Общая характеристика предвидения

Условно предвидение можно определить как возможность предска­зать будущие последствия тех или иных событий, процессов и явлений. Оно связано с причинно-следственными отношениями, на базе которых можно приблизительно предсказать то, что должно произойти после реализаций принятых решений. Событие А является причиной следст­вия Б, потому что если бы не было А, то не было бы и Б.Разумеется, предвидение предполагает знание этих причинно-следственных отно­шений и связей. Физик-профессионал может предсказать то, что не в состоянии сделать неспециалист в области физической науки. Необхо­димо иметь в виду и то, что одно и то же следствие может быть вызвано разными причинами. Иначе говоря, следует учитывать плюралистичность причин и плюралистичность следствий.

Предвидение основывается на религиозной вере, знании астроло­гии, жизненном опыте и научных данных. Главное в религии, как известно, — вера в сверхъестественные силы (следует отличать религи­озную веру от обычной веры, которая присуща любому нормальному человеку). В прежние времена утверждалось, что вместе с изменением общественных отношений, с улучшением материального положения людей они перестанут верить в Бога, в то, что какие-то таинственные силы помогут им обрести покой и счастье. Конечно, от материального положения людей во многом зависит влияние религии и религиозного мировоззрения. Человек, постоянно озабоченный поисками пищи и крыши над головой, легко поддается влиянию религии, легко верит хиромантам, гадалкам и т.д., так как надеется, что Бог ему в конечном счете поможет. Кроме того, влияние религии усиливается в смутные времена, когда общество переживает глубочайший кризис и когда не­известно, как выйти из этого кризисного состояния. Но если даже всех людей сделать зажиточными и богатыми, все равно религиозное созна­ние не исчезнет. Более того, оно не исчезнет и в том случае, если бы все граждане получили высшее образование. Хорошо известно, что многие выдающиеся ученые были верующими.

Существенно подчеркнуть и то, что человек — единственное живо­тное, осознающее конечность своего существования, свою смерть. Б.Рассел писал, что инстинкт страха перед смертью является наиболее важной человеческой эмоцией. Рано или поздно человек должен уйти в мир иной, и ему хочется верить в загробную жизнь, предвидеть, так сказать, свое инобытие. А такую веру и представление об этом инобытии обеспечивает ему религия. «Я слышал еще мальчиком, — пишет Авре­лий Августин, — о вечной жизни, обещанной нам через уничижение Господа нашего, нисшедшего к гордости нашей»[187]. В критические мину­ты человек верующий обращается к знахарям и гадалкам, которые ему предсказывают будущее.

Религиозная вера для предсказания будущего используется не только в личной, но и общественной жизни. В античном мире, напри­мер, когда господствовало язычество, часто прибегали к помощи жрецов и прорицателей, которые должны были предсказать последствия воен­ных походов. Так, готовясь к войне с персами и «желая воспросить Бога

0 предстоящем походе, Александр прибыл в Дельфы. Случилось так, что приезд его совпал с одним из несчастных дней, когда закон не позволяет давать предсказания. Сначала Александр послал за прорицательницей, но так как она, ссылаясь на закон, отказалась придти, Александр пошел за ней сам, чтобы силой притащить ее в храм. Тогда жрица, уступая настойчивости царя, воскликнула: «Ты непобедим, сын мой!».

Услышав это, Александр сказал, что не нуждается больше в прори­цании, так как уже получил оракул, который хотел получить».

Конечно, современные политики и государственные деятели не прибегают к помощи жрецов или пророков, хотя многие из них будучи верующими нередко обращаются к религиозным культам и пытаются заручиться их поддержкой при решении вопросов, имеющих для них и для руководимых или государств судьбоносное значение.

Что касается астрологии, возникшей еще в древности, то трудно определить, к какому жанру предвидения ее отнести. Но ясно одно: в современном мире место жрецов и прорицателей занимают астрологи, которые в зависимости от расположения небесных светил предсказыва­ют судьбу человека, народов, государств и т.д. Многие специалисты в области астрологии доказывают ее важность и даже необходимость для предсказания будущего. В связи с этим, на мой взгляд, заслуживает внимание работа С.А.Вронского «Астрология: суеверие или наука?». Автор правильно пишет, что в мире все взаимосвязано, «что основа человеческой личности и судьбы определяется геокосмическими факто­рами, то есть всеобщими законами природы и Космоса, биологическими условиями, местом рождения и постоянного пребывания, окружающей среды и т.д. Сюда также относится и происхождение человека, его наследственные признаки, воспитание и образование, социальная при­надлежность, профессия и деятельность, нрав и дух времени и отноше­ния к нему, убеждения и мировоззрения, то есть все, что в той или иной степени может подействовать на физическое и психическое развитие данного человека, его мораль и этику, его образ жизни»[188]. Все это верно, но имеет ли отношение к гороскопу? Очень сомневаюсь. Очень трудно представить себе, чтобы с помощью астрологических данных можно было предсказать то или иное событие, скажем, войну или революцию, экономические кризисы или межнациональные конфликты.

Предвидение, связанное с жизненным опытом, предполагает учет жизненных перипетий, с которыми имеет дело каждый человек. Если, допустим, те или иные действия привели к нежелательным для меня последствиям, то я должен избегать повторного совершения этих дейст­вий. Но надо иметь в виду, что человек часто преследует одну цель, а полученный результат оказывается совсем нежелательным. Иначе го­воря, трудно предвидеть те последствия, которые вызываются данными поступками. И все же не следует пренебрегать жизненным опытом.

Что касается научного предвидения, то оно представляет собой такую форму прогноза, которая строго базируется на научных данных, на всестороннем учете всех обстоятельств. Задача науки — открывать закономерности объективного мира, выяснять его имманентную логику развития и механизмы взаимодействия процессов и феноменов. Задача науки вместе с тем состоит в том, чтобы делать какие-то прогнозы, пред­сказывать возможные последствия тех или иных событий и действий.

Принято считать, что научное предвидение связано с динамически­ми и статическими закономерностями объективной действительности. Под первыми обычно подразумевают такие причинные связи и отноше­ния, когда данное состояние обязательно имеет четко определенные последствия. Поэтому, если известны начальные условия, то можно предсказать результат. Если, например, известно, что поезд из Москвы отправляется в Псков и что в нем находится пассажир Сидоров, то можно предсказать, что Сидоров прибудет в Псков. Под вторым подра­зумеваются такие состояния, которые гетерогенны, и уже в силу этого нельзя однозначно предсказать их последствия. Статистические зако­номерности — это закономерности массовых явлений.

В сущности, все закономерности носят статистический характер, так как окружающий нас мир сложен и многообразен и никакие дина­мические законы не могут его охватить. Если взять, например, социум, то он очень гетерогенен, он представляет собой продукт взаимодействия людей, поступающих сознательно и преследующих сознательно постав­ленные цели. Люди индивидуальны и уникальны, невозможно проник­нуть в их внутренний мир и предсказать, какие поступки они намерены совершить. Так, пассажир Сидоров может и не попасть в Псков, ибо он может выйти на какой-либо станции, заболеть в поезде и т.д.

Предвидение общественных процессов и явлений базируется на данных истории, социологии, статистики, демографии, политики, фи­лософии и других наук. Отсюда и сложность социального предвидения, отсюда и нередко появление утопических теорий и концепций. «Город Солнца» итальянского мыслителя Кампанеллы читается с большим ин­тересом, но изложенная в нем теория носит утопический характер. Утопическими были и воззрения Сен-Симона, Фурье, Оуэна и многих других социальных мыслителей, потому что они не базировались на строго научном анализе социальных феноменов и процессов. Но можно привести пример научного предсказания, оказавшегося безошибочным. Речь вдет о научном предсказании, сделанном Энгельсом. Во введении к брошюре Борнхейма «На память ура-патриотам 1806-1807 годов» Энгельс, анализируя положение Пруссии, ее будущее развитие писал: «... для Пруссии-Германии невозможна уже теперь никакая иная война, кроме всемирной войны (выделено мною. — И.Г.). И это была бы всемирная война невиданного раньше размера, невиданной силы. От восьми до десяти миллионов солдат будут душить друг друга и объедать при этом всю Европу до такой степени дочиста, как никогда еще не объедали тучи саранчи. Опустошение, причиненное Тридцатилетней войной, — сжатое на протяжении трех-четырех лет и распространенное на весь континент, голод, эпидемия, всеобщее одичание как войск, так и народных масс, вызванное острой нуждой, безнадежная путаница нашего искусственного механизма в торговле, промышленности и кре­дите; все это кончается всеобщим банкротством; крах старых государств и их рутинной государственной мудрости, — крах такой, что короны дюжинами валяются на мостовой... Такова перспектива, если доведен­ная до крайности система взаимной конкуренции в военных вооруже­ниях принесет, наконец, свои неизбежные плоды»[189].

Эти строки Энгельсом были написаны 15 декабря 1887 года. Дейст­вительно, ровно через 27 лет была развязана первая мировая война, в которой Германия потерпела поражение. Нельзя не обратить внимание и на то, что многие высказывания Энгельса почти текстуально совпали с событиями этой войны (она длилась четыре года, в ней были вовлечены миллионы людей и т.д.). Это исключительный случай предвидения, который сделал Энгельс на базе изучения законов развития и функцио­нирования общества.

Можно привести и другой пример предвидения. Находясь в ссылке на о. Святой Елены, Наполеон I предсказывал, что в будущем мир будет либо американской республикой, либо всеобщей русской монархией. В целом не ошибся бывший французский император, ибо в биполярном мире действительно доминировали США и СССР. Гениальный Наполе­он такого рода прогнозы делал на основе того, что он отлично знал политическую жизнь современного ему мира.

Однако следует подчеркнуть, что всякое предвидение носит веро­ятностный характер. Чтобы точно предсказать то или иное будущее событие, необходимо выполнение многих условий, что практически невозможно в постоянно изменяющемся мире. Тем не менее человек потому и человек, что он постоянно стремится к предвидению возмож­ных последствий своих поступков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: