Правила – общепринятые ограничения, регламентирующие деятельность играющих

Спортивные игры разнообразны и многочисленны, они имеют сходство и различие, что позволяет их классифицировать (сгруппировать) по следующим основным признакам:

1. По количественному составу:

а) игры командные (с участием 2-х и более игроков);

б) игры индивидуальные (противоборство 2-х участников), лично-командные.

2. По характеру взаимодействия:

а) игры контактные – с непосредственной борьбой и соприкосновением с противником;

б) игры дистанционные (не контактные) – без непосредственного соприкосновения с противником (теннис, бадминтон, волейбол).

3. По предмету игры:

а) игры с предметом игры – с мячом (футбол, баскетбол, волейбол и т.д.);

б) игры с предметом игры и инвентарем (с шайбой, мячом, воланом, ракеткой, битой и т.д.) (бейсбол, гольф, городки, лапта).

4. По регламенту игровой деятельности:

а) регламентированное участие спортсменов (боулинг, крикет);

б) одновременное участие спортсменов с борьбой за предмет игры (футбол, регби, поло и т. д.);

в) одновременное участие спортсменов с регламентированным владением предметом игры (волейбол, теннис, бадминтон и т. д.).

Спортивные игры – особая разновидность спорта и, популярность спортивных игр объясняется рядом причин:

1. Они имеют широкий диапазон применения, это и спорт высших достижений, и спортивное развлечение, отличное средство активного отдыха и восстановления.

2. Практически все они доступны каждому занимающемуся.

3. Для них не требуется дорогостоящий инвентарь.

4. Площадки их просты.

5. Они отличаются большой эмоциональностью.

6. Они комплексно развивают физические морально-волевые качества и совершенствуют двигательные навыки.

7. Они очень зрелищны.

Спортивные игры – это сложно-координационные, ситуационные виды спорта, отличающиеся большим разнообразием, сложностью и изобретательностью действий игроков, которые требуют высокого физического и психологического напряжения, обусловленного необходимостью превзойти соперника. Успех соревнования зависит от адекватности (соответствия) отражения ситуации в сознании игрока и его способности выбирать и осуществлять наиболее рациональное решение.

Противодействие противника приводит к постоянному изменению и быстрой смене игровых ситуаций. Поэтому игроку необходимо в кратчайшее (минимальное) время увидеть расстановку (расположение партнеров, противника, мяча), оценить ее, выбрать наиболее целесообразное действие и выполнить его. Во всей этой цепи действий ведущая роль принадлежит сенсомоторным механизмам (чувствительным, относящимся к органам чувств). Сенсомоторные реакции складываются из 3-х взаимосвязанных блоков:

- антиципации (предвидения, предвосхищения);

- программирования (принятия решения);

- управления (выполнения двигательного действия).

Ведущая роль в этой цепи принадлежит коре головного мозга и зрительному анализатору. У игроков наблюдается увеличение поля зрения, развивается глубинное зрение. Деятельность коры головного мозга, работа первой и второй сигнальных систем позволяют не только концентрировать и распределять внимание игрока, но и осуществлять оперативное мышление (анализ ситуации, выбор цели и способы ее достижения). Это позволяет игроку приспосабливаться к постоянно меняющейся обстановке. В работу включаются вестибулярный, опорно-двигательный и др. анализаторы (аппараты), т.е. осуществляется само двигательное действие. Большое значение имеет работа слухового и зрительного анализаторов, с их помощью формируются «чувства мяча, площадки, сетки, кольца, ракетки, дистанции, партнера» и т.д.

Непрерывно меняющиеся игровые ситуации и изменчивый характер игровой деятельности, делают двигательные навыки вариативными, гибкими, и в высшей степени подвижными. Все двигательные действия, навыки, технические приемы используются в различных и всевозможных сочетаниях с большой скоростью и частой сменой при постоянном варьировании интенсивности мышечной работы. Такая двигательная деятельность способствует увеличению силы, подвижности и лабильности нервной системы. Влияет на приобретение высокого потенциала физической и технико-тактической подготовленности. Так соревновательная деятельность высококвалифицированных игроков протекает при ЧСС 180-210 уд./мин. Потребление кислорода достигает 3,5-5 л/мин., кислородный долг составляет 6-8 л. Потеря веса до 2-3 кг за матч. Поединки часто продолжаются более 2-х часов. Характер соревновательной деятельности требует от игроков высокого уровня проявления волевых, нравственных и моральных качеств. Тренировочная и соревновательная деятельность выступает активным фактором воспитания личности, коллективный характер деятельности оказывает огромное влияние на воспитание значимых личностных качеств – дисциплинированности, коллективизма, взаимоподдержки, активности, смелости, настойчивости, трудолюбия, упорства, находчивости и т.д.

Важным моментом является и оздоровительная ценность занятий спортивными играми. По степени влияния на развитие и функциональную деятельность организма, игры превзошли многие виды физических упражнений. Занятия играми полезны и популярны во всех возрастах и объясняется это исключительным разнообразием, естественностью, эмоциональностью и добровольным характером деятельности, позволяющим каждому по своему усмотрению выбирать двигательный режим и регулировать свою активность. Переменный характер деятельности, разнообразные двигательные действия оказывают всестороннее влияние на организм, развивают, укрепляют и сохраняют здоровье занимающихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: