Характерные черты культурного развития России во второй четверти XIX в

Образование и просвещение. Усиление государственного контроля над развитием культурных процессов и охранительного начала в образовании и просвещении для поддержания стабильности в обществе.

- Введение запрета на права крепостных крестьян получать высшее и гимназическое образование (1827).

- Усиление сословного принципа в образовательной системе России. Издание нового устава учебных заведений (1828), подразделяющего начальное и среднее образование для детей «низших сословий», «средних сословий» и для детей дворян и чиновников.

- Введение нового цензурного устава (1826) и его корректировка в сторону некоторого смягчения государственного контроля за печатной продукцией (1828).

Устав 1826 г. имел 230 запретительных статей.

- Запрещение посылать в целях образования за границу молодых людей, не достигших 18 лет (1831).

- Предложение министра народного просвещения С. С. Уварова императору Николаю I основывать воспитание юношества в учебных заведениях России на трёх «истинно русских» охранительных началах – православии, самодержавии, народности (1832).

- Введение новых университетских уставов (1835), усиливающих контроль государства за деятельностью профессорско-преподавательского состава университетов и надзор за студенчеством. Ограничение автономных прав университетов. Увеличение платы за обучение.

- Значительное увеличение ведомственных школ, дающих возможность представителям непривилегированных сословий получить начальное образование.

С 30-х гг. XIX в. стали открываться волостные училища Министерства государственных имуществ, в которых готовили сельских и волостных писарей. В 40-50-е гг. XIX в. количество таких школ приблизилось к 30 тысячам.

- Активная деятельность государства в развитии профессионально-технического образования в России. Открытие Практического технологического института, института инженеров путей сообщения, Лесного института в Петербурге; открытие Московского ремесленного училища (будущее МВТУ), Архитектурного училища, Училища гражданских инженеров, Строительного и Межевого институтов в Москве (вторая половина 20-х-40-е гг. XIX в.).

- Закрытие Виленского университета (1832) и открытие Киевского университета (1834).

- Развитие книгоиздательского дела в России в 30-40-х гг. XIX в. Деятельность крупного российского книгоиздателя А. Ф. Смирдина (1795-1857), положившего начало изданию «толстых» журналов и организовавшего выход в свет «Полного собрания сочинений русских авторов».

Став преемником петербургского книготорговца В. А. Плавильщикова после 1825 г., А. Ф. Смирдин стал первым выплачивать авторам гонорары за их произведения. Снижая издержки производства печатной продукции и увеличивая тиражи, он добился выпуска книг, доступных широкому кругу читателей.

- Рост популярности литературных журналов и газет («Сын отечества», «Московский телеграф», «Телескоп», «Отечественные записки», «Современник», «Москвитянин», «Северная пчела» и др.). Начало выпуска по распоряжению правительства газеты «Губернские ведомости» (1837).

- Увеличение количества библиотек в стране.

В 30-е гг. XIX в. было открыто 40 публичных библиотек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: