Неблагоприятные факторы среды обитания и профессиональной деятельности

Социальная детерминация Производственная детерминация Природная детерминация
излишняя публичность моторная депривация ультрафиолетовое
коммуникативная шум, вибрация излучение
депривация ускорение радиация
конфликтные ситуации воздействие ВЧ, УВЧ гипоксия
отсутствие эмоционально освещенность гипотермия
значимых связей влажность гравитация
социальная изоляция депривация сна землетрясение
неблагоприятные жизненные события вахтенный режим однообразие невесомость
  наличие помех  

Среди когнитивных характеристик значимыми для успешной профессиональной деятельности прежде всего являются интеллектуальная гибкость и практическое мышление. Эти характеристики имеют тесную взаимосвязь с психодинамическими свойствами, так как различия в ПС у экстравертов и интровертов в большей степени зависят от когнитивной оценки происходящего.

Объясняется это тем, что ПС у экстравертов определяется окружающими их внеш­ними условиями, а у интровертов — их когнитивной оценкой, сбалансированным взглядом на окружающие условия. Один из основных факторов ПС, выделяемых в ряде исследований — фактор «удовлетворенность/неудовлетворенность» внешними условиями, — также детерминирован когнитивной оценкой предъявляемых стиму­лов, Как показано в исследованиях Л. Г. Дикой с сотрудниками, когнитивный компо­нент ПС участвует и в формировании субъективного образа ПС, в котором адекват­ность субъективного отражения ПС выступает важным фактором произвольной саморегуляции состояния (Дикая Л. Г., 1990; Дикая Л. Г., 1991; «Проблемность», 1999)

Проведенный анализ основных категорий факторов, обусловливающих форми­рование функциональных состояний и их динамику, показывает качественную не­однородность и многообразие воздействующих причин. Основная сложность решае­мой проблемы состоит в том, что в реальных ситуациях состояние человека определяется одновременным воздействием целого ряда переменных, как связанных между собой, так и независимых. Именно поэтому в прикладных исследованиях эк­стремальных состояний нередко вводится понятие «комбинированные стрессоры». Вопрос о взаимодействии различных факторов и их влиянии на возникновение и ди­намику функциональных состояний практически не изучен. Как показывают экспе­риментальные исследования, говорить о существовании простых зависимостей при взаимодействии нескольких факторов даже в упрощенных лабораторных ситуациях не приходится.

Вопросы для повторения

1. Что понимается под психическим функциональным состоянием?

2. Как связаны ПФС и эффективность профессиональной деятельности?

3. Каковы основные теоретические подходы к изучению психических состояний?

4. Каковы роль и место психических состояний в системе психических явлений?

5. Как психические состояния связаны с личностными особенностями человека?

6. Каковы основные функции ПФС?

7. Назовите основные психические состояния и классифицируйте их.

8. Что такое настроение как ПС?

9. Опишите состояния аффекта, страсти и депрессии.

10. Дайте определение состоянию фрустрации.

11. Опишите динамику состояния утомления в процессе выполнения деятельности, указав основные фазы.

12. Какие ПФС наблюдаются в напряженных и экстремальных условиях?

13. Какие факторы, обусловливающие динамику функциональных состояний человека, вы знаете?

14. Укажите основные методологические подходы к диагностике ПФС.

15. Каковы основные способы улучшения и нормализации ПФС человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: