Лидерство и руководство. Теории происхождения лидерства.
Структура организации

Различия функций и положения лидера и руководителя.
| Лидерство | Руководство (по Парыгину) |
| Регуляция межличностных отношений | Регуляция официальных отношений |
| Микросреда | Макросреда— связь со всей системой общественных отношений |
| Стихийно возникает | Назначается, выдирается и т.п. |
| Нестабильно | Стабильно |
| Нет права на применение санкций | Есть санкции |
| Непосредственное принятие решения | Сложный процесс принятия решения |
| Малая сфера действия | Широкая сфера действия. |
Создание у членов организации мотивации к работе.
Одна из главных задач руководителя – создание у членов организации мотивации к работе. Общие принципы этого заключены в следующем:
- обеспечение творческого характера содержания работы;
- четкое определение цели и конечных результатов работы;
- определение способов оценки результатов работы;
- четкое определение путей достижения цели;
- вовлечение работников в процесс планирования работ;
- уважение и доверие в работе с подчиненными;
- признание и благодарность за достигнутые результаты;
- делегирование ответственности за выполняемую деятельность;
- предоставление достаточного количества прав для самостоятельного принятия решений;
- выявление и устранение факторов, препятствующих работе, в том числе, и личных проблем работников;
- обеспечение продвижения по службе.
ТЕОРИЯ Х И ТЕОРИЯ У МАКГРЕГОРА
Теория X.
1. Средний человек от природы ленив — он работает как можно меньше.
2. Ему недостает честолюбия, он не любит ответственности, предпочитает, чтобы им руководили.
3. Он от природы эгоцентричен, безразличен к потребностям организации.
4. Он от природы противится переменам.
5. Он доверчив, не слишком сообразителен — легкая добыча для шарлатана и демагога.
Такой взгляд на человека отражается в политике кнута (угроза безработицы) и пряника (деньги).
Теория У придерживается следующего взгляда на человека:
1. Люди не являются от природы пассивными и не противодействуют целям организации. Они стали такими в результате работы в организации.
2. Мотивация, возможность развития, способность брать на себя ответственность, готовность направлять свое поведение на достижение целей организации — все это есть в людях, а не вкладывается в них управлением. Обязанность управления — помочь людям осознать и развить в себе эти человеческие качества.
3. Важная задача управления состоит в том, чтобы создать такие условия в организации и применять такие методы работы, чтобы люди могли достигать своих собственных целей наилучшим образом лишь при условии направления своих усилий на достижение целен организации.
Если администрация разделяет взгляды теории X, она обращает особое внимание на методы внешнего контроля, тогда как при использовании теории У особое значение придается самоконтролю при периодических отчетах об исполнении. Предполагается, что самоконтроль возникает, когда рабочие воспринимают цели компании как свои собственные, и тогда вероятность достижения целей компании высока. Макгрегор считает средством достижения высокой степени сплоченности метод участия работников в принятии решений.
Теория Х и теория У отражают полярные позиции и взгляды. Из сказанного не следует, что руководитель, обнаруживающий жесткое, деспотическое поведение, должен придерживаться положений теории X; такого однозначного соответствия между поведением и взглядами нет.
Макгрегор утверждает, что люди становятся такими, какие они есть, потому что к ним так относятся.
После хоуторнских экспериментов к 50-м годам сложился принцип «участвующего управления», который сейчас наиболее развит в экономике Японии. Его смысл заключен в том, что руководитель должен создавать у работников ощущение соучастия в управлении предприятием.






