Раздел 8. Безопасности основных производственных процессов на предприятиях гражданской авиации

Меры безопасности при техническом обслуживании и ремонте ЛА регламентируются: государственными и отраслевыми стандартами; Системы стандартов безопасности труда (ССБТ); регламентами технического обслуживания; технологией ремонта, инструкциями по безопасности труда и т.п.

К опасным и вредным производственным факторам при эксплуатации и ремонте воздушных судов (ВС) относятся:

- движущиеся самолеты, спецавтотранспорт и самоходные механизмы;

- незащищенные подвижные элементы самолетов (элероны, щитки, [интерцепторы, триммеры, шасси, вращающиеся винты, турбины, выпус­кающиеся трапы и др.), спецавтотранспорта (поднимающиеся и опуска­ющиеся кабины, люльки, кузова, лестницы, поворотные платформы), механизмов (погрузочно-разгрузочные лебедки самолетов, краны) и (производственного оборудования;

- падающие изделия авиационной техники, инструмент и материалы (при работах по техническому обслуживанию самолетов на плоскостях, (стабилизаторе, фюзеляже и при работе на высоте с применением меха­низированных подъемников;

- ударная волна (взрыв сосудов, работающих под давлением, паров горючей жидкости);

- струи отработавших газов авиадвигателей и предметы, попавшие в них;

- истекающие струи газов и жидкостей из сосудов и трубопроводов работающих под давлением;

- воздушные всасывающие потоки, движущиеся с большой скоростью (зона сопел авиадвигателей);

- обрушивающийся самолет (с подъемников или при ошибочной уборке шасси);

- разрушающиеся конструкции (бортовые лестницы, стремянки и другое производственное оборудование);

- высоко расположенные части самолета;

- повышенное скольжение вследствие обледенения, увлажнения и замасливания поверхностей самолетов, трапов, стремянок, приставных лестниц и покрытий мест стоянок, по которым перемещается работающий персонал;

- повышенные запыленность и загазованность воздуха в зоне технического обслуживания самолетов;

- повышенная или пониженная температура поверхностей авиационной техники, оборудования и материалов;

- повышенные или пониженные температура, влажность и подвиж­ность воздуха в зоне технического обслуживания самолетов;

- повышенный уровень шума, вибрации, ультра- и инфразвука;

- повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

- повышенный уровень статического электричества;

- повышенный уровень электромагнитных излучений;

- повышенный уровень ионизирующих излучений в рабочей зоне;

- расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола);

- острые кромки, заусенцы и шероховатости на поверхностях самолетов, оборудования и инструмента;

- отсутствие или недостаток естественного света;

- недостаточная искусственная освещенность рабочей зоны;

- пониженная контрастность объектов различения с фоном;

- повышенная яркость света;

- прямая блесткость (прожекторное освещение мест стоянок, свет фар самолетов и спецавтотранспорта) и отраженная блесткость (от разлитой воды и других жидкостей на поверхности мест стоянок и перрона);

- повышенная пульсация светового потока;

- повышенный уровень ультрафиолетовой и инфракрасной радиации;

- химические вещества (токсические, раздражающие, сенсибилизирующие, канцерогенные, мутагенные), входящие в состав применяемых материалов;

- горюче-смазочные материалы, спецжидкости и ядохимикаты, проникающие в организм человека через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы и слизистые оболочки;

- физические (статические и динамические) и нервно-психические перегрузки (эмоциональные, перенапряжение анализаторов).

Обеспечение безопасности труда при работе с горюче-смазочными материалами в организациях гражданской авиации направлено на предотвращение возможности взрыва или пожара ГСМ, что может привести к гибели или травмированию людей и нанесению большого материального ущерба.

Взрыв или горение могут произойти:

- при воспламенении паров ГСМ в результате искрообразования, вызванного, например, разрядом статического электричества или работающим авиационным и радиоэлектронным оборудованием;

- в результате действия процессов самовоспламенения и самовозгорания и в других аналогичных случаях.

К общим требования безопасности относятся следующие положения:

- заправлять ЛА топливом, маслом и специальными жидкостями следует только на стоянках, оборудованных противопожарными средствами и заземляющими устройствами, и только из заправочных автомашин или из других специальных заправочных средств, имеющих исправные фильтрующие, заборные и раздаточные устройства и заземление, а также другое необходимое оборудование (пожарные средства, колодки против самоскатывания автомобиля и т.п.);

- водительский состав топливозаправщиков должен изучить и знать требования безопасности и противопожарных мер при эксплуатации топливозаправочных машин;

- топливозаправщик должен быть установлен относительно ЛА в строго определенном месте, указанном соответствующим нормативно-техническим руководящим документом;

- посторонним лицам находиться внутри и возле ЛА при его заправке строго запрещается;

- заправляемое топливо, масло, специальные жидкости должны соответствовать типу ВС и иметь разрешение лаборатории на заправку;

- на расстоянии до 25 м от места заправки не должно проводиться никаких работ, вызывающих воспламенение или искрообразование;

- производить заправочные работы во время грозы при включенных электроагрегатах, радиооборудовании, осветительных установках и других электроустановках категорически запрещается;

- весь технический состав должен избегать прямого контакта с топливом, не вдыхать его паров, так как они токсичны.

Все требования безопасности при заправке ВС топливом необходимо выполнять также и при его сливе.

Особое место в системе безопасности труда при работе с ГСМ

Требования безопасности при технологических процессах гражданской авиации с использованием сжатых газов. Одним из основных технологических процессов, при котором выполняют работы с использованием сжатых газов, является зарядка систем ВС сжатыми газами.

Эти работы необходимо выполнять с соблюдением специальных мер предосторожности. Это вызвано в первую очередь тем, что системы работают, как правило, под высоким давлением с такими взрывоопасными газами, как кислород. Взрывоопасными также становятся и смеси некоторых газов и веществ, например кислорода и масла и т. д.

К основным требования безопасности при зарядке систем ВС сжатыми газами в частности относятся следующее:

- при зарядке сжатыми газами колес, стоек шасси и цилиндров высокого давления следует применять стандартное приспособление со шлангом, манометром и редуктором.

- зарядку производят обязательно два работника технического состава: один находится у вентиля баллона или пульта зарядной установки, а другой у зарядного штуцера;

- демонтаж и монтаж покрышек колес шасси производят при отсутствии давления воздуха в камерах колес с применением соответствующих приспособлений, обеспечивающих безопасность этих операций;

- все агрегаты и машины кислородно-газовой техники должны быть укомплектованы исправными и проверенными контрольно-измерительными приборами и предохранительными устройствами;

- все оборудование кислородно-газовой техники должно содержаться в образцовой чистоте и исправности;

- при работе с жидким кислородом не допускается его попадание на тело человека (температура жидкого кислорода при нормальном атмосферном давлении равна минус 183°С, обслуживающий персонал должен работать в защитной одежде и очках).

Требования безопасности при работе на высоте. Работами на высоте в организациях гражданской авиации являются прежде всего обслуживание высоко расположенных частей летательных аппаратов. При выполнении данных работ предъявляются, в частности, следующие требования безопасности:

- обслуживание высоко расположенных частей летательных аппаратов осуществляется инженерно-техническим составом;

- обслуживание высоко расположенных частей летательных аппаратов производится в ангарах, ангарных укрытиях, крытых доках и на специально оборудованных для этой цели площадках;

- во всех случаях для работы на высоко расположенных частях ВС следует применять только специально предусмотренные для данного типа авиационной техники трапы, подъемники и стремянки;

- при техническом обслуживании применяют приставные лестницы, которые должны иметь на нижнем конце заостренные или резиновые наконечники, а ступеньки лестницы — рифления;

- на верхнем конце приставных лестниц должны быть привязные ремни или приспособления для крепления к конструкции летательного аппарата;

- при работе на высоко расположенных частях самолетов и вертолетов необходимо применять предохранительные пояса (без страховочных приспособлений работать не разрешается):

- каждый предохранительный пояс должен иметь бирки с присвоенным ему номером и указанием срока очередного испытания.

Меры защиты от действия вредных производственных факторов при подготовке к ремонту летательных аппаратов. При подготовке к ремонту воздушных судов производят работы по разборке отдельных агрегатов и механизмов. Разборке ВС должен предшествовать ряд операций: тщательная промывка всего ВС и очистка его элементов, очистка топливных баков и системы от остатков топлива; установка страхующих устройств под соответствующие элементы аппарата для безопасности при демонтаже шасси и т. д.

Операции промывка и очистка элементов ВС могут сопровождаться воздействием на работников вредных производственных факторов.

При данных операциях должны применять следующие меры зашиты:

- промывка и очистка элементов ВС и, в частности, авиационных двигателей производится в специально предназначенных для этого установках;

- на рабочих местах должны быть созданы благоприятные метеорологические условия;

- на рабочих местах должны отсутствовать (или не превышали ПДК) пары и газы токсических веществ, применяющихся при этих работах;

- применение герметизации промывочных ванн и установок для очистки деталей ВС и двигателей;

- замена технических жидкостей безвредными и пожаробезопасными;

- при операции промывке с использованием ультразвука, необходимо выполнять требования безопасной работы в зоне его воздействия (применение экранов, средства индивидуальной защиты: перчатки).

- на участке промывки и очистки установка вентиляционных систем, работа которых должна систематически контролироваться.

- выполнение работающими (на этом участке производства) правил личной гигиены (чистая спецодежда, руки).

Вопросы для самоконтроля:

1. Какими документами регламентируются меры безопасности при техническом обслуживании и ремонте ВС?

2. Какие опасные и вредные производственные факторы имеют место при эксплуатации и ремонте воздушных судов (ВС)?

3. Назовите общие требования безопасности труда при работе с горюче-смазочными материалами в организациях гражданской авиации.

4. Назовите требования безопасности при технологических процессах гражданской авиации с использованием сжатых газов.

5. Назовите требования безопасности при работе на высоте в гражданской авиации.

[1, 2, 3, 5, 25, 26, 27, 28].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: