III. По способу определения спортивного результата

Спортивный результат является количественной мерой итогов соревновательной деятельности спортсмена или команды. Все виды спорта по способу определения результата В.С., Келлером объединены в 4 группы:

1 группавиды спорта с метрически измеряемыми результатами – временем, расстоянием, массой снарядов, точностью попадания в цель.

Данная группа может быть разделена на две подгруппы:

- спортивные дисциплины с относительно постоянными внешними условиями соревнований (легкая и тяжелая атлетика, плавание, вело­сипедный спорт на треке, стрельба и др.);

- спортивные дисциплины, связанные с непостоянными внешними условиями соревнований, с изменчивостью профиля трасс и внешних погодных условий, течениями водных потоков (лыжный, горнолыж­ный, парусный, конькобежный спорт, велосипедный спорт на шоссе, гребля, спортивное ориентирование, триатлон и др.).

2 группавиды спорта, где результат оценивается субъективно судьями в баллах (условных единицах) по внешнему восприятию сложности, точности и эффективности и красоты выполнения соревновательных программ комбинаций или отдельных упражнений. Данная группа может быть также разделена на две подгруппы:

- виды спорта, в которых выставляется одна суммарная условная оценка в баллах (спортивная и художественная гимнастика, акроба­тика, синхронное плавание, прыжки в воду и др.);

- виды спорта, где окончательная оценка складывается из двух различных показателей. Например, прыжки на лыжах (оценка даль­ности полета и стиля прыжка); фигурное катание (оценка упражнения в баллах и сумма занятых мест, присужденных судьями по общему впечатлению).

3 группа – виды спорта, в которых результат оценивается в набранных баллах, очках, где:

- виды спорта, в которых результат определяется конечным эф­фектом (счетом) за определенное, лимитированное регламентом, вре­мя (футбол, хоккей, гандбол, баскетбол и др.);

- виды спорта, в которых победа определяется лимитированным конечным счетом, но сам поединок не ограничен временем проведения (теннис, настольный теннис, волейбол, городки и др.).

- виды спорта, в которых, несмотря на лимитированное регламен­том время поединка, возможно ускоренное достижение победы (борьба, бокс, фехтование, шахматы и др.)

4. группа – комплексные виды спорта, много­борья, в которых оценка результатов происходит по правилам сорев­нований, предусмотренным для составляющих их спортивных дисци­плин, и где результат, выставленный в одном из видов, может быть компенсирован в другом (десятиборье, семиборье, пятиборье, биатлон, лыжное двоеборье, горнолыжное двоеборье).

IY. По особенностям проявления физических и технических способно­стей спортсмена все виды спорта можно разделить на 6 групп.

1. Скоростно-силовые виды спорта. К ним относятся прыжки, ме­тания, тяжелая атлетика, прыжки на лыжах, спринтерские дистанции в беге, плавании, коньках и велоспорте и др.

2. Циклические виды спорта, требующие преимущественного про­явления выносливости, с продолжительностью соревновательного упражнения свыше 1,5 минут (бег, плавание, ходьба, гребля, лыжи, коньки, велосипед, триатлон).

3. Сложно-координированные виды спорта, в которых оценивается сложность и красота выполняемых движений (гимнастика спортивная и художественная, прыжки в воду, фигурное катание на коньках, ак­робатика, конный спорт, горнолыжный спорт и др.).

4. Спортивные игры как одиночные, так и командные.

5. Единоборства (бокс, все виды борьбы, фехтование, кикбоксинг, восточные единоборства).

6. Многоборья - состоящие из упражнений, относящихся к разным, группам (легкоатлетические многоборья, лыжное двоеборье, совре­менное пятиборье и др.).

Y. По целевым установкам: спорт высших достижений (рекордный) и базовый спорт (массовый).

YI. По масштабу и организации в рамках международного спортивного движения: олимпийский и не олимпийский.

YII. По характеру экономических отношений: коммерческий и некоммерческий спорт.

YIII. По основному роду деятельности человека: профессиональный и любительский спорт.

IX. По формам организации занятий: учебный спорт как обязательный процесс, осуществляемый в системе общего и специального образования. И самодеятельный – как добровольный процесс, проводимый в свободное время.

X. По возрастным категориям: детско-юношеский спорт, спорт взрослых и спорт ветеранов.

XI. По социально-профессиональному статусу: школьный, студенческий, военный, и т.д.

XII. По характеру применения спорта для подготовки в какой-либо деятельности: профессионально-прикладной и военно-прикладной.

XIII. По характеру использования его в сфере досуга: оздоровительно-рекреационный и физкультурно-кондиционный.

XIY. По характеру отклонения в состоянии здоровья спортсменов: спорт для людей с ограниченными физическими возможностями (слепых, глухонемых и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: