Наполнил душу мне голубой свет луны

Игорь КОН

ЛУННЫЙ СВЕТ НА ЗАРЕ

Лики и маски однополой любви


НАПОЛНИЛ ДУШУ МНЕ ГОЛУБОЙ СВЕТ ЛУНЫ

 

Но всех прекраснее... была Иштар, сестра, супруга и мать, Астарта, идущая за солнцем царица, низ­ко на западе. Она серебрилась, ис­пускала улетучивающиеся лучи, свер­кала вспышками, и продолговатое пламя, подобно

острию копья, слов­но бы устремлялось из нее вверх.

Томас Манн

«Людьми лунного света» Василий Розанов называл гомосексуалов. В России их называют голубыми. Голубой цвет считается цветом луны, сумерек и грусти. На протяжении зна­чительной части человеческой истории однополая любовь и ее представители жили в тени и полумраке. Во второй половине XX в. они получили возможность выйти на солнечный свет. Но даже в слабых, рассветных солнечных лучах мир видится иначе, чем при луне. Далеко не всем многоцветье нравится. Одни стра­дают дальтонизмом, другие предпочитают смотреть на мир сквозь темные очки. В сумеречном черно-белом мире многим уютнее. Но попробуем открыть глаза.

Я нисколько не сомневаюсь, глубокоуважаемый читатель, что в вашем сексуальном поведении и воображении никогда не было ничего странного, запретного или подозрительного. Но не могли бы вы, в интересах науки, мысленно ответить на несколько эле­ментарных вопросов?

1. В чем причина вашей гетеросексуальности, почему вы лю­бите людей противоположного пола?

2. Когда и почему вы решили, что вы гетеросексуальны?

3. Не является ли ваша гетеросексуальность только преходящей стадией развития, из которой вы еще можете вырасти?

4. Не является ли ваша гетеросексуальность следствием невро­тического страха перед людьми собственного пола? Может быть, вы просто боитесь или ненавидите их?

5. Если вы никогда не занимались любовью с человеком соб­ственного пола, откуда вы знаете, что это вам не нравится? Мо­жет быть, вам просто нужен хороший однополый партнер?

6. Почему гетеросексуалы придают такое большое значение сексу и стараются вовлечь других в свой образ жизни?

7. Абсолютно точно известно, что подавляющее большинство совратителей детей и подростков — гетеросексуалы. Можно ли, несмотря на это, доверять детей гетеросексуаль-ным учителям и воспитателям?

8. Несмотря на то что общество всячески поддерживает инсти­тут брака, число разводов неуклонно растет. Почему гетеросексу­альные отношения так непрочны и неустойчивы?

9. Можете ли вы доверять объективности гетеросексуальных врачей и психологов? Не кажется ли вам, что они стараются склонить вас на сторону своей собственной сексуальной ориен­тации?

10. Похоже, что счастливых гетеросексуалов очень мало. Есть средства, с помощью которых вы могли бы изменить свою сексу­альную ориентацию. Не хотите ли вы воспользоваться такой тера­пией?

Ответили? Нет? Почему? Вопросы кажутся издевательскими? Но гомосексуалам подобные вопросы задают постоянно, эта шу­точная анкета[1] просто пародирует стандартные сексологические вопросники. Значит, вам можно обижаться, а им — нет? Где же справедливость? А может быть, сами эти вопросы бессмысленны?

Любые слова и термины имеют смысл лишь в определенном социокультурном контексте.

Вообразите себе страну по имени Зомния, жители которой очень озабочены тем, как люди спят: на спине (их называют «спинниками») или на животе (их называют «животинками»). Большинство жителей Зомнии считаются «животинками», тех, кто спит или подозревается в том, что спит на спине, до недав­него времени преследовали и дискриминировали. Большинство зомнийцев думают, что «спинников» можно узнать по внешнему виду и поведению: у них жесткая выправка и темная кожа, они вспыльчивы и агрессивны. Зомнийские ученые и психиатры изу­чают, что именно делает людей «спинниками». Одни утвержда­ют, что спинность предопределена генетически, другие — что она зависит от отношений с родителями, третьи — что она свя­зана с питанием в период полового созревания. Некоторые от­крытые «спинники» начали борьбу с дискриминацией и диффа­мацией и добились в этом определенных успехов, повлияв, в ча­стности, на науку. Историки обнаружили, что некоторые выда­ющиеся зомнийцы были «спинниками». Это помогло «спинникам» добиться политического статуса «этнического меньшин­ства», хотя большинство зомнийцев по-прежнему относится к ним недоброжелательно.

Предположим, вы приехали в Зомнию и должны высказаться по поводу этих споров. Ваша первая реакция — сказать, что такая классификация смехотворна, дискриминация людей в зависимос­ти от позы, в которой они спят, безнравственна, а любые теории происхождения «спинности» ненаучны. Но, может быть, привыч­ка спать на спине или на животе действительно имеет генную при­роду? Тогда зомнийские теории могут иметь значение и для нас. То, что у нас нет понятий «спинников» и «животников», само по себе не опровергает зомнийских теорий.

Не так же ли обстоит дело с сексуальной ориентацией? Сочинителю этой притчи американскому философу Эдуарду Стайну[2] можно возразить: как люди спят, неважно, тогда как с кем они спят, очень даже важно. Но ведь это тоже — смотря для кого и когда. Вопрос, креститься двумя или тремя перстами, в свое время вызвал в России церковный раскол. Когда в турпоезд­ке меня поселяют в номере с мужчиной, его сексуальная ориен­тация мне безразлична, приставать к постороннему человеку он не станет. Зато если он спит на спине, это сильно повышает вероят­ность храпа, и, при всем моем уважении к храпунам, я предпо­чел бы другого соседа.

Как бы то ни было, вопросов много.

Это очень разные вопросы, и разные науки подходят к ним по-разному. Моя книга состоит из трех частей.

Первая часть «В лабиринтах познания» подразумевает воп­рос — что и откуда мы знаем об однополой любви? Она просле­живает, как от простых догматических суждений научное позна­ние постепенно переходило к сложным и дифференцированным вопросам, дополняя биологические теории социально-историчес­кими и психологическими. Эта часть книги — самая сложная, читатель, которого интересуют только факты и выводы, может ее опустить. Но тогда вы обречены верить автору на слово. Не мне, так кому-то другому. Это ваше право, но лично я предпо­читаю скептиков.

Вторая часть книги «Сквозь пространство и время» посвящена социально-историческим, культурным аспектам гомосексуальнос­ти. Как общество, культура структурируют, категоризируют, символизируют и передают из поколения в поколение гомоэротическое желание и образы? Какие специфические социальные фун­кции выполняют гомосексуалы в разных обществах? Почему в од­них обществах их презирают и преследуют, а в других относятся терпимо и даже восхищаются ими? От чего зависит изменение со­ответствующих социальных установок, стереотипов и предубежде­ний?

Третья часть «Я и другие» — преимущественно психологичес­кая. Она прослеживает, как индивид открывает свою сексуальную ориентацию, чем гомосексуальные мужчины и женщины отлича­ются от остальных людей и друг от друга, каковы особенности их стиля жизни, эротики и сексуального поведения.

Эта книга — первая в России работа такого рода. По своему ха­рактеру она является научно-популярной, ее сможет прочитать каждый человек со средним образованием. Однако она основана на изучении огромной специальной литературы из разных облас­тей знания (в сносках упоминается лишь ее небольшая часть). По­скольку в нашей стране эта тема многие годы была запретной, мне пришлось обращаться преимущественно к иностранным источни­кам. Тем более что книга — не о гомосексуальности в России, а об однополой любви как общекультурном и человеческом феноме­не. Но люди разных народов могут чувствовать и поступать по-раз­ному. Чтобы избежать модного «американоцентризма», я старал­ся сравнивать американские данные с фактами и выводами евро­пейских исследований. Объективные, в том числе научно-статис­тические данные дополняются и сопоставляются с субъективны­ми, почерпнутыми из мемуарной, автобиографической и художе­ственной литературы.

За столь широкий мультидисциплинарный, если угодно — эк­лектический, подход приходится платить. Я не предлагаю читате­лю какой-то новой теории однополой любви, а только ввожу его в курс связанных с нею социальных, научных и человеческих про­блем, некоторые из них в книге только обозначены. Моя един­ственная цель — дать широкому читателю пищу для самостоятель­ных размышлений, а специалисту — отправную точку для дальней­ших исследований (ведь то, что одна дисциплина принимает за истину, другая нередко опровергает).

Кстати, если вы хотите определить и измерить свою сексуаль­ную ориентацию, воспользуйтесь, пожалуйста, следующей табли­цей, так называемой Решеткой сексуальной ориентации Клайна (РСОК)[3].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: