Приоритетным направлением по развитию авиации для выполнения авиационно-химических работ является создание единого центра по выполнению авиационно-химических работ в республике на базе РУП «Авиакомпания Гродно» с привлечением инвестиций.
Реализация инвестиционного проекта направлена на обеспечение сельхозпроизводителей Республики Беларусь всем комплексом авиационно-химических работ в заданные агротехнические сроки с высоким качеством, что приведет к повышению урожайности сельскохозяйственных культур за счет интенсификации применения современных химических средств защиты растений и минеральных удобрений.
Основной объем инвестиционных ресурсов будет направлен на закупку новых восьми воздушных судов типа МВЕН-2 «Фермер» (всего 4 800 миллионов рублей, или 84,2% от требуемого объема инвестиций). К остальным направлениям расходования инвестиционных ресурсов относятся капитальный ремонт четырнадцати воздушных судов Ан-2– 720 миллионов рублей (12,6%)., переучивание технического и летного состава, комплектование авиационно-технической базы – 180 млн. рублей (3,2%).
Экономический эффект состоит в ежегодном увеличении урожая не менее чем на 5-7 центнеров с каждого обработанного гектара. При средней стоимости тонны зерна 300 тысяч рублей за тонну и, с учетом обработки 100 тысяч гектаров, в стоимостном выражении прибавка составит не менее 15 миллиардов рублей.
Социально-политический эффект проекта заключается в повышении экономической безопасности страны путем повышения урожайности сельскохозяйственной продукции, в увеличении производительности обработки сельскохозяйственных угодий и снижении экологической угрозы благодаря применению новых авиационных технологий.
Глава 5
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Привлечение инвестиций в развитие и модернизацию гражданской авиации республики будет обеспечиваться в первую очередь за счет:
реализации планов по разгосударствлению и приватизации;
поиска партнеров на проведение модернизации и развития основных производственных фондов, в особенности их активной части;
привлечения средств китайского льготного кредита;
реализации инвестиционного проекта по строительству Центра технического обслуживания и ремонта авиационной техники и Центра бизнес-авиации;
создание единого центра по выполнению авиационно-химических работ в республике;
подготовки проектов по созданию новых объектов транспортной инфраструктуры, производственных мощностей и внедрения современных технологий, в том числе по развитию транспортно-логистических услуг;
Всего по Программе на 2011-2015 гг. прогнозируются на выполнение мероприятий за счет всех источников финансирования в объеме 3 084,8 млрд. рублей, в том числе за счет средств льготного китайского кредита, с последующим возвратом из средств республиканского бюджета – 1 556,2 млрд. рублей, республиканского бюджета – 291,4 млрд. рублей, в том числе инновационного фонда – 36 млрд. рублей, привлечённых средств – 677,4 млрд. рублей, собственных средств организаций – 493.4 млрд. рублей, государственного внебюджетного фонда гражданской авиации – 66,4 млрд. рублей.
Министерство финансов рассматривает вопросы выделения финансовых средств из республиканского бюджета ежегодно при формировании проекта закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год.
Авиационные организации, подчиненные Минтрансу в установленном порядке оформляют соответствующие документы на предоставление налоговых и таможенных льгот, а также выделение финансовых средств из бюджета.
Распределение финансовых средств на выполнение программных мероприятий по объемам и источникам приведено в приложении 2.
Реализация Государственной программы позволит повысить конкурентоспособность гражданской авиации республики, сконцентрировав особое внимание на приоритетных направлениях развития гражданской авиации.
ГЛАВА 6
ИМПОРТОЕМКОСТЬ ПРОГРАММЫ
Импортоемкость продукции, работ, услуг гражданской авиации составляет 21 процент от общего объема доходов и складывается из импортируемых товаров, работ и услуг, необходимых для обеспечения деятельности, включает в себя запасные части, оборудование и расходные материалы, необходимые для поддержания летной годности воздушных судов и обеспечения безопасности полетов, которые в Республике Беларусь не производятся.
В соответствии с требованиями изготовителей (разработчиков) воздушных судов и Межгосударственного авиационного комитета (членом которого является Республика Беларусь) все запасные части и комплектующие изделия должны изготавливаться (ремонтироваться) только сертифицированными предприятиями.
Снижение импортоемкости продукции, работ и услуг будет осуществляться за счет реализации мероприятий по импортозамещению, в том числе планируется переоборудование трёх колесных тягачей Минского автомобильного завода в топливозаправщики воздушных судов, а также освоение ремонта узлов и агрегатов авиационной техники на авиаремонтных заводах.
Кроме того, на снижение импорта услуг по техническому обслуживанию воздушных судов авиакомпаний окажет влияние строительство нового модуля для технического обслуживания воздушных судов западного производства и приобретение наземного технологического оборудования.
К 2015 году планируется снижение импортоемкости продукции, работ и услуг на 8,5 процентных пункта.
Эксплуатация воздушных судов, систем аэронавигационного радиолокационного обеспечения, технологического оборудования для обслуживания воздушных, судов, пассажиров и грузов иностранного производства, не позволяет, в данных условиях существенно изменить структуру инвестиционной импортоёмкости. Ввиду отсутствия на территории республики производства указанного оборудования приобретение инвестиционного товара на внутреннем рынке не представляется возможным.
Приложение 1
к Государственной программе развития
гражданской авиации
на 2011-2015 годы
Показатели социально-экономического развития
гражданской авиации на 2011-2015 годы
Наименование показателя | 2009 отчет | 2015 год к 2010 году, % | ||||||
Грузооборот, млрд. ткм, | 0,043 | 0,048 | 0,054 | 0,061 | 0,069 | 0,079 | 0,095 | 175,9 |
Объем перевозок грузов, млн. т | 0,022 | 0,017 | 0,019 | 0,021 | 0,024 | 0,027 | 0,030 | 176,5 |
Пассажирооборот, млрд. пасс. км | 1,2839 | 1,3781 | 1,728 | 2,246 | 2,880 | 3,720 | 4,710 | 341,7 |
Объем перевозок пассажиров, млн. пасс. | 0,781 | 0,863 | 1,080 | 1,404 | 1,800 | 2,400 | 3,0 | 347,6 |
Объем обслуженных пассажиров, млн. пасс. | 1,145 | 1,380 | 1,800 | 2,340 | 3,0 | 4,0 | 5,0 | 440,0 |
Экспорт транспортных услуг, млн. долларов США | 180,0 | 214,2 | 257,0 | 308,4 | 370,1 | 444,2 | 532,9 | 248,8 |
Импорт транспортных услуг, млн. долларов США | 49,3 | 57,1 | 67,7 | 80,2 | 95,0 | 112,6 | 133,4 | 233,6 |
Сальдо внешней торговли транспортными услугами, млн. долларов США | 130,7 | 157,1 | 189,3 | 228,2 | 275,1 | 331,6 | 399,5 | 254,3 |
Транспортные услуги населению, всего, млрд. рублей | 214,00 | 248,24 | 310,3 | 387,9 | 484,8 | 514,8 | 669,3 | 269,6 |
Инвестиции в основной капитал, всего, млрд. рублей | 39,231 | 45,349 | 539,883 | 788,737 | 783,569 | 89,020 | 89,691 | 197,8 |
23. | Реконструкция грузового комплекса с учетом развития контейнерных и палетных перевозок | Минфин, Минтранс, РУП "Национальный аэропорт Минск" | республиканский бюджет, | 8 350 | 2 200 | 1 500 | 1 150 | 3 500 | |||||||||||||
собственные средства | 3 450 | 1 500 | |||||||||||||||||||
24. | Модернизация системы связи аэропорта | Минтранс, РУП "Национальный аэропорт Минск" | собственные средства | 1 800 | - | ||||||||||||||||
25. | Замена оборудования курсоглиссадной системы посадки с МКп-131 | Минтранс, РУП "Национальный аэропорт Минск" | республиканский бюджет | 4 500 | - | - | - | - | |||||||||||||
26. | Приобретение спецтехники и оборудования для обслуживания ВС, пассажиров, обработки грузов, содержания аэродромов | Минфин, Минтранс, РУП "Национальный аэропорт Минск" | государственный внебюджетный фонд гражданской авиации | 15 000 | 3 000 | 3 000 | 3 000 | 3 000 | 3 000 | ||||||||||||
собственные средства | 4 150 | 1 200 | 1 200 | ||||||||||||||||||
привлечённые средства | 2 650 | ||||||||||||||||||||
27. | Приобретение систем охраны периметра аэропортов и оборудования для обеспечения мер авиационной безопасности | Минтранс, РУП "Национальный аэропорт Минск" Государственное предприятие "Белаэронавигация" | государственный внебюджетный фонд развития гражданской авиации | ||||||||||||||||||
собственные средства | 89 550 | 22 690 | 21 240 | 21 140 | 21 040 | 3 440 | |||||||||||||||
привлечённые средства | 2 650 | ||||||||||||||||||||
28. | Внедрение системы видеонаблюдения на аэровокзальном комплексе | Минфин, Минтранс, РУП "Национальный аэропорт Минск" | республиканский бюджет | 3 200 | - | 3 200 | - | - | - | ||||||||||||
29. | Приобретение аэродромных пожарных автомобилей и мобильного тренировочного комплекса | Минтранс, РУП "Национальный аэропорт Минск" | собственные средства | 6 970 | 1 370 | 2 000 | 2 000 | ||||||||||||||
30. | Приобретение средств механизации: телескопические трапы, эскалаторы, лифты, автоматическая система обработки багажа | Минфин, Минтранс, РУП "Национальный аэропорт Минск" | республиканский бюджет | 7 886 | 1 638 | 2 357 | 2 888 | ||||||||||||||
собственные средства | 5 020 | 1 244 | 1 392 | 1 064 | 1 320 | ||||||||||||||||
31. | Замена технологического оборудования службы кэтеринг с расширением спектра услуг и созданием отдельных производств | Минтранс, РУП "Национальный аэропорт Минск" | собственные средства | 3 220 | 1 200 | ||||||||||||||||
привлечённые средства | 4 280 | 1 400 | |||||||||||||||||||
32. | Разработка проектно-сметной документации по реконструкции первой взлётно-посадочной полосы | Минтранс, РУП "Национальный аэропорт Минск" | республиканский бюджет | 15 000 | 15 000 | ||||||||||||||||
33. | Приобретение стационарных рентгенотелевизионных интроскопа, стационарных металлодетектора и детекторов взрывчатых веществ для областных филиалов | Минтранс, Государственное предприятие "Белаэронавигация" | собственные средства | - | - | - | - | ||||||||||||||
34. | Приобретение купольных видеокамер для областных филиалов | Минтранс, Государственное предприятие "Белаэронавигация" | собственные средства | - | - | ||||||||||||||||
35. | Замена периметрового ограждения на бетонное, сеточное, проволочное в областных филиалах | Минтранс, Государственное предприятие "Белаэронавигация" | собственные средства | 7 500 | 1 500 | 1 500 | 1 500 | 1 500 | 1 500 | ||||||||||||
36. | Cовершенствование воздушного пространства, ввод дополнительных трасс | Минтранс, Государственное предприятие "Белаэронавигация" | собственные средства | 3 920 | |||||||||||||||||
37. | Реконструкция здания КДП с пристройкой помещений для обслуживания пассажиров в аэропорту "Витебск" | Минтранс, Государственное предприятие "Белаэронавигация" | собственные средства | 4 000 | 1 000 | 2 000 | - | ||||||||||||||
38. | Замена светосигнального оборудования аэропорта "Витебск" | Минтранс, Государственное предприятие "Белаэронавигация" | собственные средства | 1 300 | 1 200 | - | - | - | |||||||||||||
39. | Обновление спецтехники и оборудования | Минтранс, Государственное предприятие "Белаэронавигация" | собственные средства | 9 500 | 1 700 | 1 800 | 1 900 | 2 000 | 2 100 | ||||||||||||
40.. | Реконструкция покрытий ИВПП, рулежных дорожек, перронов, мест стоянок в областных аэропортах | Минтранс, Государственное предприятие "Белаэронавигация" | собственные средства | 69 600 | 14 800 | 19 400 | 11 400 | 12 000 | 12 000 | ||||||||||||
41. | Ремонт аэровокзальных комплексов | Минтранс, Государственное предприятие "Белаэронавигация" | собственные средства | 3 000 | 1 000 | ||||||||||||||||
42. | Обновление системы управления воздушным движением со строительством центра УВД | Минтранс, Государственное предприятие "Белаэронавигация" | собственные средства | 45 500 | 1 000 | 5 000 | 15 000 | 24 000 | |||||||||||||
43. | Подготовка диспетчеров (100%) по английскому языку (4-ый и выше уровень) в соответствии с требованиями ИKAO | Минтранс, Государственное предприятие "Белаэронавигация" | собственные средства | 6 610 | 1 200 | 1 260 | 1 320 | 1 380 | 1 450 | ||||||||||||
44. | Закупка автоматизированной системы для центра поиска и спасения | Минтранс, Государственное предприятие "Белаэронавигация" | собственные средства | 1 300 | 1 300 | - | - | - | - | ||||||||||||
Задача: освоения новых видов ремонта и ассортиментного парка обслуживаемых воздушных судов | |||||||||||||||||||||
45. | Реализация инвестиционного проекта строительства центра по техническому обслуживанию и ремонту новых типов российской авиационной техники и воздушных судов западного производства на территории РУП "Национальный аэропорт Минск" и поэтапное перебазирование производственных мощностей РУП "Минский авиаремонтный завод" | Минтранс, РУП «Минский авиаремонтный завод» | привлечённые средства | 525 000 | |||||||||||||||||
46. | Создание «Международного мультимодального логистического центра Орша» на базе ОАО «Оршанский авиаремонтный завод» | Минтранс, ОАО «Оршанский авиаремонтный завод» | привлечённые средства | 50 000 | |||||||||||||||||
47. | Техническое перевооружение ОАО «Оршанский авиаремонтный завод» | Минтранс, ОАО «Оршанский авиаремонтный завод» | привлечённые средства | 30 000 | |||||||||||||||||
Задача: | |||||||||||||||||||||
Изменение организационной структуры РУП «Авиакомпания Гродно: | Минтранс, РУП «Авиакомпания Гродно» | ||||||||||||||||||||
48.1 | - создание производственно-диспетчерской службы и группы маркетинга для координации действий авиакомпании и заказчиков; | ||||||||||||||||||||
48.2 | - реорганизация лётной службы, путём создания авиационного отряда из двух эскадрилий | собственные средства | 90,0 | 90,0 | |||||||||||||||||
48.3 | - реорганизация авиационно-технической базы путём дополнения её группой обслуживания самолётов «Фермер» | собственные средства | 90,0 | 90,0 | |||||||||||||||||
49. | Поддержание лётной годности и модернизация парка авиационной техники для авиационно-химических работ | ||||||||||||||||||||
49.1 | Поддержание лётной годности самолётов АН-2 | Минтранс, РУП «Авиакомпания Гродно» | собственные средства | ||||||||||||||||||
49.2 | Приобретение лёгких самолётов типа «Фермер» | Минтранс, РУП «Авиакомпания Гродно» | привлечённые средства | 4 800 | 1 200 | 1 200 | 1 200 | 1 200 | |||||||||||||
Задача: совершенствование структуры управления и реформирование авиационных организаций | |||||||||||||||||||||
50. | Акционирование авиационных организаций в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь | Минтранс, авиационные организации | единиц | ||||||||||||||||||
51. | Реорганизация учреждения образования «Минский государственный авиационный колледж» с изменением статуса академии гражданской авиации и созданием Центра по подготовке и переучиванию лётного и инженерно-технического персонала на зарубежную авиационную технику | Минтранс, УО «Минский государственный высший авиацинно-технический колледж | |||||||||||||||||||
Объёмы финансирования приведены в ценах 2010 года
Приложение 3
к Государственной программе развития
гражданской авиации Республики
Беларусь на 2010–2015 годы
Объемы и источники финансирования мероприятий
Государственной программы развития гражданской
авиации Республики Беларусь на 2010-2015 годы
млн. рублей
Наименование источников финансирования | год | год | год | год | год | 2011 – 2015 годы |
Всего необходимо средств | 320 639 | 1 189 895 | 1 108 672 | 262 191 | 203 394 | 3 084 791 |
в том числе: из республиканского бюджета | 10 128 | 127 569 | 49 633 | 42 029 | 62 077 | 291 436 |
из них: средства инновационного фонда | 8 490 | 7 812 | 7 245 | 7 116 | 5 337 | 36 000 |
государственный внебюджетный фонд развития гражданской авиации | 8 845 | 10 940 | 13 230 | 15 335 | 18 000 | 66 350 |
собственные средства | 53 466 | 107 461 | 100 764 | 126 827 | 104 917 | 493 435 |
кредит КНР | 55 500 | 750 345 | 750 345 | - | - | 1 556 190 |
привлеченные средства | 192 700 | 193 580 | 194 700 | 78 000 | 677 380 |