Типология и рекрутирование политической элиты

Политическая элита неоднородна, внутренне дифференцирована и существенно различается в разных странах и па разных исторических этапах. Все это усложняет ее типологию.

Среди элит различают правящую, то есть непосредственно обладающую государственной властью и оппозиционную (контрэлиту).

Правящая политическая элита общества не равнозначна таким понятиям, как «руководство страны» и «правительство». Последние представляют собой лишь часть политической элиты общества, а именно такую ее часть, которая наделена полномочиями публичной, то есть государственной власти. Сюда входят президент страны, члены правительства, руководители крупных государственных ведомств, парламентарии, которые поддерживают курс президента и правительства.

Другая часть политической элиты находится за пределами государственных структур. Это, прежде всего, лидеры политических партий, движений, профсоюзов, различных политических организаций, фондов, ассоциаций, видные политологи, публицисты, вовлеченные в политику известные писатели, телерадиообозреватели. Во многих странах к перечисленным группам политической элиты присоединяются представители финансово-промышленного капитала и военно-промышленного комплекса, выполняющие роль групп давления на правительство и парламент страны с тем, чтобы политика государства не шла вразрез с интересами соответствующих отраслей экономики. Во внеправительственной части политической элиты могут формироваться лобби, «теневое» правительство, политическая оппозиция и т.д. Политическая элита общества не представляет собой одну однородную группу людей не только потому, что одна их часть входит в правительство, а другая – нет. Элита, как правило, плюралистична по своей политической ориентации и разделяется на различные группировки, ведомые известными политическими деятелями. Отношения между ними иногда враждебны, иногда партнерские, но всегда конкурентные. Практически различные группировки политической элиты общества представляют собой своего рода политические корпорации, объединения политических деятелей, конкурирующие между собой на своеобразном политическом рынке.

В зависимости от источников влияния элиты подразделяются на наследственные, например, аристократия, ценностные лица, занимающие высокопрестижные и влиятельные общественные и государственные позиции, властные – непосредственные обладатели власти, и функциональные – профессионалы-управленцы, имеющие необходимую для занятия руководящих должностей квалификацию.

Политологи выделяют также открытую элиту, рекрутирующуюся из общества, и закрытую, воспроизводящуюся из собственной среды, например, дворянство.

Сама элита делится на высшую и среднюю. Высшая элита непосредственно влияет на принятие решений, имеющих значение для всего государства. Принадлежность к ней может быть обусловлена репутацией, например неофициальные советники президента, его «кухонный кабинет», или положением в структурах 'власти. В западных демократиях на каждый миллион жителей приходится примерно 50 представителей высшей элиты. Среди самой высшей элиты часто выделяют ядро, насчитывающее обычно 200–400 человек.

К средней элите относят примерно 5 % населения, выделяющихся одновременно потрем признакам – доходу, профессиональному статусу и образованию.

Многие политологи отмечают тенденцию возрастания роли средней элиты, особенно ее новых слоев, называемых «субэлитой», – высших служащих, менеджеров, ученых, инженеров и интеллектуалов – в подготовке, принятии и реализации политических решений. Эти слои обычно превосходят высшую элиту в информированности, организованности и способности к единым действиям.

К политической элите, непосредственно участвующей в процессе принятия политических решений, примыкает элита административная, предназначенная для исполнительской деятельности, однако на деле обладающая большим влиянием на политику.

Выражение элитой запросов и мнений населения зависит от нескольких причин. Одна из них – социальное происхождение ее представителей. Оно в значительной степени влияет на политическую ориентацию. Ясно, что выходцам из среды крестьян, рабочих, определенных этнических и других групп легче понять специфические запросы соответствующих слоев, найти с ними общий язык. Однако совсем не обязательно, чтобы интересы рабочих защищали рабочие, фермеров – фермеры, молодежи – молодежь и т. п. Часто это могут лучше делать политики-профессионалы, выходцы из других групп общества.

В современных государствах непропорциональность представленности в элите населения достаточно велика. Так, среди элит стран Запада намного шире, чем другие группы, представлены выпускники университетов. А это, в свою очередь, обычно связано с достаточно высоким социальным статусом их родителей. Более важной, по сравнению с формальным отображением социальной структуры, гарантией социальной представительности элиты выступает ее организационная (партийная, союзная и т. п.) принадлежность. Она прямо связана с ценностными ориентациями людей. Кроме того, партии и другие организации обычно имеют достаточные возможности для воздействия на своих членов в нужном направлении.

На современном демократическом обществе партийные механизмы контроля за элитами дополняются государственными и общественными институтами. К таким институтам относятся выборы, СМИ, опросы общественного мнения, группы давления и т. д.

На социальную представительность, качественный состав, профессиональную компетентность и результативность элиты в этом большое влияние оказывают системы ее рекрутирования. Существуют две основные системы рекрутирования: гильдий и антрепренерская (предпринимательская). В чистом виде они встречаются довольно редко. обострение социальной напряженности, ведущее к появлению конфликтных ситуаций и нарушениям стабильности в обществе – в результате возможна смена власти;

• утрата консенсуса в принятии решений, в результате чего нарушается возможность принятия согласованных решений, без которых невозможна легитимность власти.

Пути преодоления кризиса легитимности:

• реализация принципа разделения властей, благодаря чему исключаются перекосы в деятельности ветвей власти, превышающих свои полномочия, а, значит, и нарушающих легитимность власти;

• своевременное выявление общественного мнения, что может предотвратить появление кризиса или же без особых осложнений преодолеть его; с этой целью проводятся встречи политических лидеров с населением, представителями политических партий, беседы «за круглым столом», социологические исследования, референдум;

• обеспечение прогресса экономической сферы, которая создает необходимые предпосылки повышения жизненного уровни населения, устраняет противостояние социальных общественности с властями, лишает смысла проведение забастовок и других экстремальных акций, что способствует стабильности общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: