1. В экспериментальных материалах предпринята попытка реализовать принципы проблемного обучения. В связи с этим каждое основное задание, предлагаемое в пособии, составляет учебную проблему, решая которую учащийся усваивает тот или иной элемент знаний.
2. Каждый шаг пособия соответствует одной проблемной ситуации.
3. Последовательность шагов (связь между предыдущим и последующим шагом) основана на использовании знаний, приобретенных в предыдущем шаге. Новый (усваиваемый) элемент знаний представлен в неизвестном.
4. Способ учебной деятельности ученика — самостоятельное развернутое решение проблем. В связи с этим каждое задание не содержит в конце возможных ответов учащегося, предназначенных для выбора правильного ответа. В случаях, когда задача трудна для отдельных учащихся, они получают необходимую «помощь» (подсказку) в форме дополнительных сведений (знаний), которыми ученик не владеет и которые он должен усвоить. Для этих учащихся элементы знаний, предъявляемых в «подсказке», составляют дополнительное неизвестное в задаче. Использование их в процессе решения, по существу, совпадает с процессом усвоения этих знаний.
|
|
5. Контроль процесса и результатов правильности усвоения, составляющий обратную связь, осуществляется учеником путем сопоставления полученного самостоятельного решения с рядом возможных решений (в том числе ошибочных).
В предлагаемых решениях оценивается каждый ответ (правильно-неправильно), объясняется причина ошибки и правильный способ решения задач. Ученик не может изменить своего решения, так как оно у него записано в тетради. В случае ошибки ученик должен выполнить дополнительное задание (задачу с новыми данными), после чего он может решать следующую новую задачу основной линии программы. По мере продвижения ученика в усвоении учебного материала способ контроля изменяется — от первоначального сопоставления развернутых решений до простого сопоставления лишь с правильным ответом.
6. Индивидуализация осуществляется путем использования:
а) различных видов помощи, к которым могут обращаться слабоуспевающие учащиеся;
б) дополнительных заданий, которые должны выполнить учащиеся, допустившие ошибку.
В тексте программы понятие «помощь» использовано условно. Предлагаемые в этих случаях дополнительные сведения необходимы всем учащимся.
Можете ли Вы найти это расстояние на основании данных, предложенных в условии задачи? Какие дополнительные данные необходимы для решения этой задачи?
Если Вы не можете решить задачу, обратитесь к дополнительным данным для задачи 1.
Проверьте ответ.
|
|
Дополнительные данные для задачи 1.
Эта задача только кажется простой. Ее нельзя решить с помощью известных Вам геометрических методов. Ведь мы знаем длину только одной стороны и величину только одного угла.
Вероятно, мы могли бы решить эту задачу, если бы знали, в каком отношении находятся неизвестная сторона а (противолежащая углу А =30°), и известная сторона с (гипотенуза) =100 см. Допустим, что это отношение
равно , т. е. = .
Обучающая программа
Решение многих задач в строительстве, навигации и т. д. основано на знаниях о треугольниках. В этих задачах необходимо по одним, известным, элементам треугольника (углы, стороны) найти величины других, неизвестных, элементов треугольника (угол, сторона). Типичной задачей может быть следующая:
В треугольнике ABC сторона а =5 м, сторона b =10 м, а угол между ними составляет 110.°. Найти длину стороны АВ, противоположной данному углу.
Эту задачу нельзя решить лишь с помощью тех сведений, которые Вы усвоили в курсе геометрии. Для ее решения необходимы знания о тригонометрических функциях.
Задача 1. Предположим, что мы прислонили к стене линейку длиной в 100 см. Угол, образованный между линейкой и полом, равен 30°. Найти высоту стены от пола до точки соприкосновения с линейкой.
Используйте это отношение для решения задачи
Проверка решения задачи 1.
1. Ответ: Сторона а =30 см. Неправильно.
Вы нашли длину катета, противолежащего углу А = 30°, прямо по величине этого угла. Вы поступили неправильно. Нельзя прямо переносить величину угла, выраженную в угловых единицах (градусах), на длину противолежащей стороны, выраженную в других единицах (сантиметрах).
В решении Вы должны были использовать новые дополнительные данные для задачи 1, об отношении между катетом, противолежащим углу А = 30°, и гипотенузой. В прямоугольном треугольнике катет, лежащий
против угла в 30°, равен половине гипотенузы.
Длина гипотенузы нам известна, она равна 100 см. Вычислите длину катета. Решите задачу 2.
2. Ответ: Сторона я=200 см. Неправильно.
Вы неправильно использовали отношение катета, противолежащего
углу А=30°, к гипотенузе. Это отношение равно .
Значит, а — —. Длина гипотенузы в два раза больше длины катета,
а катет а два раза меньше гипотенузы. Найдите величину катета. Решите задачу 2.
3. Ответ: Сторона а = 50 см. Правильно. Если отношение катета, противолежащего углу в 30°, к гипотенузе
равно ,т. е. = ,тов= ==50сл*.
Катет, противолежащий углу 30°, равен половине гипотенузы. Гипотенуза в два раза больше катета, противолежащего углу 30°. Решите задачу 4.
Задача 2. В прямоугольном треугольнике ABC гипотенуза с=200 см, угол Л=30°. Найдите величину стороны а.
с =200 ом.
Проверьте ответ.
Проверка решения задачи 2.
1. Ваш ответ: Сторона а =100 см. Правильно.
Решите задачу 4.
Задача 3. В прямоугольном треугольнике ABC гипотенуза с = 50 см, угол А =30°. Найти величину стороны а.
с = 50 см
Проверьте ответ.
Проверка решения задачи 3.
1. Ответ: Сторона а = 100 см. Неправильно.
Вы опять не поняли смысла отношения катета к гипотенузе, равного
— (или 0,5), и поэтому снова решили задачу неправильно.
Предположим, даны два отрезка а и с. Длина отрезка с = 50 см. Отрезок а относится к отрезку с как 1:2.
Такое же отношение между катетом и гипотенузой в вашей задаче. Решите задачу 2.
2. Ответ. Сторона а = 25 см. Правильно. Переходите к решению задачи 4.
Задача 4. В решении предыдущих задач мы имели прямоугольные треугольники, один из углов которых был равен 30°. Длины гипотенуз каждого треугольника были различны (100 см, 50 см и т. д.) Несмотря на это, мы во всех случаях для нахождения катета, противолежащего углу 30°, использовали одно и то же отношение катета к гипотенузе, равное -. Однако справедливо ли это отношение для всех прямоугольных треугольников, имеющих угол, равный 30°, независимо от длины гипотенузы или катета?
|
|
Для того чтобы ответить на этот вопрос, построим следующий чертеж:
На гипотенузе прямоугольного треугольника непроизвольно отложим точки В', В", В и опустим из них перпендикуляры на сторону АС. Мы получили три треугольника АВ'С, АВ"С"н ABC. Докажите, что
Проверьте Ваше доказательство. Если Вы не можете решить задачу, обратитесь к дополнительному разъяснению к задаче 4.
Дополнительное разъяснение к задаче 4.
По построению углы А СВ', АС"В", АСВ равны 90°, так как они образованы при пересечении стороны АС перпендикулярами, опущенными из точек В', В" и В. Таким образом, мы получили три прямоугольных треугольника. Прямоугольные треугольники, имеющие по одному равному острому углу, являются подобными треугольниками.
Докажите, что
Решение задачи 4.
Рассматриваемые треугольники являются прямоугольными, так как С = С" = С = 90° А — 30° — общий угол. Прямоугольные треугольники, имеющие по равному острому углу, подобны. В подобных треугольниках стороны одного треугольника пропорциональны сходственным сторонам другого и сходственные стороны лежат против равных углов треугольников.
Значит,
Отношение между катетом и гипотенузой в прямоугольном треугольнике при одном и том же противолежащем угле является постоянным. В прямоугольных треугольниках с острым углом, равным 30°, противолежащий катет всегда равен половине гипотенузы. Вы можете убедиться в этом, измерив соответствующие катеты и гипотенузы в прямоугольных треугольниках.
Решите задачу 5.
Задача 5. В предыдущих задачах мы находили величину катета прямоугольного треугольника, противолежащего углу, равному 30°. При этом мы использовали длину гипотенузы и отношение между катетом и гипотенузой, равное 0,5.
В треугольнике ABC острый угол Л = 37°. Гипотенуза АВ = 100 см. Найдите длину стороны а =?
с =100 см
Проверьте решение. Если Вы не можете решить задачу, обратитесь к разъяснению к задаче 5.
Разъяснение к задаче 5.
Вы не могли решить эту задачу, потому что у Вас нет данных о величине отношения для угла, равного, 37°. Нам известно это отношение только для угла 30°, оно равно 0,5 и не зависит от величины катета и гипотенузы при постоянной величине острого угла. Это отношение зависит только от величины соответствующего угла. Оно называется синусом угла (Sin).
|
|
Отношения между катетом противолежащего угла и гипотенузой (синусы углов) можно найти для всех углов в прямоугольном треугольнике (от 0° до 90°), измерив и разделив соответственно длину катета, противолежащего каждому углу, на длину гипотенузы. Величины всех этих отношений вычислены и сведены в таблицу синусов. В этой таблице в колонке слева указаны углы от 0° до 90°, а в колонке справа указаны синусы этих углов.
В этой таблице Вы можете найти, что синус угла 30° равен, как Вы уже знаете, 0,5. Найдите синус угла 37° и решите задачу.
Проверка решения задачи 5.
1. Ответ: Сторона а =50 см. Неправильно. Как и в предыдущих задачах, Вы взяли величину синуса угла, равную 0,5. Это было правильно для угла 30°, но неправильно для угла 37°. Найдите синус угла 37°, решите снова задачу и проверьте ответ.
2. Ответ: Сторона а = 166,6 см. Неправильно.
Синус 37° = . По таблице синусов находим, что синус 37°= 0,6. Подставив значение синуса, получаем
2 = 0,6. с
Нам известна длина гипотенузы С = 100 см. Подставив ее значение в полученное выражение, найдите длину катета = 0,6; а =?
Вы сделали все наоборот.
Произведите вычисления и решите дополнительно задачу 6.
3. Ответ: Сторона а = 60 см. Правильно. По таблице синусов находим величину синуса 37°=0,6. Подставив значение синуса в формулу синуса,
получим = 0,6; а = с ■ 0,6: а = 100 см ■ 0,6 = 60 см.
Решите задачу 7.
Задача 6. В треугольнике ABC острый угол А = 40°, гипотенуза с = 50 см. Найдите длину катета а.
Проверьте решение.
Проверка решения задачи 6.
= 0,64; а = с- 0,64 = 50см- 0,64 = 32 см.
Переходите к задаче 7.
Задача 7. Отношение, составляющее синус угла, является одним из ряда отношений между сторонами в прямоугольном треугольнике. Как мы уже определили, синусом угла (например, А) называется отношение стороны, противолежащей углу А, к гипотенузе в прямоугольном треугольнике, содержащем угол Л.
Синус А — ■ = .
В прямоугольном треугольнике CAB найдите величину синуса угла А.
Проверьте решение Проверка решения задачи 7.
1. Ответ: Синус А = = 0,75. Неправильно.
Синус угла определяется как отношение длины противолежащего катета к длине гипотенузы. Вы взяли отношение катета, прилежащего к углу А, и второго катета, противолежащего этому углу.
Решите задачу вновь. Проверьте решение и решите дополнительную задачу 8.
2. Ответ: Синус А = =0,6. Неправильно. Синус угла определяется
как отношение длины противолежащего катета к длине гипотенузы. Вы взяли отношение длины катета, прилежащего к углу А, и гипотенузы. Решите задачу вновь. Проверьте решение. Решите дополнительную задачу 8.
3. Ответ: Синус А = =0,8. Правильно. Решите задачу 9.
Задача 8. В прямоугольном треугольнике СВА найдите синус угла А. В
Проверьте решение. Проверка решения задачи 8.
Синус А = = 0,5. Правильно.
Решите задачу 9.
Задача 9. Вы, конечно, заметили, что способ определения величины синуса угла не зависит от расположения треугольника. Решите следующую задачу. Предположим, что от верхней точки радиомачты высотой в 40 м к земле натянута проволока. Угол между проволокой и землей составляет 30°. Найти длину проволоки (как Вы помните, синус 30°= 0,5).
Проверьте решение.
Если Вы считаете, что приведенные в условии задачи данные недостаточны для ее решения, обратитесь к дополнительным сведениям к задаче 9.
Дополнительные сведения к задаче 9.
Приведенных данных вполне достаточно для решения этой задачи. Если Вы построите на основании данных условий задачи соответствующий прямоугольный треугольник, то в этом треугольнике нужно будет найти длину гипотенузы.
Вам известно, что Sin A = -. с
Известны также величина синуса угла А (0,5) и высота радиомачты (40 м). Неизвестна только одна величина — длина проволоки (с=?). Теперь найдите ее.
Проверка решения задачи 9.
1. Ответ: Длина проволоки равна 20 м. Неправильно. Вы умножили длину гипотенузы на синус угла и получили 40 м ■ 0,5 = 20 м. Разве это правильно?
Вы построили прямоугольный треугольник ABC, в котором угол А = 30°. а противолежащий катет а = 40 м. Нужно найти длину гипотенузы с.
Вы знаете, что
Вам известна величина синуса (0,5) и величина стороны а (40 м).
Тогда 0,5= —. Откуда с = — =? с 0,5
Найдите длину с и решите дополнительную задачу 10.
2. Ответ: Длина проволоки равна 80 м. Правильно. Sin 30° = а: с; с = а: Sin 30° = 40:0,5 = 80 м.
Для того чтобы найти длину гипотенузы, нужно разделить длину катета на синус противолежащего угла.
Решите задачу 11.
Задача 10. Найдите длину гипотенузы в прямоугольном треугольнике ABC, если сторона а = 50 м, а угол А = 45°. (Величину синуса угла найдите по таблице.)
Проверьте решение.
Проверка решения задачи 10.
В треугольнике ABC нужно найти длину гипотенузы с.
Sin45° = a: с;с=а: &'«45° = 50: 0,71 = 70ж.
Для того чтобы найти длину гипотенузы, нужно разделить длину катета на величину синуса угла. Решите задачу 11.
Задача 11. Возьмите те же данные, что и в решенной Вами задаче 9.
В
Высота радиомачты а = 40 м, длина проволоки, натянутой от вершины радиомачты к земле с = 80 м, угол между проволокой и землей А = 30°. Нужно найти расстояние от точки крепления проволоки на земле до основания радиомачты, т. е. нужно найти расстояние b =?
Если Вы считаете, что приведенные в условии задачи данные недостаточны для решения, обратитесь к дополнительным сведениям для решения задачи 11.
Проверьте решение.
Дополнительные сведения для решения задачи 11.
Приведенные в задаче данные действительно недостаточны для решения задачи.
До сих пор мы изучили лишь одно из отношений между сторонами в прямоугольном треугольнике. Это отношение длины противолежащего катета к длине гипотенузы, составляющее синус данного угла. В решаемой задаче неизвестна длина прилежащего катета. Отношение прилежащего катета к длине гипотенузы составляет косинус этого угла (сокращенно Cos).
>
Величину косинуса угла также можно найти в таблице, где против соответствующего угла указана в колонке справа величина его косинуса. Теперь найдите расстояние Ь.
Проверка решения задачи 11.
1. Ответ: Из теоремы Пифагора известно, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов:
с2 = а2 + Ь\ Используя эту формулу, находим
Это один из двух путей решения задачи. Но Вы не использовали для решения величину угла/4 = 30°. Ваш способ решения был бы правильным, если бы в условии задачи не было дано величины угла А. Проверьте полученный Вами ответ другим способом.
2. Ответ: Длина стороны Ь = 40м.
Вы нашли величину косинуса утла не в колонке косинусов, а опять в колонке синусов, т. е. Вы использовали для определения катета, прилежащего к углу, не величину косинуса, а опять величину синуса. Величина косинуса угла 30°=0,87. Вы помните, что Cos А = -, т. е. b = Cos А- с. Найдите
с величину катета. Проверьте ответ. Решайте задачу 12.
3. Ответ: Длина стороны Ь = 70 м. Правильно. CosA = -;b- Cos А-с;
с Ь = 0,87 • 80 = 69,6 м или около 70 м. Решите, задачу 12.
Задача 12. Теперь Вы знакомы с отношениями, определяющими синус и косинус. Они составляют соответственно синус А = -; косинус А —
г, СС
Решите следующую задачу. К стене прислонили линейку длиной 100 см. Угол между стеной и линейкой составляет 43°. Найдите расстояние между основанием стены и нижним концом линейки.
Функцию угла найдите по таблице. Проверьте решение.
Проверка решения задачи 12.,
1. Ответ: Расстояние между основанием стены и нижним концом линейки равно 73 см. Вам нужно было найти длину противолежащего катета. Вы использовали для этого отношение, составляющее величину косинуса угла 43°. Но ведь I............х
прилежащий катет
косинус угла = —---------------------.
гипотинуза
Значит, Вы искали величину катета, прилежащего к углу в 43°, т. е. высоту стены до точки соприкосновения с линейкой, а не длину противолежащего катета. Для решения задачи нужно использовать величину синуса угла. Найдите длину противолежащего катета и решите дополнительную задачу 13.
2. Ответ: Расстояние между основанием стены и нижним концом линейки равно 68 см. Правильно.
Для того чтобы найти величину противолежащего катета, нужно использовать синус этого угла. Решите задачу 14.
Задача 13. Как и в предыдущей задаче, к стене прислонили линейку длиной 100 см. Но теперь измерили угол между полом и линейкой, он равен 40°. Найдите расстояние между основанием стены и концом линейки.
Проверьте решение.
Проверка решения задачи 13.
1. Ответ: Расстояние между основанием стены и концом линейки равно 64 см.
Вы опять перепутали. Здесь нужно было найти величину прилежащего катета, поэтому нужно было использовать не синус, а косинус угла 40°. Найдите расстояние между основанием стены и концом линейки. Проверьте решение в следующем ответе.
2. Ответ: Расстояние между основанием стены и концом линейки равно 76,6 см.
Правильно. В этом случае нужно найти длину прилежащего катета. Для того чтобы найти величину прилежащего катета, нужно использовать функцию косинуса угла.
Решайте задачу 14.
Задача 14. В авиации направление полета часто определяется по отношению к линиям Север-Юг, Запад-Восток. Летчику известно, что расстояние предстоящего полета по линии Юг-Север в сторону Севера по прямой равно 1200 км. Известно также, что трасса полета пройдет под углом в 37° к линии Юг-Север в сторону Востока. Найдите расстояние, которое должен пролететь самолет.
Проверьте решение.
Проверка решения задачи 14.
1. Ответ: Путь самолета равен 720 км.
Вероятно, Вы умножили 1200 км на величину синуса угла, равную 0,60.
Вам нужно найти величину гипотенузы по величине угла и величине катета, прилежащего к этому углу. Но как Вы помните, прилежащий катет входит только в формулу косинуса угла:
Косинус А =
Найдите путь самолета. Проверьте решение.
2. Ответ: Путь самолета равен 960 км. Вероятно, Вы умножили 1200 км на величину косинуса угла 37°, равную 0,8.
Но ведь косинус угла =
Вам нужно найти гипотенузу. Разве здесь можно использовать умножение?
Вычислите длину пути самолета. Проверьте решение.
3. Ответ: Путь самолета равен 2000 км.
Вы получили этот ответ, разделив 1200 км на величину синуса угла37°. Но ведь Вам нужно найти гипотенузу по величине прилежащего катета. Вы же использовали данный Вам катет как противолежащий катет. Прилежащий катет входит только в косинус угла.
Косинус угла =
4. Ответ: Путь самолета равен 1500 км.
Правильно. Здесь нужно было разделить длину прилежащего катета на величину косинуса угла.
Приведенный пример иллюстрирует возможности создания проблемных ситуаций в программированном пособии. Главная особенность обучающих программ, включающих проблемные ситуации, заключается в том, что в них должны быть созданы все условия, обеспечивающие возможности решения их учащимися. Реализованная в пособии общая схема управления учебной деятельностью включает:
а) проблемное задание;
б) сведения, подлежащие усвоению и необходимые для выполнения проблемного задания (подсказка);
в) обратную связь, обеспечивающую возможности контроля за правильностью выполнения поставленного проблемного задания.
Эта схема позволяет эффективно управлять процессом усвоения в условиях программированного обучения.