели, функции, структура, процесс).

Структурные принципы: структурно-целевые; структурно-функциональные; структурно-организационные; структурно-процессуальные.

Специализированные принципы - они в большинстве своем прописаны юридически или же отражены в определенных политических документах:

-принципы государственной службы,

-принципы работы с управленческим персоналом,

-принципы информац. обеспечения гос. управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: