Трудовой коллектив, его виды.Социальные отношения в коллективе и их влияние на эффективность трудовой деятельности.Личность как субъект деятельности и источник социальной активности коллектива. Социализация работника в трудовом коллективе. Взаимодействие личности и группы.
Трудовой коллектив, его виды. Трудовой коллектив — тип социальной группы, группа трудящихся, объединенных единой целью, единым действием, организованная, снабженная органами управления, дисциплины и ответственности. Это форма социальной организации, основанная на общности интересов и отношениях товарищеского сотрудничества и взаимопомощи его членов. Как организация, коллектив регулируется дисциплиной и управляется руководителями.
Интересы членов не должны противоречить друг другу. Одним из важнейших интегральных признаков коллектива является социально-психологическая общность. Она создает целостность группы и касается установок и соответствующих им переживаний, включая волю к действию. Общность имеет историю и определенные уровни развития. Она детерминируется внешними обстоятельствами и имеет различные уровни; бывают парциальная и глобальная.
|
|
Парциальная общность характеризуется единством группы людей в одном каком-либо отношении (единство целей, интересов или взглядов). Люди, объединенные в одном отношении, могут расходиться в другом и конфликтовать между собой.
Глобальная общность — это общность на высшем уровне ее развития, когда люди едины во всех основных отношениях, когда каждый выступает за всех и все за каждого.
Одним из главных признаков коллектива является единство действий. Действие сплачивает людей, обеспечивает реализацию целей, оно вместе с тем воспитывает активность, формирует и закаляет волю, стремление к достижению целей. Действие тогда эффективно во всех отношениях, когда оно осуществляется в форме сотрудничества членов коллектива. Только при этом условии формируется коллективизм как черта личности человека. В этом проявляется синергический эффект коллективных действий, когда существует заметная разница между совокупным эффектом деятельности нескольких людей и простой суммой частных эффектов отдельных людей, действующих независимо.
Эффект синергии наступает, когда объединяются труд, знания, опыт, стремления людей в общем процессе труда. Основные признаки коллектива следующие.
Единство целей, воли коллектива. Это первый признак. Общность целей сплачивает людей, направляет их волю. Цели коллектива вытекают из потребностей и интересов членов коллектива и общества. С самого начала образования коллектива определяются его цели. Постепенно все большее количество людей проникается целями группы, вследствие чего ее цели становятся стремлениями каждого. Только при этом условии формируется подлинное единство воли. Общие цели конкретизируются коллективом; устанавливается определенная иерархия целей—целей всего коллектива и его звеньев, ближайших и далеких целей.
|
|
Воля личности не сводится к постановке цели, решающее значение имеет сам процесс исполнения, процесс регулирования деятельности коллектива, который ведет к достижению поставленной цели. Единая воля слагается из воли руководителя, лиц и организаций, составляющих коллектив.
В коллективной воле мы наблюдаем синергический эффект. Достижения ее более значительны, чем, если бы просто суммировались достижения отдельных лиц.
Личные воли, сливаясь в единую волю, не теряют своей значимости, так как каждая из них вносит свой вклад в общее дело. Как только теряется единство цели и воли вследствие противоречия личных и общих мотивов, конфликтных отношений, начинается деградация и распад коллектива.
Идейная общность, под которой понимается единство морально-политических взглядов подавляющего большинства членов коллектива, лежит в основе формирования общественного мнения, которое регулирует внутриколлективные отношения и поведение каждой личности. Благодаря идейной общности в коллективе нет антагонизма во взглядах и напряженной борьбы мнений в оценке происходящих событий. Идейная общность, как и философия фирмы, является составляющей организационной культуры, но не предполагает устранения различий в понимании происходящего отдельными лицами и микрогруппами, которые определяются уровнем образования, общего и политического развития, возрастом и различным жизненным опытом, глубиной или поверхностностью мышления, зависят от количества и качества информации, которой располагают члены коллектива, и т.д.
Сотрудничество и взаимопомощь. Коллектив — это группа людей, сотрудничающих друг с другом. Без этого не может быть коллектива, общности. Если между людьми нет антагонизма, их объединяют общие цели и интересы, то в коллективе устанавливаются отношения товарищеской взаимопомощи. Сотрудничество и взаимопомощь в настоящем коллективе имеют принципиальную основу.
Руководство. Важнейший признак коллектива — наличие органов управления и руководства. Всякий совместный труд людей требует координации, согласования, планирования, что немыслимо без управления.
Демократизм. Развитый коллектив — это самоуправляющаяся и саморегулирующаяся система. Такая система может функционировать только на демократический основе. Демократизм развивается на общей системе демократических прав трудящихся и на их участии в управлении предприятием, когда член коллектива может принимать участие в обсуждении вопросов и принятии решений, касающихся проблем коллективной жизни и труда. Решения, принятые после обсуждения в коллективе, становятся решениями всех и каждого в отдельности. Вполне понятно, что собственные решения люди проводят в жизнь с большей настойчивостью и удовлетворением, чем те, которые приняты руководителем без предварительного обсуждения вопроса в коллективе.
Дисциплина — основное условие образования и существования коллектива, она обеспечивает определенный распорядок деятельности.
Дисциплина — это не только разумная активность, обеспечивающая плановое достижение цели, но и способность торможения, задержки всех тех тенденций, которые мешают реализации общей цели. Это — явление нравственное. В основе дисциплины лежит сознание долга, чувство ответственности, привычка строго выполнять распорядок труда. Только при ее наличии возможна плановая, упорядоченная деятельность, высокая производительность труда. Дисциплина, вводя личность в определенный стереотип труда и поведения, создает более оптимальные условия для деятельности и здоровья человека, ставит каждого отдельного человека в более защищенное, более свободное положение. Дисциплина в коллективе — это полная защищенность, полная уверенность личности в своем праве. Наконец, она украшает коллектив. Нарушение дисциплины отдельными членами группы наносит большой ущерб общей деятельности, производительности труда, а в еще большей степени вредит общей воле, так как расшатывает общность, пагубно влияя на поведение мало устойчивых в нравственно-психологическом отношении лиц.
|
|
Социальные отношения в коллективе и их влияние на эффективность трудовой деятельности. В развитом коллективе каждого волнует эффективность деятельности коллектива, его престиж. Если кто-либо в этих условиях по тем или иным причинам не хотел бы принять участие в каком-то мероприятии, то коллектив апеллирует к его чувству коллективизма и дисциплине.
В коллективах, стоящих на более низком уровне развития, имеет место несовпадение официально признанных мотивов деятельности с мотивами отдельных микрогрупп. Если неофициальные мотивы не вступают в противоречие с целями коллектива, то эффективность деятельности группы может не снизиться, хотя моральная атмосфера жизни коллектива оставляет желать лучшего.
Если мотивы отдельных групп коллектива сталкиваются, противоречат друг другу, то эффективность деятельности коллектива резко снижается, а если она была низка, то и остается такой. Отсутствие единства целей и сплоченности в некоторых случаях ведет к распаду коллектива. Единство цели и мотивов, которое формируется в результате кропотливой воспитательной работы руководителя, определяет единство воли коллектива.
Единство воли проявляется как в решениях, так и в исполнении этих решений. При единстве воли решения принимаются быстро. Исполнение отличается большой организованностью и настойчивостью. В случаях возникновения трудностей и опасностей коллектив не теряет мужества и единства. Он продолжает действовать рационально и планомерно и в этих условиях. При единстве воли каждый чувствует себя солидарным со всеми. Единство воли не снимает ни инициативности, ни творчества отдельных личностей. Наоборот, только при единстве воли возможна реализация самых смелых замыслов, дерзаний.
|
|
Общественное мнение коллектива динамично и действенно, оно оказывает влияние на все сферы жизни людей. Особенно велика роль общественного мнения в воспитании. Осуждая аморальность, оно тем самым способствует исправлению людей, предупреждает возможность ее появление в будущем. Мнение коллектива относится отрицательно к проявлениям воровства, лени, недисциплинированности, некультурности, грубости и бестактности отдельных лиц. Оно требует также высокой трудовой активности от каждого, высокого сознания общественного долга и ответственного отношения к заданию и т.д. Следовательно, общественное мнение предупреждает возможность регресса. Однако, оно не касается интимных сторон жизни, личных увлечений, не препятствует развитию личных дарований и тех особенностей характера, которые не ведут к нарушению морали.
Настроение коллектива отражает жизненно важные изменения по внешней и внутренней среде, в том числе благоприятные и неблагоприятные условия жизни и деятельности. Организованный (особенно творческий) труд — источник устойчивого жизнерадостного настроения. Личные и коллективные достижения, особенно если они замечаются и отмечаются, вызывают положительные эмоции. В этом состоянии коллектив эффективно трудится. Наоборот, упущения и проигрыши, монотонность и «серость» труда, отсутствие успехов и достижений, которым можно порадоваться, могут вызвать отрицательное настроение неудовлетворенности, раздраженности, обиды, а при некоторых условиях и пессимизма, снизить эффективность трудовой деятельности. Положительное настроение возникает и тогда, когда коллектив видит, по выражению А. С. Макаренко, «завтрашние радости», т.е. видит перспективы дальнейшего развития коллектива и каждого его члена.
Личность как субъект деятельности и источник социальной активности коллектива. Личность — основной источник социальной активности в коллективе. Она формируется в условиях жизни, труда и учения. Коллектив оказывает большое влияние на становление личности, средствами которого служат обучение, труд, общественная работа, наказание и поощрение, отношения сотрудничества и взаимопомощи и т.д.
Человек становится самым ценным и дорогостоящим ресурсом организации. Максимально эффективно использовать потенциал работников, создавать им все условия для наиболее полной отдачи и интенсивного развития их потенциала — одна из главных задач организации. Это одна сторона взаимодействия человека и организации. Другая — оценка человеком роли, которую она играет в его жизни: что она дает ему, какой смысл он вкладывает в свое взаимодействие с организацией.
Работник жертвует частью своих интересов ради интересов организации. Что он получает взамен? Его активность зависит от удовлетворенности взаимодействием с организацией.
Системно поведение человека в организации может быть представлено с двух позиций:
1) с позиции взаимодействия человека с организационным окружением (в этом случае человек находится в центре модели);
2) с позиции организации, включающей в себя индивидов (в этом случае организация, как целое, является исходной точкой рассмотрения).
В случае, если исходным в рассмотрении взаимодействия человека и организационного окружения выступает человек, модель этого взаимодействия может быть описана следующим образом:
- человек, взаимодействуя с организационным окружением, получает от него побуждающие к действию стимулирующие воздействия;
- человек под воздействием стимулирующих сигналов со стороны организационного окружения, осуществляет определенные действия;
- действия, осуществляемые человеком, приводят к выполнению им определенных работ и одновременно оказывают определенное воздействие на организационное окружение.
В случае рассмотрения взаимодействия с организационным окружением с позиции организации в целом, то человек рассматривается как составная часть входа и выступает в роли ресурса организации, который она, наряду с другими ресурсами, использует в своей деятельности.
Работа человека в организации представляет собой процесс постоянного его взаимодействия с организационным окружением. Каждый человек, входя в новую организацию, сталкивается с множеством проблем взаимодействия с организационным окружением. Безусловно, может быть налажено безболезненное взаимодействие личности и окружения внутри организации. Однако в большинстве случаев это малоустойчивое взаимодействие, что проявляется в возникновении напряжения в отношениях между человеком и организацией и в возможном разрыве их взаимодействия.
Организационное окружение включает рабочее место, производственный профиль организации, положение в отрасли и на рынке, размер организации, ее месторасположение, руководство, организационную структуру, правила поведения и внутренний распорядок, условия труда, систему оплаты, систему социальных гарантий, философию организации, стиль общения, трудовые отношения с коллегами и еще многое другое.
Каждый член организации имеет свое собственное окружение. Он выделяет для себя те характеристики и аспекты организации, которые для него важны, и сам занимает вполне определенное место в организационном окружении, выполняет определенные функции и осуществляет определенную работу.
Социализация работника в трудовом коллективе. Процесс включения человека в организационное окружение называют социализацией. Он зависит от характеристик окружения, характеристик человека. Каждый человек имеет многоплановую структуру личности, и во взаимодействие с организацией он вступает как разумное и сознательное существо, обладающее устремлениями, желаниями, эмоциями, настроением, имеющее воображение, разделяющее определенные верования и следующее определенной морали.
Взаимодействие человека с организацией всегда шире, чем только выполнение определенных работ на определенном рабочем месте.
В основе большинства причин, вызывающих непонимание, противодействия и конфликты во взаимодействии человека с организационным окружением лежат ожидания и представления индивида об организационном окружении и его месте в нем, а также ожидания организации в отношении индивида и его роли в ней.
Индивид вступает во взаимодействие с организацией, предполагая занять в ней определенное место, выполнять определенную работу и получать определенное вознаграждение.
Организация в соответствии со своими целями, организационной структурой, спецификой и содержанием работы предполагает взять работника, обладающего соответствующими квалификационными и личностными характеристиками, чтобы он играл определенную роль в организации, выполняя определенную работу, давая требуемый результат, за который полагается определенное вознаграждение.
Группу основных ожиданий индивида составляют ожидания по поводу:
- содержания, смысла и значимости работы;
- оригинальности и творческого характера работы;
- увлекательности и интенсивности работы;
- степени независимости, прав и власти на работе;
- степени ответственности и риска;
- престижности и статусности работы;
- степени включенности работы в более широкий трудовой процесс;
- безопасности и комфортности условий на работе;
- признания и поощрения хорошей работы;
- заработной платы и премий;
- социальной защищенности и других социальных благ,
- предоставляемых организацией;
- гарантий роста и развития;
- дисциплины и других нормативных аспектов, регламентирующих поведение на работе;
- отношений между членами организации;
- конкретных лиц, работающих в организации.
Для каждого индивида комбинация этих отдельных ожиданий, формирующая его обобщенное ожидание по отношению к организации, различна. Причем и структура ожидания, и относительная степень значимости отдельных ожиданий для личности сами зависят от множества таких факторов, как личностные характеристики, цели, конкретная ситуация и т. п.
Организация ожидает от человека, что он проявит себя как:
- специалист в определенной области, обладающий определенными знаниями и квалификацией;
- член организации, способствующий успешному функционированию и развитию организации;
- человек, обладающий определенными личностными и моральными качествами;
- член коллектива, способный общаться и поддерживать хорошие отношения с коллегами;
член организации, разделяющий ее ценности;
- работник, стремящийся к улучшению своих исполнительских способностей;
- человек, преданный организации и готовый отстаивать ее интересы;
- исполнитель определенной работы, готовый осуществлять ее с должной отдачей и на должном качественном уровне;
- член организации, способный занять определенное место внутри организации и готовый взять на себя соответствующие обязательства и ответственность;
- сотрудник, следующий принятым в организации нормам поведения, распорядку и распоряжениям руководства.
Комбинация ожиданий организации по отношению к человеку, а также степень значимости для организации каждого отдельного ожидания могут отличаться у различных организаций; в рамках одной и той же организации по отношению к различным индивидам могут складываться различные комбинации ожиданий. Поэтому нельзя предложить единой универсальной модели ожидания организации по отношению к человеку, так же как нельзя предложить аналогичной модели ожидания человека по отношению к организации.
Важно четко представлять то, на какое место в организации претендует человек, какие роли он может и готов выполнять и какую роль ему предполагает дать организация. Часто именно несоответствие роли, которую предлагает организация человеку, его претензиям занимать определенное место в организации является основой конфликта между человеком и организационным окружением.
Возможны два подхода к установлению соответствия роли и места: 1) роль является основополагающей в установлении этого соответствия; 2) исходной точкой является место, на которое претендует человек, и его потенциал исполнения роли.
Вхождение человека в организацию предполагает наличие следующих процессов:
- адаптации человека к новому окружению, которая не всегда проходит успешно и успех которой зависит от правильного взаимодействия человека и организационного окружения;
- коррекции или изменения поведения человека, без которых во многих случаях невозможно войти в организацию;
- изменения и модификации в организации, которые происходят даже тогда, когда организация уже имеет свободное «место» для человека и сама нанимает человека на должность в соответствии с ее потребностями и критериями отбора.
Данные проблемы не только определяют, сможет ли человек войти в организацию. От их решения во многом зависит и то, как человек будет функционировать в организации, как будет строиться его взаимодействие с организационным окружением.
Обучение при вхождении в организацию предполагает ознакомление с важнейшими сторонами ее жизни:
- миссией и основными целями организации;
- допустимыми и предпочтительными средствами, которые могут быть использованы для достижения целей организации;
- имиджем и отличительными особенностями, которые имеет и создает организация;
- принципами, правилами и нормами, обеспечивающими отличительные особенности и существование организации как единого организма;
- обязанностями, которые должен будет взять на себя человек, вступив в определенную роль в организации;
- поведенческими стандартами, которым должен будет следовать человек.
Возможны два принципиально различных процесса обучения.
Первый — это процесс обучения человека, понимающего нормы и ценности организации по той причине, что его предыдущий опыт был связан с работой в схожей по ценностям, нормам и поведенческим стереотипам организации. В этом случае новому члену организации необходимо в основном сконцентрироваться на конкретных фактах проявления знакомых ему норм и принципов поведения и общения с целью подстройки своего поведения к конкретным условиям организации.
Второй процесс разворачивается всегда, когда входящий в организацию человек приходит из среды с существенно отличными ценностями и нормами поведения. В этом случае встает очень серьезная задача осознания себя как носителя другой системы ценностей и норм и отхода от этих норм и ценностей. А уже только после этого может начаться усвоение новых норм и ценностей, которые существуют в организации и которым человек должен следовать, становясь членом этой организации.
На этапе вхождения нового работника в организационное окружение, организация должна решать одновременно три задачи:
- разрушить старые поведенческие нормы входящего человека;
- заинтересовывать его в работе в организации;
- прививать ему новые нормы поведения.
Развитие чувства ответственности перед организацией - это процесс ориентации нового сотрудника на цели организации и воспитание добросовестного отношения к работе, лояльности по отношению к организации, чувства сопричастности к успеху и к принятию глобальных, с точки зрения организации, решений. Все это способствует выработке чувства ответственности за результаты этих решений, а следовательно, и за функционирование организации в целом.
Завершающей стадией процесса включения нового члена в организацию является его переход в полноправные члены организации. Для организации этот переход может осуществляться тогда, когда новый член организации реально освоил ее нормы и ценности. Для человека этот момент состоит в том, что организация делает его своим полноправным членом.
Процесс адаптации личности в коллективе может быть описан четырьмя типами адаптации:
- отрицание (не принимаются никакие нормы и ценности);
- конформизм (принимаются все нормы и ценности),
- мимикрия (основные нормы и ценности не приняты, но соблюдаются необязательные нормы и ценности, маскирующие неприятие основных норм и ценностей);
- адаптивный индивидуализм (обязательные нормы и ценности приняты, необязательные принимаются частично либо же не принимаются полностью).
Первый и третий тип восприятия человеком норм и ценностей организации делают невозможной его адаптацию к организационному окружению, приводят его к конфликту с организацией и к разрыву связей. Второй и четвертый тип позволяют человеку адаптироваться и включиться в организацию, хотя они и приводят к существенно различным результатам включения.
Ролевой аспект взаимодействия человека и организации предполагает:
- ясность роли личности в коллективе, то есть содержания его работы и способов ее осуществления, связь его деятельности с целями и задачами организации, его место в совокупности работ, выполняемых коллективом;
- приемлемость роли, готовность человека выполнять осознанно предоставленную роль, которая будет давать ему определенное удовлетворение и приведет к получению некоего положительного результата, который не обязательно должен носить материальный характер и быть четко определенным для человека до начала действия.
При отдельных обстоятельствах выполнение определенной роли может быть затруднено противоречиями, порождаемыми ролью. Возникают ролевые конфликты, которые можно устранить, используя три подхода:
- изменение формы работы, которое приводит к устранению причин и факторов, заключенных в роли и приводящих к конфликтам и противоречиям; таким образом осуществляется корректировка роли;
- развитие человека с той целью, чтобы он мог выполнять закрепленную за ним роль и справляться с возникающими конфликтами. Развитие работника происходит по трем направлениям. Первое — это более углубленное ознакомление с ролью. Второе — это повышение квалификации и совершенствование исполнительской техники работника. Третье — развитие у исполнителя способностей справляться с противоречивыми ситуациями, приноравливаться к работе в конфликтных условиях, уметь распознавать и адекватно реагировать на возникающие проблемы, правильно общаться с людьми в конфликтных ситуациях;
- перестановка работников с одной роли на другую в зависимости от их способностей справляться с конфликтными ситуациями. Например, если конфликты порождаются неопределенностью и двойственностью роли, то не обязательно стремиться к устранению этих характеристик роли. В организации могут быть люди, которые способны успешно справляться с ролью при таких условиях. Аналогично данной проблеме может быть решена проблема перегруженности роли и ее повышенной интенсивности.
Помимо прав и обязанностей, задающих содержание ролей, для каждой роли характерно наличие определенного статуса. Существует формальный статус, отражающий позицию роли в иерархическом построении организации, и неформальный статус роли, который придается ей окружающими людьми.
Формальный статус роли говорит о том, какими властными правами обладает исполнитель данной роли, каково его положение в формальной иерархии распределения влияния на деятельность организации. Роли, расположенные на одном иерархическом уровне, могут иметь различный формальный статус, так как он определяется не только уровнем иерархии, но и средой деятельности, к которой относится роль. Например, роли начальников отделов могут иметь различный статус, в зависимости от того, какую позицию занимает отдел в организации.
Неформальный статус роли задается либо персональными характеристиками исполнителя роли, либо неформально определенными значениями, влиянием роли в организации. Человек может обладать особыми личностными чертами либо же возрастными и квалификационными характеристиками, которые будут вызывать повышенное уважение окружающих и готовность признавать его положение лидера, более высокое, чем то, которое определено формальным статусом роли.
При всем разнообразии факторов поведение каждого конкретного человека обладает определенной стабильностью и предсказуемостью, определенными присущими ему принципами поведения, критериями выбора и предпочтения, табу и тому подобными моментами. Критериальная фаза поведения любого человека складывается из его расположения к людям, событиям и процессам, совокупности ценностей, разделяемых данным человеком, набора верований, которых придерживается человек, и принципов, которым он следует в своем поведении. Все эти составляющие критериальной фазы поведения находятся в тесном взаимодействии, взаимопроникновении и взаимовлиянии, но их можно рассматривать как относительно обособленные характеристики личности человека, влияющие на его поведение.
Расположение человека к людям, отдельным процессам, окружающей среде, своей работе, организации в целом играет очень большую роль в деле установления нормального взаимодействия человека и организационного окружения. Оно характеризуется тем, что:
1) невидимо заключено в человеке, а на поверхности видны его последствия;
2) проистекает из тех чувств, которые питает человек к объекту;
3) является точкой, находящейся на оси с полюсами «нравится — не нравится»;
4) влияет на поведение человека и проявляется в том, что он ведет себя в соответствии с априорным положительным либо негативным отношением к явлению, объекту, процессу или человеку.
В общем виде расположение можно определить как априорное отношение к человеку, группе людей, явлениям, организациям, процессам и вещам, определяющее положительную или негативную реакцию на них. Оно имеет три компонента:
1) отражает чувства человека по отношению к объекту: нравится он ему, или нет, данная часть называется воздействующей частью расположения;
2) содержит знания об объекте, которыми располагает человек;
3) показывает намерение по поводу того, как вести себя по отношению к объекту.
Расположение человека по отношению к явлениям, процессам и людям формируется на основе обучения, базирующегося на личном опыте. Обычно положительное или отрицательное отношение к объекту формируется в результате того, вызывал ли данный объект удовлетворение или нет.
Выделяют три типа расположения:
- удовлетворенность работой;
- увлеченность работой;
- приверженность организации.
То, насколько у работников развиты эти расположения, существенно определяет результаты их труда, количество прогулов, текучесть кадров и т.п.
Удовлетворенность работой оказывает очень сильное влияние на чувства человека по отношению к работе и зависит:
1) от характера и содержания работы;
2) от объема выполняемой работы;
3) от состояния рабочего места и его окружения (шум, освещенность, комфортность, температура воздуха и т. п.);
4) от сослуживцев;
5) от руководства (характер, стиль руководства, участие в управлении);
6) от оплаты труда (все формы компенсации);
7) от возможности продвижения по работе;
8) от распорядка, правил поведения и т. п.
Данные характеристики могут быть конкретизированы, либо же дополнены в зависимости от характера деятельности организации, характеристик трудового коллектива и т.п.
Взаимодействие личности и группы. Человек как личность обладает устойчивым набором черт и характеристик, определяющих его действия и поведение. Данные черты проявляют себя в достаточно длительном промежутке времени. И именно благодаря этому можно зафиксировать и почувствовать индивидуальность человека, проследить динамику ее развития под влиянием трех групп факторов:
1) наследственности и физиологических особенностей человека;
2) факторов, проистекающих из окружения человека (культуры, семьи, принадлежности к определенным группам и организациям, жизненного опыта, отдельных обстоятельств, случайных событий и т. п.);
3) черт и особенностей характера человека, индивидуальность которого оказывает влияние на его собственное формирование и развитие.
Человек играет активную роль в собственном развитии и не является исключительно продуктом наследственности, окружения, коллектива.
Взаимодействие личности и группы — важнейший вопрос трудовых отношений.
Организация ожидает, что работник будет выполнять определенным образом роль, для которой она его принимает. Человек также смотрит на организацию как на место, где он получает определенную работу, выполняет ее и получает соответствующее вознаграждение. Однако взаимодействие человека и организации не сводится только к ролевому взаимодействию. Оно гораздо шире. Человек выполняет работу в окружении людей, во взаимодействии с ними. Он не только исполнитель роли в организации, но и член группы, в рамках которой он действует. При этом группа оказывает огромное влияние на поведение человека. А по ведение человека, его действия вносят определенный вклад в жизнь группы.
Особое влияние на личность оказывают малые группы — относительно обособленные объединения небольшого количества людей, находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение достаточно долгого промежутка времени. Взаимодействие членов группы базируется на некоем общем интересе и может быть связано с достижением общей цели. Каждая группа обладает определенным групповым потенциалом и групповыми возможностями, позволяющими ей вступать во взаимодействие с окружением и адаптироваться к изменениям, происходящим в окружении.
Для малой группы характерно, что:
1) члены группы идентифицируют себя и свои действия с группой в целом и тем самым во внешних взаимодействиях выступают как бы от имени группы;
2) взаимодействие между членами группы носит характер непосредственных контактов, личного разговора, наблюдения, поведением друг друга и т. п.;
3) в группе, наряду с формальным распределением ролей, если таковое существует, обязательно складывается неформальное распределение ролей, обычно признаваемое группой.
Отдельные члены группы берут на себя роль генераторов идей, другие склонны к координации усилий членов группы, третьи заботятся о взаимоотношениях в группе, о поддержании хорошего климата в коллективе, четвертые следят за тем, чтобы был порядок в работе, все выполнялось в срок и доводилось до конца, пятые выполняют роль структуризаторов, ставят перед группой цели, отслеживают влияние окружения на решаемые группой задачи.
Существует два типа групп: формальные и неформальные. Оба эти типа групп имеют значение для организации и оказывают большое влияние на членов организации.
Формальные группы обычно выделяются как структурные подразделения в организации. Они имеют формально назначенного руководителя, формально определенную структуру ролей, должностей и позиции внутри группы, а также формально закрепленные за ними функции и задачи. Формальные группы могут быть сформированы для выполнения регулярной функции, как, например, бухгалтерия, а могут быть созданы для решений определенной задачи.
Неформальные группы создаются не распоряжениями руководства и формальными постановлениями, а членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, привычками и т. п. Данные группы существуют во всех организациях, хотя они не представлены в схемах, отражающих строение организации, ее структуру. Неформальные группы обычно имеют свои неписанные правила и нормы поведения, люди хорошо знают, кто входит в их неформальную группу, а кто нет. В неформальных группах складывается определенное распределение ролей и позиций. Обычно эти группы имеют явно или неявно выраженного лидера. Во многих случаях неформальные группы могут оказывать на своих членов влияние, равное или даже большее, чем формальные структуры.
На жизнь группы, ее функционирование влияют:
1) характеристики членов группы;
2) структурные характеристики группы;
3) ситуационные характеристики.
К характеристикам членов группы, оказывающим влияние на ее функционирование, относятся личностные характеристики человека, его способности, образование и жизненный опыт.
Структурные характеристики группы включают в себя:
1) коммуникации в группе и нормы поведения (кто с кем и как контактирует);
2) статус и роли (кто занимает какую позицию в группе и что делает);
3) личные симпатии и антипатии между членами группы (кто кому нравится и кто кого не любит);
4) силу и конформизм (кто на кого оказывает влияние и кто за кем следует, кто кого готов слушать и кому подчиняться).
Дружеские отношения в группе зависят от симпатии и антипатии между людьми и в основном носят индивидуальную окраску и подоплеку, но важны следующие моменты:
1) Личностные характеристики взаимодействующих. Люди любят тех, кому нравятся те же явления, вещи, процессы, которые нравятся им, т. е. люди любят тех, кто похож на них, кто близок им по духу, вкусу и предпочтениям. Люди испытывают влечение к тем, кто имеет одинаковую с ними или близкую расу, национальность, образование, систему взглядов на жизнь и т.п. Потенциально люди со схожими личностными характеристиками имеют большие шансы установить дружеские отношения, чем те, у кого личностные характеристики существенно различаются.
2) Наличие территориальной близости в расположении этих людей. Чем ближе располагаются рабочие места членов группы, тем выше вероятность того, что они установят дружеские отношения. Это же относится к близости расположения их мест жительства.
3) Частота встреч, а также ожидание того, что эти встречи будут происходить достаточно часто в будущем.
4) Насколько успешно функционирование группы. В целом успех ведет к развитию у людей положительного отношения друг к другу в большей степени, чем неуспешное функционирование группы.
5) Наличие одной цели, которой подчинены действия всех членов группы. Отмечено, что если члены группы разобщены решением индивидуальных задач, взаимные симпатии и дружба складываются реже, чем, если они работают над решением общей для всех задачи.
6) Широта участия всех членов группы в принятии решения. Возможность оказывать влияние на общегрупповые процессы стимулирует развитие у членов группы положительного восприятия коллектива.
Размер группы оказывает влияние на удовлетворенность работой. Отдельные исследования показывают, что люди более удовлетворены, если они работают в группе среднего размера (5-6 человек). Маленькие группы порождают излишнюю напряженность в отношениях между ее членами, а в большой не уделяется достаточно времени для каждого члена группы.