Требования к результатам освоения общего образования структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.
Под предметными результатами образовательной деятельности понимается усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности.
Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.
|
|
В отличие от образовательных стандартов первого поколения, которые были ориентированы в основном на задание уровня подготовки выпускников и индивидуальную оценку учебных достижений отдельного школьника, стандарты второго поколения предусматривают прежде всего задание ориентиров развития системы образования, ожидаемые государством, обществом, личностью результаты образования. Поэтому стандарты выступают как основание для анализа и оценки состояния развития общероссийской, региональной и муниципальной систем образования, а также индивидуальных достижений школьников по освоению основных общеобразовательных программ.
Соответственно и Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ рассматриваются как:
ü нормативная база для организации и осуществления образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях, в том числе для организации системы контроля и оценки учебных достижений школьников;
ü ориентир для разработки программ, учебно-методических и дидактических материалов, при подготовке и переподготовке педагогических кадров, при оказании информационно-методической поддержки их деятельности, для деятельности других инфраструктур, осуществляющих поддержку образовательного процесса;
ü основа для нормирования и экспертизы условий осуществления образовательного процесса, обеспечивающих достижение планируемых результатов образования;
ü основа для итоговой аттестации выпускников учреждений общего образования, для разработки процедур, материалов и формата итоговой аттестации;
|
|
ü важный фактор аттестации работников системы общего образования;
ü основа для аккредитации учреждений общего образования;
ü критериальная база оценки состояния и тенденций развития системы общего среднего образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Описание названных групп образовательных результатов предполагает использование различных форм и способов их представления, а оценка достижения требований стандарта — адекватных им процедур и методов измерений.
Эти формы описания и процедуры оценки отражают возможный арсенал средств современной педагогики и педагогической психологии, а также зависят от назначения оценочных процедур.
Совокупность требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ, направленных на оценку состояния развития системы образования, является основой для разработки программ развития образования, принятия различных управленческих решений.
Совокупность требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ, направленных на индивидуальную оценку учебных достижений школьника, является основой для определения условий выдачи документов о достигнутых уровнях образования.
К результатам, которые подлежат оценке в ходе индивидуальной итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных учебных предметов, относится способность к решению учебно-практических задач на основании:
ü системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;
ü умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности; обобщенных способов деятельности;
ü коммуникативных и информационных умений.
К результатам, которые не подлежат оценке в ходе итоговой аттестации выпускников, относятся:
ü ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.);
ü характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
ü индивидуальные психологические характеристики личности. Оценка этих и иных результатов образовательной деятельности (в том числе поддержание и укрепление здоровья обучающихся, освоение ими навыков безопасного поведения и др.) будут осуществляться в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия управленческих решений при проектировании региональных программ развития, программ поддержки образовательного процесса, иных программ.