Создание у членов организации мотивации к работе

Лидерство и руководство. Теории происхождения лидерства.

Структура организации

Различия функций и положения лидера и руководителя.

Лидерство Руководство (по Парыгину)
Регуляция межличностных отношений Регуляция официальных отношений
Микросреда Макросреда— связь со всей системой общественных отношений
Стихийно возникает Назначается, выдирается и т.п.
Нестабильно Стабильно
Нет права на применение санкций Есть санкции
Непосредственное принятие решения Сложный процесс принятия решения
Малая сфера действия Широкая сфера действия.

Создание у членов организации мотивации к работе.

Одна из главных задач руководителя – создание у членов организации мотивации к работе. Общие принципы этого заключены в следующем:

- обеспечение творческого характера содержания работы;

- четкое определение цели и конечных результатов работы;

- определение способов оценки результатов работы;

- четкое определение путей достижения цели;

- вовлечение работников в процесс планирования работ;

- уважение и доверие в работе с подчиненными;

- признание и благодарность за достигнутые результаты;

- делегирование ответственности за выполняемую деятельность;

- предоставление достаточного количества прав для самостоятельного принятия решений;

- выявление и устранение факторов, препятствующих работе, в том числе, и личных проблем работников;

- обеспечение продвижения по службе.

ТЕОРИЯ Х И ТЕОРИЯ У МАКГРЕГОРА

Теория X.

1. Средний человек от природы ленив — он работает как можно меньше.

2. Ему недостает честолюбия, он не любит ответствен­ности, предпочитает, чтобы им руководили.

3. Он от природы эгоцентричен, безразличен к потреб­ностям организации.

4. Он от природы противится переменам.

5. Он доверчив, не слишком сообразителен — легкая добыча для шарлатана и демагога.

Такой взгляд на человека отражается в политике кнута (угроза безработицы) и пряника (деньги).

Теория У придерживается следующего взгляда на че­ловека:

1. Люди не являются от природы пассивными и не противодействуют целям организации. Они стали такими в результате работы в организации.

2. Мотивация, возможность развития, способность брать на себя ответственность, готовность направлять свое поведение на достижение целей организации — все это есть в людях, а не вкладывается в них управлением. Обязанность управления — помочь людям осознать и ра­звить в себе эти человеческие качества.

3. Важная задача управления состоит в том, чтобы создать такие условия в организации и применять такие методы работы, чтобы люди могли достигать своих собст­венных целей наилучшим образом лишь при условии направления своих усилий на достижение целен органи­зации.

Если администрация разделяет взгляды теории X, она обращает особое внимание на методы внешнего кон­троля, тогда как при использовании теории У особое зна­чение придается самоконтролю при периодических отче­тах об исполнении. Предполагается, что самоконтроль возникает, когда рабочие воспринимают цели компании как свои собственные, и тогда вероятность достижения целей компании высока. Макгрегор считает средством достижения высокой степени сплоченности метод уча­стия работников в принятии решений.

Теория Х и теория У отражают полярные позиции и взгляды. Из сказанного не следует, что руководитель, обнаруживающий жесткое, деспотическое поведение, дол­жен придерживаться положений теории X; такого одно­значного соответствия между поведением и взглядами нет.

Макгрегор утверждает, что люди становятся такими, какие они есть, потому что к ним так относятся.

После хоуторнских экспериментов к 50-м годам сложился принцип «участвующего управления», который сейчас наиболее развит в экономике Японии. Его смысл заключен в том, что руководитель должен создавать у работников ощущение соучастия в управлении предприятием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: