Системы служебной телефонной связи применяются, как правило, безбатарейные и с ручной коммутацией соединений. Эти системы просты по устройству и поэтому имеют повышенную надежность.
На судах применяют несколько систем СТС, но наибольшее распространение получили две из них:
1. система прямой (парной) телефонной связи;
2. система телефонной связи с командным коммутатором.
Система прямой (парной) телефонной связи состоит из двух (одной пары) телефонных аппаратов ТА1 и ТА2 (рис.10.2) и соединяющей их отдельной кабельной линии связи ЛС без каких-либо промежуточных коммутационных устройств.
Рисунок 10.2. Система прямой (парной) телефонной связи: ВМ – микрофон; ВF – телефон; BS – звонок; SA – рычажный переключатель; G – индуктор (генератор переменного тока); ТА1, ТА2 – аппараты телефонные
Каждый безбатарейный телефонный аппарат имеет разговорные приборы – микрофон ВМ и телефон ВF, сигнально-вызывные приборы - для посылки вызова индуктор G и для приема вызова звонок ВS, а также коммутационный прибор - рычажный переключатель SA для отключения от линии звонка и подключения разговорных приборов.
|
|
Эта система обладает наибольшей оперативной готовностью и надежностью, обеспечивает быстрое и безошибочное соединение абонентов, четкую передачу приказаний или донесений и ведение переговоров. Для вызова достаточно повращать рукоятку индуктора и снять микротелефонную трубку для ответа и ведения разговора. При повешенной трубке телефонный аппарат всегда готов к приему вызова.
Системы прямой (парной) связи соединяют рулевую рубку с ЦПУ и с другими постами, как было отмечено выше.
Система телефонной связи с командным коммутатором состоит из одного коммутатора КК (рис. 10.3), телефонных аппаратов ТА1,..., ТАN и кабельных линий связи ЛС1,..., ЛСN.
Рисунок 10.3. Система телефонной связи с командным коммутатором:
КК – комутатор; ВМ – микрофон; ВF – телефон; BS – звонок; SA – рычажный переключатель; G – индуктор (генератор переменного тока); АК1, АК2, АКN – абонентские комплекты; КV1 – сигнальное реле-бленкер, ЛК1 – линейный ключ; ЛС1, ЛС2, ЛСN – линии связи; ТА1, ТАN – аппараты телефонные
В этой системе применяются такие же телефонные аппараты, как и в системе прямой связи.
Коммутатор содержит общие приборы, аналогичные телефонному аппарату, и индивидуальные абонентские комплекты АК1,...,АКN, каждый из которых состоит из сигнального реле-бленкера КV и линейного ключа ЛК .
С помощью бленкера КV фиксируется поступивший с i -й линии связи ЛС вызов, и линия ЛС подключается к звонку BS коммутатора, если микротелефонная трубка на коммутаторе не снята.
|
|
При помощи линейного ключа ЛК к общим приборам коммутатора подключается i -я линия связи ЛС i для ответа и разговора или для посылки вызова и разговора.
Существенной особенностью системы связи с командным коммутатором является то, что она обеспечивает возможность установления только одного разговорного соединения и только между коммутатором и одним или несколькими телефонными аппаратами одновременно.
Оперативная готовность системы обеспечивается тем, что ни один телефонный аппарат этой системы не может быть занят разговорным соединением ни с кем, кроме как с коммутатором, а коммутатор всегда готов к приему вызова от любого телефонного аппарата системы независимо от его занятости разговорным соединением с другими телефонными аппаратами.
Если коммутатор не занят, то вызов поступает на соответствующий бленкер и звонок, а если коммутатор занят, то это фиксируется только бленкером, что достаточно при нахождении абонента у коммутатора при ведении разговора
Обычно на судне имеются две системы телефонной связи с командными коммутаторами. Один командный коммутатор расположен в рулевой рубке. К нему подключены телефонные аппараты установленные на баке (носу) и корме, в румпельном, машинном и насосном отделениях, в помещениях гирокомпаса, аварийного дизель-генератора и углекислотной противопожарной установки в каюте капитана и в некоторых других помещениях.
Второй командный коммутатор обычно располагается в ЦПУ энергетической установки судна. К нему подключены телефонные аппараты, установленные в рулевой рубке, у местного поста управления главной энергетической установки, в изолированных отсеках машинного отделения, в помещении аварийного дизель-генератора, в каюте старшего ме-
ханика и электромеханика, а также в некоторых других помещениях.