Система государственного управления в Германии

Для характеристики особой структуры государственного управления в Германии уже в ранние времена внедрилось понятие канцлерская демократия. Парламент Германии, благодаря избранию федерального канцлера, является органом, создающим верхушку федерального правительства. Конструкция исполнительной власти в Германии целиком ориентирована на федерального канцлера.

Основной закон Германии признает федерального канцлера главой правительства. Формальная структура федерального правительства представляет собой смешение трех принципов:

- принципа канцлерства,

- ведомственного принципа,

- принципа коллегиальности.

В зависимости от индивидуальной способности к руководству и авторитета самого главы правительства принцип канцлерства может быть фактически слабее или сильнее.

В Федеративной республике деятельность администрации подлежит развитому контролю со стороны счетных палат и плотно сплетенной сети административной юрисдикции, призванной защищать интересы граждан от государства.

Тенденция администрации к самостоятельности по отношению к власти, принимающей политические решения, со ссылкой при этом на «вынужденную деловую необходимость» и «деловую законность» сделала и в Федеративной республике актуальной проблему технократии. Чиновничество имеет тенденцию из якобы нейтрального управляющего государственными интересами превратиться во властный фактор с сильной, политически едва ли контролируемой собственной динамикой, в бюрократию в строгом смысле этого слова.

Организация управления Федеративной республикой — в основном дело земель. Большинство федеральных министерств для реализации принятых ими решений собственного административного аппарата не имеет, а пользуется помощью и содействием земельных управлений. Федерация обращается к ним с указаниями, дает поручения и воздействует изданием распоряжений на реализацию положений законов.

Отсутствие центрального единого управления, хотя и несколько усложняет административный процесс, не может все-таки рассматриваться как главная слабая сторона германской управленческой системы. Конституция Германии почти полностью ограничивает федерального президента функцией высшего представителя государства. Он стоит вне партийно-политической борьбы и споров вокруг политич.власти: президент символизирует единство государства.

Оставшиеся у него политические функции носят формальный характер. Подписывая законы или вручая грамоты о назначении чиновникам и офицерам, он фактически лишь осуществляет волю Других государственных органов. Во всех предпринимаемых им исполнительных актах он связан визой федерального канцлера или соответствующего министра

Субъекты гос. управления в Германии:

- государство - федерация и субъекты федерации, которые осуществляют гос. управление непосредственно через свои.

- органы местного управления - правоспособные учреждения и фонды публичного права.

- специфический субъект гос.управления - белиене. Это частные лица (как физические лица, так и юридические лица частного права), которым доверено осуществление каких-либо определенных гос.полномочий. Они осуществляют опосредованное гос.управление, но действуют от своего имени, а не от имени государства. Гос. полномочия могут быть переданы белиене только законом или на основе законных полномочий какого-либо субъекта. Белиене также подлежат гос. контролю. В рамках компетенции они могут издавать акты управления.

Современная модель германской гос. службы:

1) очень высокая роль политич.назначенцев в системе гос.службы, в процессе выработке стратегических управленческих решений;

2) четкая организация системы гос.службы с нормативно установленной компетенцией каждого уровня управления;

3) осуществление внутриорганизационной деятельности на основе нормативных процедур;

4) сложная, многоступенчатая система отбора кадров для гос. службы из выпускников ВУЗов;

5) очень высокий социальный статус госслужащего, большое значение репутационных механизмов и норм профессиональной этики.

Политическая система Федеративной Республики Германия стала успешной моделью государственного устройства и популярным «экспортным товаром». Опорами германской демократии являются: приоритет основных прав человека, законодательное закрепление принципов демократического, социального и федеративного государства, а также учреждение высшего суда, следящего за соблюдением конституции.

Политическая cистема Федеративной Республики Германия представляет собой вторую по счету демократическую систему в германской истории. Отцы-основатели Федеративной Республики, заседавшие в Парламентском совете, при выработке новой конституции, Основного закона, учли уроки краха первой демократии, Веймарской республики, и национал-социалистской диктатуры. В 1949 г. новое политическое и государственное устройство было утверждено в западной части разделенной на два государства Германии. Однако в Основном законе, который был задуман поначалу как временная конституция, сохранялась цель воссоединения Германии «в условиях самоопределения».

Вторая германская демократия имела успех. Причин тому было множество, в том числе понимание ценности свободного образа жизни после пережитой диктатуры и стремление быть принятым в ряды демократических соседних государств. Однако немалая доля этого успеха заложена в конституции Германии, которая по-немецки называется Основным законом (Grundgesetzt). Когда более чем 40 лет спустя раскол страны был преодолен, Основной закон стал конституцией объединенной Германии.

Основной закон обязывает органы законодательной власти придерживаться конституционного строя, а органы государственного управления – правовых норм и законов. Особое значение имеет статья 1 Основного закона. Она постулирует в качестве высшего блага конституционного строя уважение человеческого достоинства: «Достоинство человека неприкосновенно. Уважать и защищать его - обязанность всей государственной власти». Другие основные права гарантируют, в частности, свободу действий в рамках законов, равенство всех людей перед законом, свободу печати и СМИ, свободу союзов и защиту семьи.

Основной закон определяет четыре принципа, на которых зиждется политическое и государственной устройство Германии:

1) Формой правления, согласно Основному закону, является представительная демократия, что означает, что народ осуществляет свою власть через специальные органы.

2) Основной закон определяет Германию как правовое государство: все действия государственных органов подлежат судебному контролю.

3) Германия – федеративное государство; это означает, что властные полномочия распределены между федеральными землями и центральной властью.

4) Основной закон определяет Германию как социальное государство. Это означает, что государство обеспечивает своим гражданам достойный уровень жизни и достаточные средства существования в случае безработицы, инвалидности, болезни и старости.

Особенностью германского Основного закона является то, что вышеперечисленные основные конституционные приниципы имеют так называемый «вечный характер». На основные права, демократическую форму правления, принципы федеративного и социального государства нельзя посягать при внесении последующих поправок в Основной закон и даже при создании совершенно новой конституции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: