Лидерство и руководство. Теории происхождения лидерства.
Структура организации
Различия функций и положения лидера и руководителя.
Лидерство | Руководство (по Парыгину) |
Регуляция межличностных отношений | Регуляция официальных отношений |
Микросреда | Макросреда— связь со всей системой общественных отношений |
Стихийно возникает | Назначается, выдирается и т.п. |
Нестабильно | Стабильно |
Нет права на применение санкций | Есть санкции |
Непосредственное принятие решения | Сложный процесс принятия решения |
Малая сфера действия | Широкая сфера действия. |
Создание у членов организации мотивации к работе.
Одна из главных задач руководителя – создание у членов организации мотивации к работе. Общие принципы этого заключены в следующем:
- обеспечение творческого характера содержания работы;
- четкое определение цели и конечных результатов работы;
- определение способов оценки результатов работы;
- четкое определение путей достижения цели;
|
|
- вовлечение работников в процесс планирования работ;
- уважение и доверие в работе с подчиненными;
- признание и благодарность за достигнутые результаты;
- делегирование ответственности за выполняемую деятельность;
- предоставление достаточного количества прав для самостоятельного принятия решений;
- выявление и устранение факторов, препятствующих работе, в том числе, и личных проблем работников;
- обеспечение продвижения по службе.
ТЕОРИЯ Х И ТЕОРИЯ У МАКГРЕГОРА
Теория X.
1. Средний человек от природы ленив — он работает как можно меньше.
2. Ему недостает честолюбия, он не любит ответственности, предпочитает, чтобы им руководили.
3. Он от природы эгоцентричен, безразличен к потребностям организации.
4. Он от природы противится переменам.
5. Он доверчив, не слишком сообразителен — легкая добыча для шарлатана и демагога.
Такой взгляд на человека отражается в политике кнута (угроза безработицы) и пряника (деньги).
Теория У придерживается следующего взгляда на человека:
1. Люди не являются от природы пассивными и не противодействуют целям организации. Они стали такими в результате работы в организации.
2. Мотивация, возможность развития, способность брать на себя ответственность, готовность направлять свое поведение на достижение целей организации — все это есть в людях, а не вкладывается в них управлением. Обязанность управления — помочь людям осознать и развить в себе эти человеческие качества.
3. Важная задача управления состоит в том, чтобы создать такие условия в организации и применять такие методы работы, чтобы люди могли достигать своих собственных целей наилучшим образом лишь при условии направления своих усилий на достижение целен организации.
|
|
Если администрация разделяет взгляды теории X, она обращает особое внимание на методы внешнего контроля, тогда как при использовании теории У особое значение придается самоконтролю при периодических отчетах об исполнении. Предполагается, что самоконтроль возникает, когда рабочие воспринимают цели компании как свои собственные, и тогда вероятность достижения целей компании высока. Макгрегор считает средством достижения высокой степени сплоченности метод участия работников в принятии решений.
Теория Х и теория У отражают полярные позиции и взгляды. Из сказанного не следует, что руководитель, обнаруживающий жесткое, деспотическое поведение, должен придерживаться положений теории X; такого однозначного соответствия между поведением и взглядами нет.
Макгрегор утверждает, что люди становятся такими, какие они есть, потому что к ним так относятся.
После хоуторнских экспериментов к 50-м годам сложился принцип «участвующего управления», который сейчас наиболее развит в экономике Японии. Его смысл заключен в том, что руководитель должен создавать у работников ощущение соучастия в управлении предприятием.