Меры безопасности при техническом обслуживании и ремонте ЛА регламентируются: государственными и отраслевыми стандартами; Системы стандартов безопасности труда (ССБТ); регламентами технического обслуживания; технологией ремонта, инструкциями по безопасности труда и т.п.
К опасным и вредным производственным факторам при эксплуатации и ремонте воздушных судов (ВС) относятся:
- движущиеся самолеты, спецавтотранспорт и самоходные механизмы;
- незащищенные подвижные элементы самолетов (элероны, щитки, [интерцепторы, триммеры, шасси, вращающиеся винты, турбины, выпускающиеся трапы и др.), спецавтотранспорта (поднимающиеся и опускающиеся кабины, люльки, кузова, лестницы, поворотные платформы), механизмов (погрузочно-разгрузочные лебедки самолетов, краны) и (производственного оборудования;
- падающие изделия авиационной техники, инструмент и материалы (при работах по техническому обслуживанию самолетов на плоскостях, (стабилизаторе, фюзеляже и при работе на высоте с применением механизированных подъемников;
- ударная волна (взрыв сосудов, работающих под давлением, паров горючей жидкости);
- струи отработавших газов авиадвигателей и предметы, попавшие в них;
- истекающие струи газов и жидкостей из сосудов и трубопроводов работающих под давлением;
- воздушные всасывающие потоки, движущиеся с большой скоростью (зона сопел авиадвигателей);
- обрушивающийся самолет (с подъемников или при ошибочной уборке шасси);
- разрушающиеся конструкции (бортовые лестницы, стремянки и другое производственное оборудование);
- высоко расположенные части самолета;
- повышенное скольжение вследствие обледенения, увлажнения и замасливания поверхностей самолетов, трапов, стремянок, приставных лестниц и покрытий мест стоянок, по которым перемещается работающий персонал;
- повышенные запыленность и загазованность воздуха в зоне технического обслуживания самолетов;
- повышенная или пониженная температура поверхностей авиационной техники, оборудования и материалов;
- повышенные или пониженные температура, влажность и подвижность воздуха в зоне технического обслуживания самолетов;
- повышенный уровень шума, вибрации, ультра- и инфразвука;
- повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
- повышенный уровень статического электричества;
- повышенный уровень электромагнитных излучений;
- повышенный уровень ионизирующих излучений в рабочей зоне;
- расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола);
- острые кромки, заусенцы и шероховатости на поверхностях самолетов, оборудования и инструмента;
- отсутствие или недостаток естественного света;
- недостаточная искусственная освещенность рабочей зоны;
- пониженная контрастность объектов различения с фоном;
- повышенная яркость света;
- прямая блесткость (прожекторное освещение мест стоянок, свет фар самолетов и спецавтотранспорта) и отраженная блесткость (от разлитой воды и других жидкостей на поверхности мест стоянок и перрона);
- повышенная пульсация светового потока;
- повышенный уровень ультрафиолетовой и инфракрасной радиации;
- химические вещества (токсические, раздражающие, сенсибилизирующие, канцерогенные, мутагенные), входящие в состав применяемых материалов;
- горюче-смазочные материалы, спецжидкости и ядохимикаты, проникающие в организм человека через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы и слизистые оболочки;
- физические (статические и динамические) и нервно-психические перегрузки (эмоциональные, перенапряжение анализаторов).
Обеспечение безопасности труда при работе с горюче-смазочными материалами в организациях гражданской авиации направлено на предотвращение возможности взрыва или пожара ГСМ, что может привести к гибели или травмированию людей и нанесению большого материального ущерба.
Взрыв или горение могут произойти:
- при воспламенении паров ГСМ в результате искрообразования, вызванного, например, разрядом статического электричества или работающим авиационным и радиоэлектронным оборудованием;
- в результате действия процессов самовоспламенения и самовозгорания и в других аналогичных случаях.
К общим требования безопасности относятся следующие положения:
- заправлять ЛА топливом, маслом и специальными жидкостями следует только на стоянках, оборудованных противопожарными средствами и заземляющими устройствами, и только из заправочных автомашин или из других специальных заправочных средств, имеющих исправные фильтрующие, заборные и раздаточные устройства и заземление, а также другое необходимое оборудование (пожарные средства, колодки против самоскатывания автомобиля и т.п.);
- водительский состав топливозаправщиков должен изучить и знать требования безопасности и противопожарных мер при эксплуатации топливозаправочных машин;
- топливозаправщик должен быть установлен относительно ЛА в строго определенном месте, указанном соответствующим нормативно-техническим руководящим документом;
- посторонним лицам находиться внутри и возле ЛА при его заправке строго запрещается;
- заправляемое топливо, масло, специальные жидкости должны соответствовать типу ВС и иметь разрешение лаборатории на заправку;
- на расстоянии до 25 м от места заправки не должно проводиться никаких работ, вызывающих воспламенение или искрообразование;
- производить заправочные работы во время грозы при включенных электроагрегатах, радиооборудовании, осветительных установках и других электроустановках категорически запрещается;
- весь технический состав должен избегать прямого контакта с топливом, не вдыхать его паров, так как они токсичны.
Все требования безопасности при заправке ВС топливом необходимо выполнять также и при его сливе.
Особое место в системе безопасности труда при работе с ГСМ
Требования безопасности при технологических процессах гражданской авиации с использованием сжатых газов. Одним из основных технологических процессов, при котором выполняют работы с использованием сжатых газов, является зарядка систем ВС сжатыми газами.
Эти работы необходимо выполнять с соблюдением специальных мер предосторожности. Это вызвано в первую очередь тем, что системы работают, как правило, под высоким давлением с такими взрывоопасными газами, как кислород. Взрывоопасными также становятся и смеси некоторых газов и веществ, например кислорода и масла и т. д.
К основным требования безопасности при зарядке систем ВС сжатыми газами в частности относятся следующее:
- при зарядке сжатыми газами колес, стоек шасси и цилиндров высокого давления следует применять стандартное приспособление со шлангом, манометром и редуктором.
- зарядку производят обязательно два работника технического состава: один находится у вентиля баллона или пульта зарядной установки, а другой у зарядного штуцера;
- демонтаж и монтаж покрышек колес шасси производят при отсутствии давления воздуха в камерах колес с применением соответствующих приспособлений, обеспечивающих безопасность этих операций;
- все агрегаты и машины кислородно-газовой техники должны быть укомплектованы исправными и проверенными контрольно-измерительными приборами и предохранительными устройствами;
- все оборудование кислородно-газовой техники должно содержаться в образцовой чистоте и исправности;
- при работе с жидким кислородом не допускается его попадание на тело человека (температура жидкого кислорода при нормальном атмосферном давлении равна минус 183°С, обслуживающий персонал должен работать в защитной одежде и очках).
Требования безопасности при работе на высоте. Работами на высоте в организациях гражданской авиации являются прежде всего обслуживание высоко расположенных частей летательных аппаратов. При выполнении данных работ предъявляются, в частности, следующие требования безопасности:
- обслуживание высоко расположенных частей летательных аппаратов осуществляется инженерно-техническим составом;
- обслуживание высоко расположенных частей летательных аппаратов производится в ангарах, ангарных укрытиях, крытых доках и на специально оборудованных для этой цели площадках;
- во всех случаях для работы на высоко расположенных частях ВС следует применять только специально предусмотренные для данного типа авиационной техники трапы, подъемники и стремянки;
- при техническом обслуживании применяют приставные лестницы, которые должны иметь на нижнем конце заостренные или резиновые наконечники, а ступеньки лестницы — рифления;
- на верхнем конце приставных лестниц должны быть привязные ремни или приспособления для крепления к конструкции летательного аппарата;
- при работе на высоко расположенных частях самолетов и вертолетов необходимо применять предохранительные пояса (без страховочных приспособлений работать не разрешается):
- каждый предохранительный пояс должен иметь бирки с присвоенным ему номером и указанием срока очередного испытания.
Меры защиты от действия вредных производственных факторов при подготовке к ремонту летательных аппаратов. При подготовке к ремонту воздушных судов производят работы по разборке отдельных агрегатов и механизмов. Разборке ВС должен предшествовать ряд операций: тщательная промывка всего ВС и очистка его элементов, очистка топливных баков и системы от остатков топлива; установка страхующих устройств под соответствующие элементы аппарата для безопасности при демонтаже шасси и т. д.
Операции промывка и очистка элементов ВС могут сопровождаться воздействием на работников вредных производственных факторов.
При данных операциях должны применять следующие меры зашиты:
- промывка и очистка элементов ВС и, в частности, авиационных двигателей производится в специально предназначенных для этого установках;
- на рабочих местах должны быть созданы благоприятные метеорологические условия;
- на рабочих местах должны отсутствовать (или не превышали ПДК) пары и газы токсических веществ, применяющихся при этих работах;
- применение герметизации промывочных ванн и установок для очистки деталей ВС и двигателей;
- замена технических жидкостей безвредными и пожаробезопасными;
- при операции промывке с использованием ультразвука, необходимо выполнять требования безопасной работы в зоне его воздействия (применение экранов, средства индивидуальной защиты: перчатки).
- на участке промывки и очистки установка вентиляционных систем, работа которых должна систематически контролироваться.
- выполнение работающими (на этом участке производства) правил личной гигиены (чистая спецодежда, руки).
Вопросы для самоконтроля:
1. Какими документами регламентируются меры безопасности при техническом обслуживании и ремонте ВС?
2. Какие опасные и вредные производственные факторы имеют место при эксплуатации и ремонте воздушных судов (ВС)?
3. Назовите общие требования безопасности труда при работе с горюче-смазочными материалами в организациях гражданской авиации.
4. Назовите требования безопасности при технологических процессах гражданской авиации с использованием сжатых газов.
5. Назовите требования безопасности при работе на высоте в гражданской авиации.
[1, 2, 3, 5, 25, 26, 27, 28].