double arrow

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ


В тренировочном процессе идет не только приобретение двигательных умений и связанных с ними зна­ний, но и развитие физических способностей занимающихся.

В настоящее время для характеристики двигательных возможностей человека, используются термины «физические способности» и «физичес­кие качества». Эти понятия в определенном отношении совпадают, одна­ко не тождественны.

В литературе определение и взаимосвязь данных понятий весьма противоречивые.

Так физические способности понимают:

- как формы проявления дееспособности функциональных систем организма, участвующих в двигательной деятельности и определяющих ее эффект (Г.Г. Наталов, 1976);

- как свойственные человеку возможнос­ти, реализуемые в жизни, особенно в двигательной деятельности, основу которых составляют его физические качества (Л.П. Матвеев, 1991);

- как развитые врожденные за­датки, базирующиеся на психофизиологических и морфологических осо­бенностях организма (Е.П. Ильин, Б.В. Евстафьев, 1987);

- как воз­можности психофизиологического потенциала человека, определяющего успешность выполнения каких-либо физических упражне­ний (Ю.Ф. Курамшин, 2004).




Например, один ученик в возрасте 7 лет может прыгнуть в длину с места на 100 см, а другой — на 160 см. В этом же возрасте один может подтянуться на высокой перекладине из виса всего один раз, другой — 5 раз. В 6-минутном беге один занимающийся может пробежит 700 м, а другой — 1200 м. В практике, как правило, сравнивая разные двигательные дости­жения обучаемых в одних и тех же заданиях, обычно говорят: «Этот ребе­нок более способен к упражнениям скоростно-силового характера, чем к бегу на выносливость; у этого ярко выражены способности к упражнениям силового характера, чем к упражнениям на координацию».

Наблюдаемые индивидуальные различия при выполнении данных дви­гательных действий объясняются разными возможностями отдельных орга­нов и систем организма учеников (мышечной, нервной, сердечно-сосуди­стой, дыхательной и др.). От уровня функционирования каждой из этих систем будет зависеть характер и степень развития тех или иных физических способностей.

Физические способности — это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность ее вы­полнения.

Для обозначения отдельных сторон двигательных возможностей чело­века долгое время употреблялся термин «физические (двигательные) каче­ства».

Понятие «качество», выражает су­щественную определенность какого – либо предмета, благодаря которой он является именно этим, а не иным. Так, говорят о качестве вещи, о качестве сырья, качестве продуктов питания, качестве жизни, качествах личности, каче­стве знаний и т.д. Именно в этом смысле нужно пользоваться данным термином.



Следовательно, фи­зические качества человека, как некоторые характеристики его двигатель­ных возможностей следует рассматривать применительно к уже реализованным способностям.

В быту, физичес­ком воспитании и спорте качественные характеристики способностей че­ловека нашли свое отражение в таких выражениях, как «сильный», «быстрый», «выносливый», «ловкий», «гибкий». По существу, физичес­кие качества являются выражением достигнутого уровня отдельных физи­ческих способностей.

Между физи­ческими способностями и качествами существует многозначная связь. Одна и та же способность может быть представлена в разных физических каче­ствах, а разные способности могут характеризовать только одно из них. Скажем, в основе качества «ловкость» лежит проявление многих способ­ностей — координационных, скоростных, силовых и др. Проявление ско­ростно-силовых способностей находит свое отражение не только в каче­стве «сила», но и «быстрота».

Таким образом, физические качества органически связаны с физичес­кими способностями человека и определяются особенностями их проявле­ния в разных движениях.

На уровень развития и проявления физических способностей оказывают влияние, с одной стороны, средовые факторы:

- социально-бытовые условия жизни;

- климатические и географические ус­ловия;



- материальное обеспечение мест занятий;

- методика их развития и т.п.,

а с другой — наследственные факторы:

- «моторные» задатки, кото­рые обусловливают специфическую реакцию организма на различные воз­действия. В качестве задатков физических способностей выступают ана­томические, физиологические и психические особенности организма человека. В процессе выполнения какой-либо деятельности «моторные за­датки», совершенствуясь на основе приспособительных изменений организ­ма (адаптации), перерастают в соответствующие физические способности.

Необходимо отметить, что «моторные задатки» многофункциональны и, в зависимости от условий мышечной деятельности, могут совершен­ствоваться в том или ином направлении, обеспечивая развитие тех или иных форм физических способностей. По мнению профессора Ю.В. Вер-хошанского, таких форм может быть столько, сколько имеется видов дви­гательной деятельности, ибо каждому из них присущи специфическая струк­тура и целевая направленность движений, мышечная координация, режим работы организма и его энергообеспечение. Поэтому бесполезно искать в организме какие-то особые механизмы, ответственные за развитие вынос­ливости или быстроты движений. В основе их совершенствования лежит приспособительный эффект, целостная адаптивная реакция, ведущая к морфофункциональной специализации организма человека. Морфофунк-циональные перестройки захватывают весь организм в целом. Однако в наибольшей мере и в первую очередь это касается тех мышечных групп, которые несут основную рабочую нагрузку, и тех физиологических сис­тем, которые в большей степени обеспечивают их работоспособность. Та­кой избирательный характер функциональной специализации обусловлен главным образом режимом работы организма в условиях данной деятель-ности, а степень его выраженности — интенсивностью иобъемом физи­ческих нагрузок.

В настоящее время принято различать пять основных физических спо­собностей: силовые, скоростные икоординационные способности, вы­носливость и гибкость. Каждая из них имеет многообразные формы про­явления в различных видах двигательной деятельности.







Сейчас читают про: