Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ

Требования к результатам освоения общего образования структурируются по ключевым задачам общего образования, от­ражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.

Под предметными результатами образовательной деятель­ности понимается усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения про­блем, опыта творческой деятельности.

Под метапредметными результатами понимаются освоен­ные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учеб­ных предметов способы деятельности, применимые как в рам­ках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Под личностными результатами понимается сформиро­вавшаяся в образовательном процессе система ценностных от­ношений обучающихся к себе, другим участникам образова­тельного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

В отличие от образовательных стандартов первого поколе­ния, которые были ориентированы в основном на задание уров­ня подготовки выпускников и индивидуальную оценку учебных достижений отдельного школьника, стандарты второго поколе­ния предусматривают прежде всего задание ориентиров разви­тия системы образования, ожидаемые государством, общест­вом, личностью результаты образования. Поэтому стандарты выступают как основание для анализа и оценки состояния развития общероссийской, региональной и муниципальной систем образования, а также индивидуальных достижений школьников по освоению основных общеобразовательных программ.

Соответственно и Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ рассматривают­ся как:

ü нормативная база для организации и осуществления обра­зовательного процесса в общеобразовательных учреждениях, в том числе для организации системы контроля и оценки учебных достижений школьников;

ü ориентир для разработки программ, учебно-методических и дидактических материалов, при подготовке и переподготовке педагогических кадров, при оказании информацион­но-методической поддержки их деятельности, для деятель­ности других инфраструктур, осуществляющих поддержку образовательного процесса;

ü основа для нормирования и экспертизы условий осу­ществления образовательного процесса, обеспечивающих достижение планируемых результатов образования;

ü основа для итоговой аттестации выпускников учреждений общего образования, для разработки процедур, материалов и формата итоговой аттестации;

ü важный фактор аттестации работников системы общего образования;

ü основа для аккредитации учреждений общего образования;

ü критериальная база оценки состояния и тенденций разви­тия системы общего среднего образования на муниципаль­ном, региональном и федеральном уровнях.

Описание названных групп образовательных результатов предполагает использование различных форм и способов их представления, а оценка достижения требований стандарта — адекватных им процедур и методов измерений.

Эти формы описания и процедуры оценки отражают воз­можный арсенал средств современной педагогики и педагоги­ческой психологии, а также зависят от назначения оценочных процедур.

Совокупность требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ, направленных на оценку со­стояния развития системы образования, является основой для разработки программ развития образования, принятия раз­личных управленческих решений.

Совокупность требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ, направленных на индивиду­альную оценку учебных достижений школьника, является ос­новой для определения условий выдачи документов о достиг­нутых уровнях образования.

К результатам, которые подлежат оценке в ходе индиви­дуальной итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных учеб­ных предметов, относится способность к решению учебно-практических задач на основании:

ü системы научных знаний и представлений о природе, обще­стве, человеке, знаковых и информационных системах;

ü умений учебно-познавательной, исследовательской, практи­ческой деятельности; обобщенных способов деятельности;

ü коммуникативных и информационных умений.

К результатам, которые не подлежат оценке в ходе ито­говой аттестации выпускников, относятся:

ü ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстети­ческие взгляды, политические предпочтения и др.);

ü характеристика социальных чувств (патриотизм, толерант­ность, гуманизм и др.);

ü индивидуальные психологические характеристики личности. Оценка этих и иных результатов образовательной деятельнос­ти (в том числе поддержание и укрепление здоровья обучающих­ся, освоение ими навыков безопасного поведения и др.) будут осуществляться в ходе неперсонифицированных мониторинго­вых исследований, результаты которых являются основанием для принятия управленческих решений при проектировании региональных программ развития, программ поддержки образо­вательного процесса, иных программ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: