О «лабиринтном» эффекте научения при некоторых типах разветвлений

Эксперимент II

Одно из обязательных условий успешности обучения по программированным материалам — обеспечение полного усвоения предыдущего кадра при переходе к каждому последующему. В обучающих устройствах с этой целью предусматриваются специальные приспособления, не позволяющие ученику узнать правильный ответ без выполнения поставленного перед ним учебного задания, а в программированных материалах, построенных по разветвленной программе, предусматривается система разветвлений с объяснением типичных ошибок, допускаемых учеником.

В процессе экспериментального обучения алгебре учащихся шестых классов (школа № 397 Москвы) по программированным материалам, созданным в соответствии с принципами Н. Краудера, было обнаружено, что в системе предлагаемых разветвлений иногда встречаются такие, которые не могут обеспечить обязательного усвоения предыдущего кадра при переходе к следующему кадру. Этот эффект перехода ученика к новому кадру без усвоения предыдущего кадра был условно назван «лабиринтным» эффектом научения по разветвленной программе.

В настоящее время в нашей стране и за рубежом создано и создается значительное число программированных материалов подобного типа. Поэтому при подготовке и создании учебных программ, предусматривающих разветвления, основанные на типичных ошибках, необходимо иметь в виду возможное возникновение этого эффекта и предусмотреть условия, обеспечивающие действительное усвоение предыдущего кадра при переходе к новому кадру.

Типичными случаями ошибочных ответов, предлагаемых для разветвления программированных материалов, могут быть, например, следующие.

Раздел «Рациональные числа».

18 - (?) = 120. Найти вычитаемое.

Ответы, на которых строятся разветвления программы:

1) 102.

2) 139.

3) -138.

4) -102.

Один из них правильный, остальные ошибочные (1,2,3). Раздел «Отрицательные степени».

=?

Возможные ответы — один правильный, остальные ошибочные:

1) Ь°.

2) Ь\

3) Ъ\

4) Ь\

5) Ъ.

Известно, что, неправильно выполнив задание, ученик получает разъяснение допущенной им ошибки и вновь возвращается к тому заданию, которое было выполнено неправильно. При работе слабоуспевающих учеников по разветвленной программе указанного типа можно встретиться со следующим фактом. Ученик, допустивший ошибку, направляется программой в соответствующее разветвление. Однако и после предложенного разъяснения допущенной ошибки он опять не может выполнить задания правильно, попадая еще в один ход лабиринта программы. В большинстве случаев слабого ученика как бы «тянет» в разветвления, подобно тому, как начинающего велосипедиста «тянет» наехать на препятствия, встретившиеся на его пути. В некоторых случаях и разъяснение второй ошибки не помогает ученику правильно выполнить основного задания. Он прямо заявляет, что не понял, как нужно выполнять задание. Вместе с тем ученик имеет возможность перейти к правильному ответу, который остается единственно возможным. В этом случае ученик может двигаться дальше, к новому кадру, но такое «продвижение» ученика не будет свидетельствовать о его успехах в усвоении учебного материала. Скорее оно свидетельствует о возможности «лабиринтного» пути продвижения ученика по программе.

Причины этого явления заключены в двух обстоятельствах, нередко выступающих как принципы конструирования разветвлений.

Разветвления программы разъясняют ошибки, допущенные учеником, но не всегда совпадают с процессом


усвоения тех действий, которые ученик должен выполнить в кадре основной линии программы. В результате усвоения причин своей ошибки ученик начинает понимать, как нельзя выполнять задания, но не усваивает того, как нужно выполнять его.

Вторая причина «лабиринтного» эффекта при подобных разветвлениях заключается в том, что предлагаемое ученику задание может быть выполнено им правильно с помощью относительно сложной системы действий, недостаточно усвоенной учащимся.

В процессе составления программированных материалов и при их предварительной оценке необходимо выявлять все случаи разветвлений, в которых возможно возникновение «лабиринтного» эффекта, и предупреждать их либо более значительным дроблением учебного материала, либо дополнительными разветвлениями, подводящими ученика к правильному выполнению усваиваемого действия.

Вопросы проблемного построения обучающей программы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: