Создание службы САПР

Работы по внедрению САПР продвигаются наиболее успешно, если в них заинтересовано руководство предприятия. Поскольку внедрение АП, особенно систем САПР/АСТПП является стратегической задачей, затрагивающей структуру предприятия и интересы различных групп сотрудников, следует быть готовым к сопротивлению не желающих изменений. Особую опасность представляет убежденность сотрудников в том, что автоматизация приведет к сокращению рабочих мест. Это не совсем так. Опыт внедрения систем АП на крупнейшем предприятии России АО АвтоВАЗ показывает, что сокращения рабочих мест при этом не происходило. Даже проектировщики предпенсионного возраста с солидным опытом и стажем, обладающие определенным консерватизмом и слабыми знаниями в области информатики не уходили с завода и успешно осваивали в том числе и трехмерное проектирование. Как – поговорим чуть позже.

На подготовительном этапе на предприятии создают службу (отдел) САПР и назначают руководителя проекта из числа сотрудников, имеющих инженерную подготовку. Руководитель проекта должен уметь работать с людьми, хорошо ориентироваться в межличностных отношениях на предприятии, обладать политическими навыками. В службе САПР следует создать бюро (подотдел) внедрения и бюро управления. В бюро внедрения включить инженеров и конструкторов из всех структур предприятия, затрагиваемых проектом. Желательно также, включить специалистов, имеющих опыт работы с компьютерами, и специалистов, имеющих опыт АП. Предпочтительно включать в бюро опытных специалистов со стажем работы на предприятии. Сотрудникам бюро внедрения следует ознакомиться с новейшими достижениями в области АП, посещая семинары, презентации, общаясь с поставщиками.

В бюро управления должны быть представители от каждой прикладной области, затрагиваемой АП. Это позволит наиболее полно информировать руководство предприятия о состоянии дел и внедрить систему, соответствующую требованиям предприятия. На бюро управления возлагаются задачи обоснования затрат на внедрение системы, взаимодействие с руководством предприятия, обеспечения соответствия параметров и структуры системы АП требованиям предприятия.

Служба САПР разрабатывает и утверждает план подготовительных работ по внедрению системы АП, назначает ответственных лиц за подготовку к внедрению специализированных под­разделений. Первый этап плана включает выбор и обоснование системы АП применительно к конкретному предприятию.

Прежде всего, необходим анализ производственной и управленческой структуры предприятия. Какая продукция выпускается предприятием. Какой вид производства (массовое, единичное). Имеется ли на предприятии система АП и какая. Какие и сколько имеется на предприятии станков с ЧПУ, гибких производственных систем, роботизированных комплексов. Сколько работников предприятия знакомы или обучаются работе с АП. Сколько работников выполняют ручную работу в области проектирования и производства и их труд нуждается в автоматизации. Имеется ли достаточная площадь для установки технического обеспечения АП.

Для достижения эффективной работы системы АП необходимо согласовать ее конфигурацию с экономической деятельностью предприятия. Следует отметить, что отвечает за обеспечение такого соответствия покупатель а не поставщик.

Архитектура системы АП должна быть увязана со структурой коллектива пользователей. Это обеспечит эффективность работы системы. Уровень централизации системы следует увязывать с уровнем централизации коллектива пользователей.

Централизованные системы АП предпочтительны в следующих случаях: персонал сосредоточен внутри помещения или одного здания; уже выполнен большой объем проектных работ; для внедрения в производство потенциальной продукции не требуется выполнения больших объемов работ.

Преимущества централизованных систем: облегчена связь между станциями; упрощена подготовка рабочих площадей для размещения вычислительной техники; обеспечивается высокий коэффициент использования оборудования; облегчается обслуживание и ремонт.

Децентрализованные системы АП предпочтительны в следующих случаях: проектный или производственный персонал рассредоточен по разным зданиям или помещениям; охват АП нескольких подразделений предприятия; имеющийся опыт работы с АП пользователями; необходимость перехода на твердотельное моделирование в проектных подразделениях.

Существуют три типа децентрализации:

1) децентрализованные рабочие станции, остальная система централизована;

2) децентрализованные рабочие станции и вычислительные комплексы (серверы), управление централизовано;

3) децентрализованные рабочие станции, вычислительные комплексы и управление.

Децентрализация рабочих станций может снизить скорость обмена информацией. Особенно это актуально, если технические средства рассредоточены в различных зданиях или для коммуникации используются телефонные линии. Рекомендуется упорядочить рабочие станции в небольшие группы (2-3). Это позволит новому пользователю быстрее освоить систему.

Децентрализация рабочих станций и вычислительных комплексов характеризуется наличием нескольких вычислительных комплексов в различных местах. Данный вариант обеспечивает лучшее соотношение затрат и производительности, так как вычислительные комплексы размещаются в тех подразделениях, которые обслуживают.

При децентрализованных рабочих станциях, вычислительных комплексах и управлении каждый вычислительный комплекс с рабочими станциями является автономной вычислительной системой. Данные системы соединяются из-за необходимости обмена информацией и могут быть от разных поставщиков. Ответственность за обеспечение защиты информации в данном случае возлагается на каждую систему. Данный вариант реализуется в случае необходимости обмена данных для широко разветвленных сетей, например, для предприятий с многочисленными подразделениями и дочерними филиалами. Он менее эффективен, чем два предыдущих, но без него не обойтись, если имеется много систем и нужно обеспечить их взаимосвязь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: