Эксперимент II
Одно из обязательных условий успешности обучения по программированным материалам — обеспечение полного усвоения предыдущего кадра при переходе к каждому последующему. В обучающих устройствах с этой целью предусматриваются специальные приспособления, не позволяющие ученику узнать правильный ответ без выполнения поставленного перед ним учебного задания, а в программированных материалах, построенных по разветвленной программе, предусматривается система разветвлений с объяснением типичных ошибок, допускаемых учеником.
В процессе экспериментального обучения алгебре учащихся шестых классов (школа № 397 Москвы) по программированным материалам, созданным в соответствии с принципами Н. Краудера, было обнаружено, что в системе предлагаемых разветвлений иногда встречаются такие, которые не могут обеспечить обязательного усвоения предыдущего кадра при переходе к следующему кадру. Этот эффект перехода ученика к новому кадру без усвоения предыдущего кадра был условно назван «лабиринтным» эффектом научения по разветвленной программе.
|
|
В настоящее время в нашей стране и за рубежом создано и создается значительное число программированных материалов подобного типа. Поэтому при подготовке и создании учебных программ, предусматривающих разветвления, основанные на типичных ошибках, необходимо иметь в виду возможное возникновение этого эффекта и предусмотреть условия, обеспечивающие действительное усвоение предыдущего кадра при переходе к новому кадру.
Типичными случаями ошибочных ответов, предлагаемых для разветвления программированных материалов, могут быть, например, следующие.
Раздел «Рациональные числа».
18 - (?) = 120. Найти вычитаемое.
Ответы, на которых строятся разветвления программы:
1) 102.
2) 139.
3) -138.
4) -102.
Один из них правильный, остальные ошибочные (1,2,3). Раздел «Отрицательные степени».
=?
Возможные ответы — один правильный, остальные ошибочные:
1) Ь°.
2) Ь\
3) Ъ\
4) Ь\
5) Ъ.
Известно, что, неправильно выполнив задание, ученик получает разъяснение допущенной им ошибки и вновь возвращается к тому заданию, которое было выполнено неправильно. При работе слабоуспевающих учеников по разветвленной программе указанного типа можно встретиться со следующим фактом. Ученик, допустивший ошибку, направляется программой в соответствующее разветвление. Однако и после предложенного разъяснения допущенной ошибки он опять не может выполнить задания правильно, попадая еще в один ход лабиринта программы. В большинстве случаев слабого ученика как бы «тянет» в разветвления, подобно тому, как начинающего велосипедиста «тянет» наехать на препятствия, встретившиеся на его пути. В некоторых случаях и разъяснение второй ошибки не помогает ученику правильно выполнить основного задания. Он прямо заявляет, что не понял, как нужно выполнять задание. Вместе с тем ученик имеет возможность перейти к правильному ответу, который остается единственно возможным. В этом случае ученик может двигаться дальше, к новому кадру, но такое «продвижение» ученика не будет свидетельствовать о его успехах в усвоении учебного материала. Скорее оно свидетельствует о возможности «лабиринтного» пути продвижения ученика по программе.
|
|
Причины этого явления заключены в двух обстоятельствах, нередко выступающих как принципы конструирования разветвлений.
Разветвления программы разъясняют ошибки, допущенные учеником, но не всегда совпадают с процессом
усвоения тех действий, которые ученик должен выполнить в кадре основной линии программы. В результате усвоения причин своей ошибки ученик начинает понимать, как нельзя выполнять задания, но не усваивает того, как нужно выполнять его.
Вторая причина «лабиринтного» эффекта при подобных разветвлениях заключается в том, что предлагаемое ученику задание может быть выполнено им правильно с помощью относительно сложной системы действий, недостаточно усвоенной учащимся.
В процессе составления программированных материалов и при их предварительной оценке необходимо выявлять все случаи разветвлений, в которых возможно возникновение «лабиринтного» эффекта, и предупреждать их либо более значительным дроблением учебного материала, либо дополнительными разветвлениями, подводящими ученика к правильному выполнению усваиваемого действия.
Вопросы проблемного построения обучающей программы