Состояний человека

Наиболее распространенной классификацией факторов, обусловливающих дина­мику функциональных состояний человека, является та, в основе которой лежит вы­деление двух основных категорий факторов — внешних и внутренних. В отдельных случаях оговаривается существование некоторой промежуточной группы — факто­ров взаимодействия, отражающих особенности взаимосвязи между характером воз­действующей внешней причины и индивидуальными возможностями субъекта.

На основе психологического и профессиографического анализа разных видов про­фессиональной деятельности А. Б. Леонова (1981) выделила основные причины и факторы, влияющие на своеобразие функционального состояния. Автор делает вы­вод о преимущественном влиянии разных категорий факторов на определенные ком­поненты функционального состояния:

- факторы среды обитания непосредственно определяют степень физиологиче­ского комфорта;

- факторы социальной среды в совокупности с целями трудовой деятельности характеризуют мотивационные установки и эмоциональный фон деятельности;

- характеристики трудового процесса и технической оснащенности производства определяют уровень напряженности деятельности и динамику состояний работоспо­собности;

- индивидуальные особенности человека опосредуют влияние этих факторов, трансформируя внешние воздействия в реакции, соответствующие субъективным возможностям.

Чаще всего на человека действует сложный комплекс факторов, хотя бывает до­статочно одного из них, чтобы возникли определенные изменения функций организ­ма и психики. При длительном и комбинированном воздействии комплекса факто­ров можно с большой долей вероятности ожидать появления ряда выраженных функциональных и психических сдвигов, ухудшения работоспособности и снижения качества работы. Однако из всего многообразия последствий, вызванных действием этих факторов, следует выделять основные, которые могут привести к значительным изменениям в структуре ПС и повлиять на некоторые черты личности (Леонова А. Б., 1981).

Несмотря на различия между конкретными формами трудовой деятельности, ана­лиз ее структуры всегда предполагает выделение следующих базовых компонентов: человека как субъекта труда; цели труда, реализуемой в вещной или понятийной фор­ме; средств и орудий труда; процесса труда; условий труда.

Каждый из перечисленных основных компонентов имеет сложное строение и мо­жет быть представлен в виде системы взаимодействующих между собой элементов. Выявление характера взаимосвязи между базовыми компонентами и их структурны­ми элементами приводит к разработке достаточно сложных моделей трудовой дея­тельности.

Наиболее разработанными являются классификации факторов, связанных с усло­виями протекания трудового процесса. Следует помнить, что к этой группе факторов относятся как характеристики среды обитания (со стороны физико-химических фак­торов), так и особенности социально-психологической среды, в которой человек осу­ществляет деятельность,

Содержание класса факторов среды обитания весьма разнообразно. Для психоло­гов, работающих на производстве, знание этого материала необходимо, так как при­чиной развития целого ряда дискомфортных состояний являются отклонения раз­личных факторов среды обитания от оптимальных значений. Во многих случаях неблагоприятные условия внешней среды обусловлены использованием несовершен­ной техники или особенностями технологического процесса.

Решение вопроса о характере влияния перечисленных факторов на функциональ­ное состояние с неизбежностью приводит к оценке оптимальных и допустимых уров­ней воздействия каждого из них на организм человека. На выбор оптимального или допустимого уровня воздействия определенного фактора оказывает влияние харак­тер деятельности. Особенности содержания трудовых операций могут предъявлять достаточно жесткие требования к тем условиям внешней среды, которые непосред­ственно определяют эффективность работы. Существует такая интенсивность фак­торов, которая оказывает опосредованное влияние на эффективность деятельности, может стать причиной дезорганизации производственных навыков и даже аварий. Многие из этих факторов носят выраженный экстремальный характер, однако ради­кальная борьба с последствиями действия таких факторов не может вестись путем их простого устранения в силу недостаточного уровня развития техники и других причин.

В отношении большого числа факторов окружающей среды накоплен богатый материал о характере их влияния на человека, На основе этого материала разработа­на система гигиенических и эргономических нормативов и стандартов для различ-ных отраслей производства. Целенаправленное изменение определенных парамет­ров факторов среды обитания может использоваться и в качестве управляющих воз­действий.

При всем своем разнообразии трудовая деятельность человека является прежде всего категорией социальной. При выполнении деятельности человек включен в си­стему сложных общественных отношений, без которых она вообще не существует. Можно выделить разные уровни этих взаимоотношений: «человек—общество», «че­ловек — трудовой коллектив», отношение к себе как к работнику. Каждый из этих уровней определяет мотивацию деятельности, степень ее ответственности, конкрет­ное содержание трудовых задач и многие другие факторы, от которых существенно зависит функциональное состояние человека.

Однако, несмотря на очевидную значимость этой категории факторов, вопрос об их содержательной классификации и характере влияния на эффективность деятель­ности значительно менее разработан по сравнению с анализом факторов среды оби­тания. В современной литературе существуют только попытки более детального рас­смотрения факторов социальной природы, приводящих к развитию профес­сионального стресса у лиц, занимающихся различными видами умственного труда и организаторской деятельности (Лазарус Р., 1970; Шипош К., 1980; Бодров В. А., 1995). Можно выделить три основные группы социальных факторов в зависимости от уровня анализа общественных отношений: общие социальные факторы, конкрет­ные социальные факторы и социально-психологические факторы. Специфика комп­лексного воздействия этой категории факторов проявляется прежде всего в их не­посредственной связи с формированием типа трудовой мотивации и эмоциональной окраски отношения человека к выполняемой работе. В связи с этим выделяются стрессы «белых воротничков», возникновение которых связывается преимуществен­но с социально-психологическими причинами, и стрессы «голубых воротничков», яв­ляющиеся следствием неблагоприятных факторов физико-химической среды.

К социально детерминированным и в то же время субъективно важным факторам относят излишнюю публичность или замкнутость коллектива, коммуникативную депривацию, социальную изоляцию, отсутствие социально значимых связей.

Конкретные социальные факторы непосредственно определяют те условия, в ко­торых реализуются мотивационные установки субъекта и формируется эмоциональ­ный фон выполнения деятельности. Наиболее важными из этих факторов являются организационный стиль работы в трудовом коллективе, характер межличностных отношений и социально-психологический климат в коллективе специалистов. В число конкретных социальных факторов также входят уровень профессиональных притя­заний конкретного члена коллектива, наличие социальных гарантий профессиональ­ного роста, степень уверенности в завтрашнем дне, боязнь потерять квалификацию, соревновательность мотивов и др. Типичными отрицательными последствиями неоп­тимальной организации трудовой деятельности с точки зрения факторов социальной среды являются снижение степени удовлетворенности трудом, развитие неадекват­ных эмоциональных состояний, нередко являющихся причиной болезней «стрессо­вой» этиологии. Поэтому для практической работы психолога очевидна необходи­мость непосредственного участия в разработке и реализации планов социального развития, действующих на каждом конкретном предприятии.

К категории факторов, связанных с человеком как субъектом труда, относятся все традиционно выделяемые группы «внутренних» факторов, которые соответствуют основным уровням жизнедеятельности индивида — физиологическому, психологиче­скому (включая и мотивационно-личностные аспекты) и поведенческому.

Своеобразие психологических и мотивационно-личностных особенностей нахо­дит выражение в выработке у человека специфических поведенческих паттернов, так­же способствующих преимущественному развитию определенных видов функцио­нальных состояний. Например, в серии исследований М. Фридмана и Р. Розенмана (Бодров В. А., 1995) проведен анализ поведения достаточно обширного контингента лиц умственного труда (научные работники, инженеры, администраторы), связан­ных с организационной деятельностью. Ими выделены две основные группы: «А» — подверженных стрессу, и «В» — устойчивых к стрессу лиц. Представители группы «А» характеризуются ярко выраженным поведенческим синдромом, определяющим стиль их жизни (выраженная склонность к конкуренции, стремление к достижению цели, агрессивность, торопливость, нетерпеливость, беспокойство, гиперактивность, экспрессивная речь, напряжение лицевой мускулатуры, ощущение постоянной не­хватки времени и чувство повышенной ответственности).

На характер индивидуальных особенностей и специфичность их проявлений на каждом из рассмотренных уровней накладывает отпечаток ряд опосредующих фак­торов. К их числу относятся возрастные, генетические, тендерные различия, степень тренированности психофизиологических функций и уровень индивидуальной под­готовки. В зависимости от двух последних факторов потенциальные возможности одного и того же человека могут существенно варьировать.

Выделение некоторых общих закономерностей в процессе генезиса состояний и анализ лежащих в их основе причин позволяет объединять общие (по определенному основанию) виды индивидуальных реакций, т. е. решать задачу типологизации инди­видуальных различий. При исследовании функциональных состояний эта проблема трансформируется в изучение таких свойств, как утомляемость, эмоциональная ус­тойчивость, эмоциональная возбудимость, помехоустойчивость человека и др.

Мощными факторами, определяющими эмоциональные компоненты функцио­нального состояния, являются четкость поставленной цели, степень ее субъективной осознанности, личностная значимость. Само по себе неоднозначное определение цели труда может служить источником развития хронических депрессивных состояний, синдрома неудовлетворенности трудом. Повышенная степень личной ответственно­сти является одним из главных факторов возникновения таких неблагоприятных со­стояний, как эмоциональная напряженность или реакции тревоги разной степени (Леонова А. Б., 1981). Одной из главных причин, вследствие которой ответственность работника становится фрустрирующим фактором, является несоответствие должност­ной ответственности и реальной возможности обеспечить эффективность деятельно­сти. Ситуации экзамена, экспертизы профессиональной пригодности также приво­дят к повышению степени эмоциональной ответственности.

Категория факторов, характеризующих специфику функционального состояния по отношению к технической оснащенности трудового процесса, можно рассматри­вать с точки зрения уровня развития производства, особенностей используемых технических средств и показателей оптимальности организации рабочего места (Леоно­ва А. Б., 1981).

В категории факторов, связанных с трудовым процессом, можно выделить две ос­новные группы, определяющиеся характеристиками воздействия нагрузки и содер­жанием трудового процесса. Эти факторы влияют на напряженность деятельности и конкретное содержание фаз динамики работоспособности.

Главным фактором, влияющим на динамику работоспособности человека в про­цессе работы, является нагрузка. В зависимости от типа деятельности мы встречаемся с различными типами нагрузки — физической, сенсорной, умственной, смешанной. Характер влияния нагрузки на динамику работоспособности и состояние человека определяется продолжительностью воздействия, часто вызывающей состояния мо­нотонии и утомления, а также интенсивностью, ритмом, характером распределения нагрузки, которые могут стать причиной состояния напряженности.

В настоящее время существенное влияние на возникновение напряженности ока­зывают информационные перегрузки. Так, для этапа приема информации критиче­скими являются информационная структура нагрузки, степень ее адекватности и пол­ноты. На этапе обработки и принятия решений основными являются степень стереотипности выполняемых мыслительных операций, работа в условиях «перебо­ра» возможных вариантов решения, новизна ситуации, лимиты времени. Сложность процесса реализации решения на поведенческом уровне зависит от временной совме­щенности нескольких действий, степени автоматизации навыка, формы контроля и наличия своевременной обратной связи об успешности выполнения.

Помимо определенной степени напряженности, зависящей от сложности и задан­ного времени выполнения трудовых операций, любые, в том числе перечисленные выше факторы при выходе их характеристик за пределы привычных условий стано­вятся неблагоприятными и могут обусловливать возникновение экстремальных си­туаций («Проблемы функционального комфорта», 1977; Немчин Т. А., 1983; «Прак­тикум по основам физиологии», 1988; «Психическая напряженность», 1989; Бодров В. А., 1995; Прохоров А. О., 1998; «Проблемность», 1999). Если в результате воздействия неблагоприятных факторов возникает высокое напряжение компенса­торных систем организма, то такие условия могут быть определены как неблагопри­ятные, а при выраженной неготовности человека действовать в этих условиях — как экстремальные.

Неблагоприятные факторы среды обитания и профессиональной деятельности, высокие значения которых в первую очередь создают экстремальные ситуации и вы­зывают состояния стресса, обобщены в табл. 26.2.

Большинством исследователей показано, что наиболее важными личностными характеристиками, влияющими на ПФС, являются:

— уровень общего интеллекта (интеллектуальная гибкость, общая осведомлен­ность, когнитивная гибкость, практическое мышление, координация способностей);

— уровень личностной стабильности (надежность, резистентность к стрессу, уве­ренность в себе, понимание ответственности за безопасность, социабельность, ком­муникативные способности, групповая совместимость);

— отсутствие напряженности, тревожности и психопатологических симптомов;

– психодинамические свойства (экстравертированность-интровертированность, нейротизм, тип вегетативной саморегуляции и др.)

Таблица


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: