Понятия не только как инструменты мышления. Создание своих понятий

«Скептическое» отношение к теории как созданной конструкции, но ответственное отношение к реальным жизненным (физическим) явлениям.

«Орудия научной мысли (понятия, операции, теории... — А. М.) большинством даже образованных людей берутся или скорее получаются готовыми и потому порабощают мысль, которая не способна работать без них, и весьма неясно представляют себе, как именно они выработаны и какова их настоящая прочность. Отсюда — склонность к научному фетишизму и тяжеловесная неповоротливость...

...я: с детства привыкнув строить все самостоятельно, я не испытывав боязливого трепета в научном миропонимании и распоряжался там, как дома» [с. 194]. Именно в этом заключен важнейший смысл не ученического подхода к обучению и к изучению концепций, теорий и самих явлений.

Необходимость собеседника. Диалогичность творчества

«Это глубоко неверно, когда притязают говорить с будущими поколениями: слово мое нужно не только для собеседника моего, но прежде всего мне самому, и, следовательно, рождение слова предполагает этого собеседника. Если собеседника нет, то я не могу высказаться и не могу стать ясным себе самому, как бы ни была сильна потребность высказаться и как бы ни было властно сознание, что при благоприятных условиях мог бы сказать ясно и точно» [5, с. 199].

Почти по М. М. Бахтину. Мышление диалогично. Предполагает наличие собеседника или по крайней мере заинтересованного слушателя. Без этого не рождается мысль, облеченная в слово. Это нужно не для других, но также для автора и инициатора интеллектуального диалога.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: