В структуре творческого мышления ранее я отмечал меру антиципации и вообще возможность предвосхищения как одно из необходимых психологических условий, как форму проявления творческих возможностей человека. П. Флоренский очень ярко описывает проявлявшиеся с детства возможности предвосхищения...
«Во мне с детства чрезвычайно живо было предвосхищение, антиципация опыта по каким-нибудь малым проявлениям, и достаточно было скользящего и еле уловимого признака, чтобы в моей мысли сам собою сложился образ целого, но гораздо более яркий и художественно закончен-
ный, нежели самая действительность. Я угадывал образ действительности, в этом именно, а не в чем-либо другом были мои способности к точному знанию: угадывал прежде, чем знал, и предощущал прежде, чем имел прямой опыт, а потому мог сознательно направлять свои поиски и свой опыт в сторону, которая уже была мне известна» [5, с. 187].
Именно предвосхищение оправдывает и направляет «поиск», т. е. исследование, умственное или практическое, но опосредованное умственным, осмысленным пониманием. Используемые в диагностиках лабиринты и другие задания на поиск только частично позволяют определить индивидуальные возможности предвосхищения.
|
|
«Я искал и в физике, и в математике, и во всех областях также, как актер ищет на сцене спрятавшееся и действующее лицо, зная, где его надо искать, и лишь разыгрывая поиски, чтобы нахождение было для других и для него самого закругленным и оправданным» [5, с. 187].
Примерно так строятся и исследования в науках. Для самого ученого достаточно известного, что предполагается «обнаружить» в результате исследования. Гипотеза составляет предвосхищение события, факта, закономерности. Но для того чтобы быть доказанной для других, необходимо выполнить системы исследовательских процедур, обеспечивающих доказательность и соответственно, очевидность, реальность закономерности.
Второе выражается в такой легкости усвоения знаний, которое граничит с кажущейся их известностью. Так происходит в большинстве случаев усвоение знаний талантли- > выми детьми. Именно в том и заключается особенность «легкого» усвоения, при котором усваиваемое как бы совпадает с только что родившейся собственной мыслью. Творческое усвоение в подлинном смысле и соответствует такой форме «порождения» мысли в обучении. В этом случае процесс усвоения нового как бы минует стадию первоначального запоминания, последующего понимания, поиск способов выражения усваиваемой мысли. Мысль рождается как своя, не требующая каких-либо дополнительных усилий по ее пониманию и воспроизведению.
|
|
«...мне казалось, что если я какой-нибудь день или час ослаблю свои усилия и проведу время беспечно, то произойдет какой-то огромный ущерб. День, в который не было
записано несколько параграфов моих «Экспериментальных исследований», как мне нравилось называть свои тетради вслед за обожаемым Фарадеем, такой день казался мне потерянным, почти преступно упущенным...» [5, с. 192].
«... чтение мое никогда не было пассивным усвоением; напротив, к книге' я всегда подходил как к равному себе, искал в ней то, что мне нужно, преимущественно факты, и всегда имелся...определенный вопрос, поставленный мною на разрешение» [5, с. 193].