Классификация психических состояний человека

Волевые состояния («разрешение—напряжение» Аффективные состояния («удовольствие—неудовольствие») Состояния сознания («сон-активация»)
Праксические состояния Мотивационные состояния Гуманитарные состояния Эмоциональные состояния Состояния внимания
положи­тельные отрица­тельные органи­ческие ориен­тировоч­ные положи­тельные отрица­тельные положи­тельные отрица­тельные
Эмфазия (вдохно­вение). Вооду­шевле­нно. Подъем. Моби­лизация. Враба-тываиие. Готов­ность (уста­новка), Активи­зация. Про­стра­ция. Пере­утом­ление. Утом­ление. Моио-тоиия. Пресы­щение. Уста­лость. Гипок­сия. Жажда. Голод. Сексу­альное напря­жение. Сенсор­ная де-прива-ция. Скука. Заинте­ресован­ность. Любо­пытство. Удив­ление. Сомне­ние. Озада­ченность. Тревога. Страх. Ужас, Паника. Симпа­тия. Син-тония. Дружба, Любовь. Восхи­щение. Анти­патия. Асии-тония. Вражда. Нена­висть, Возму­щение. Атарак­сия (полное спокой­ствие). Радость. Наслаж­дение. Счастье. Эйфо­рия. Экстаз. Волне­ние. Грусть. Тоска. Печаль. Горе. Страда­ние. Негодо­вание. Гнев. Ярость. Рассеян­ность. Синойя (со­средоточен­ность). Гиперпро-зексия (по- вышенное внимание).

вую включили состояния человека на различных этапах трудовой деятельности: предрабочем, рабочем, послерабочем. Во вторую — состояния, сопровождающие проявле­ния мотивов, направленных на удовлетворение духовной или материальной потреб­ности. Отмечая сложность взаимосвязи эмоциональных и волевых компонентов в психических состояниях, значительно затрудняющих четкое разделение понятий, исследователи тем не менее предложили свою систему понятий, характеризующих психические состояния человека (табл. 26.1).

Были выделены следующие характеристики состояний: уровневость, совпадающая с уровневостью организации человека, степень обобщенности (общие, особенные, ин­дивидуальные характеристики). На основе анализа этих характеристик в общей структуре ПС были выделены три подструктуры. Первая подструктура, иерархиче­ская, описывается характеристиками каждого из четырех основных уровней органи­зации состояния: физиологического, психофизиологического, психологического, социально-психологического. Вторая подструктура координационного характера рас­крывает наличие в каждом из состояний субъективной (переживания самого челове­ка) и объективной (данные исследователя или наблюдателя) сторон. Третью подструктуру состояний образуют три группы характеристик: общие, особенные и инди­видуальные, которые находятся между собой в отношении включения.

Соответственно, физиологический уровень иерархической подструктуры вклю­чает нейрофизиологические характеристики, морфологические и биохимические из­менения, сдвиги физиологических функций. Психофизиологический уровень — вегетативные реакции, изменения в психомоторных и сенсорных процессах. Психо­логический — изменения психических функций и настроения человека. Характери­стики поведения, деятельности и отношения человека в том или ином состоянии были объединены на социально-психологическом уровне (Ганзен В. А, Юрченко В. Н., 1981: 7). Предложенная авторами классификация стала реальным инструментом анализа ситуаций в практической деятельности психолога. Однако при этом надо помнить о существовании большого количества таких психических состояний, степень домини­рования одного компонента в которых установить достаточно сложно, что может осложнить их классификацию. Примером является состояние фрустрации, имеющее эмоциональный и волевой компоненты, и вследствие этого потенциально относимое и к праксическим, и к мотивационным состояниям. В дальнейшем исследования по­казали, что «чистых» состояний не бывает: любое состояние — это многомерная си­стема. В качестве примера системного описания конкретных психических состояний приводится описание стресса и утомления.

Подход к состояниям как динамической системе (например, состояние напряжен­ности или утомления), позволяет выделять динамические, стабильные состояния, «установившиеся, и переходные, так как человек в каждый момент времени пребыва­ет только в одном состоянии, а их смена осуществляется, как правило, в промежуточ­ную, переходную стадию» (Ганзен В. А., 1984). Логическим продолжением исследо­ваний в этом направлении является изучение состояний с точки зрения концепции самоорганизации (синергетики). Развивая положение о переходных состояниях, А. О. Прохоров определяет такие состояния как неравновесные (Прохоров А. О., 1998; «Психические состояния», 2000). За точку отсчета изменений в динамике со­стояний им были приняты относительно равновесные состояния (состояния условно среднего оптимального уровня психической активности), характеризующиеся пред­сказуемым, взвешенным и контролируемым поведением, комфортностью пережива­ний, а также длительным периодом продуктивной деятельности. К ним Прохоров относит ПС спокойствия, эмпатии, сосредоточенности, заинтересованности и др.

Состояния, связанные с повышенной или пониженной психической активностью, были отнесены А. О. Прохоровым к неравновесным (неустойчивым) состояниям. С позиций системного подхода и концепции самоорганизации неравновесные состо­яния представляют собой функциональную структуру, образующуюся при наруше­нии симметрии между организмом и средой. Одной из существенных особенностей неравновесных состояний является их низкая устойчивость во временном отрезке, которая исчезает в связи со стремлением системы к минимизации энергетических затрат собственной активности. Так как система не может долго находиться в нерав­новесном состоянии, она быстро продвигается к энергетическому истощению. По­этому после фазы неустойчивости возможна оптимизация ПС и переход в относи­тельно устойчивое состояние.

Неустойчивые состояния возникают, как правило, в особых условиях жизнедея­тельности — в критические, напряженные, сложные или трудные периоды жизни че­ловека и часто являются причиной нерационального, неадекватного, агрессивного, а иногда и трагического для жизни и здоровья поведения. Управление этими состоя­ниями представляет сложность для субъекта и затрудняет продуктивную деятель­ность. В повседневной жизни неравновесное состояние (например, психологический кризис) может быть вызвано разрывом привычной системы взаимоотношений, чрез­вычайными обстоятельствами, невозможностью достижения поставленных целей, потерей близкого человека и др. Другим фактором, обусловливающим неравновес­ность ПС, могут быть противоречия между мотивами, потребностями, компонента­ми структуры «Я» (субличностями) и др. Эти противоречия, в которых затронуты наиболее значимые, «системообразующие» ценности личности, обусловливающие картину мира и образ жизни, как правило, переживаются глубоко и трудно. Неравно­весные состояния, возникающие в подобных случаях, длятся очень долго, иногда — годами и сопровождаются соответствующим поведением. И только гармонизация мотивационной сферы, устранение в ней конфликтов путем целенаправленной пере­стройки значимых мотивов, переоценка ценностей, а также изменение отношений приводят к облегчению — изменению состояния (переходу от неравновесности к от­носительной устойчивости). Эти представления имеют большое значение для опти­мизации неблагоприятных ПС, формирующихся в экстремальных условиях профес­сиональной деятельности.

Таким образом, основными функциями состояния являются интегративная и при­способительная (П. К. Анохин), регуляторная (А. Н. Леонтьев), организующая и дезор­ганизующая (М. Б. Арнольд и Дж. Гассон), функция замещения недостатка информа­ции (Л. В. Симонов), ориентирование в среде (Н. И. Наенко), уравновешивающая (В. А. Ганзен, Ю. Б. Сосновикова, В. Н. Юрченко).

Диалектичность взаимосвязей между процессами и состояниями, с одной стороны, и между состояниями и свойствами личности, с другой, выражается в том, что психи­ческие процессы в определенных условиях могут рассматриваться как проявления состояния, а при частом повторении — как проявление свойств личности. То есть пси­хические процессы, состояния и свойства личности различаются по признаку дина­мичности — первые наиболее подвижны, вторые занимают среднее положение, тре­тьи же наиболее стабильны.

Эти положения задали личностно-регуляционное направление в исследовании ПС, в котором психические состояния изучаются как проявления черт личности. В основу этих исследований положен личностный принцип отечественной психоло­гии, согласно которому психические процессы и состояния исследуются как процес­сы и состояния личности. Исследование личности в целом, по мнению многих авто­ров, позволяет не только определить, за счет чего достигается тот или иной уровень подготовленности оператора, но и описать механизмы его специфического, личност­ного включения в конкретную деятельность, присущую ему как личности. «Человек включается в деятельность как личность» — этот принцип, получивший развитие в трудах К. А. Абульхаиовой-Славской и Б, Ф. Ломова, определяет задачу изучения субъекта деятельности в процессе всестороннего развития личности (Ломов Б. Ф., 1984).

Согласно такому определению, сущность ПФС определяется соотношением мо­тива, цели и результата деятельности и проявляется в реакциях физиологических систем, переживаниях и поведении человека. Поэтому ПФС выполняют побуждаю­щую оценочную и активирующую функции и подчиняются принципу личностной регуляции (Завалова Н. Д., Пономаренко В. А., 1983; Калин В. К., 1984; «Психология эмоций», 1984; Зейгарник Б. В., 1989; Чирков В. И., 1989; Дикая Л. Г., 1990; «Психо­логия психических состояний», 1998).

Из зарубежных работ к этому направлению можно отнести трансакциональную концепцию эмоциональных состояний Р. Лазаруса (Lasarus R. S., 1966; Лазарус Р., 1970;). Созданная сначала для описания эмоций, эта концепция впоследствии была расширена до интерпретации состояний. В значительной степени повлияв на теоре­тические подходы многих авторов, она занимает особое место среди теоретических подходов к исследованию состояния стресса.

В соответствии с этой концепцией состояние (на примере стресса) рассматривает­ся как особая форма трансакций между двумя системами: личностью и окружением. Под требованиями окружения авторы понимают внешние события, к которым дол­жен адаптироваться индивид и которые при отсутствии надлежащих действий ведут к негативным последствиям. Внутренние же требования составляют цели, ценности, обязанности и задачи, игнорирование которых также приводит к негативным послед­ствиям. Центральным пунктом теории является положение о том, что интерпретация внешних воздействий и управление взаимодействием человека со средой основыва­ются на когнитивных оценках ситуации: ее восприятии, осмыслении и выводах, ос­нованных на этом восприятии и осмыслении.

В своей теории Лазарус различает три категории процессов оценки: первичные оценки, вторичные оценки и переоценки. Выделяются и три категории первичных оценок: иррелевантные, приятно-позитивные и стрессогенные. Стрессогенные оцен­ки трансакций человека с внешней средой, в свою очередь, подразделяются на угрозу (threat), ущерб (harm/loss) и вызов (challenge). Оказалось, что физиологическая реак­ция стресса была наиболее выражена тогда, когда угроза непосредственно относи­лась к доминирующему мотиву. Если после первичного процесса оценки имеет место одна из стрессогенных трансакций — угроза, вызов или ущерб, инициируются стра­тегии преодоления, выбор которых также основывается на когнитивном процессе, так называемом вторичном процессе оценки. Переоценка возникает в результате из­менения первоначальной оценки. Она основывается на новых признаках ситуации, на обратной связи относительно собственных реакций или последствий этих реак­ций, а также на переосмыслении ситуации. В результате ситуация может перестать быть для человека стрессогенной. От новых оценок как результата обратной связи Лазарус отличает так называемые защитные оценки, когда человек пытается спра­виться с угрозой с помощью психических защит, таких как отрицание или интеллек­туализация. В результате этого ситуация, первоначально воспринимавшаяся как угрожающая, может быть расценена как нейтральная или даже как привлекательная. Защитная переоценка представляет собой группу форм выхода из состояния стресса. Спецификация каузальных переменных личности и среды также относится к пред­ставлениям теоретического подхода Лазаруса, равно как и описание когнитивных процессов.

Таким образом, направление и задачи изучения психических состояний в трудо­вой деятельности определены тремя факторами. Первый из них — понимание ПС как целостной, интегративной характеристики, обладающей определенной иерархиче­ской структурой параметров, которые дефиниционно или номинативно определяют все остальные переменные системы ПС. Второй — представление о неразрывности связи основных сторон ПС, т. е. субъективности (переживание) и объективности (успешность, эффективность деятельности, зависимые от этих переживаний). И на­конец, третий — отражение в ПС личностного отношения или оценки ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: