В тренировочном процессе идет не только приобретение двигательных умений и связанных с ними знаний, но и развитие физических способностей занимающихся.
В настоящее время для характеристики двигательных возможностей человека, используются термины «физические способности» и «физические качества». Эти понятия в определенном отношении совпадают, однако не тождественны.
В литературе определение и взаимосвязь данных понятий весьма противоречивые.
Так физические способности понимают:
- как формы проявления дееспособности функциональных систем организма, участвующих в двигательной деятельности и определяющих ее эффект (Г.Г. Наталов, 1976);
- как свойственные человеку возможности, реализуемые в жизни, особенно в двигательной деятельности, основу которых составляют его физические качества (Л.П. Матвеев, 1991);
- как развитые врожденные задатки, базирующиеся на психофизиологических и морфологических особенностях организма (Е.П. Ильин, Б.В. Евстафьев, 1987);
- как возможности психофизиологического потенциала человека, определяющего успешность выполнения каких-либо физических упражнений (Ю.Ф. Курамшин, 2004).
|
|
Например, один ученик в возрасте 7 лет может прыгнуть в длину с места на 100 см, а другой — на 160 см. В этом же возрасте один может подтянуться на высокой перекладине из виса всего один раз, другой — 5 раз. В 6-минутном беге один занимающийся может пробежит 700 м, а другой — 1200 м. В практике, как правило, сравнивая разные двигательные достижения обучаемых в одних и тех же заданиях, обычно говорят: «Этот ребенок более способен к упражнениям скоростно-силового характера, чем к бегу на выносливость; у этого ярко выражены способности к упражнениям силового характера, чем к упражнениям на координацию».
Наблюдаемые индивидуальные различия при выполнении данных двигательных действий объясняются разными возможностями отдельных органов и систем организма учеников (мышечной, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и др.). От уровня функционирования каждой из этих систем будет зависеть характер и степень развития тех или иных физических способностей.
Физические способности — это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность ее выполнения.
Для обозначения отдельных сторон двигательных возможностей человека долгое время употреблялся термин «физические (двигательные) качества».
Понятие «качество», выражает существенную определенность какого – либо предмета, благодаря которой он является именно этим, а не иным. Так, говорят о качестве вещи, о качестве сырья, качестве продуктов питания, качестве жизни, качествах личности, качестве знаний и т.д. Именно в этом смысле нужно пользоваться данным термином.
|
|
Следовательно, физические качества человека, как некоторые характеристики его двигательных возможностей следует рассматривать применительно к уже реализованным способностям.
В быту, физическом воспитании и спорте качественные характеристики способностей человека нашли свое отражение в таких выражениях, как «сильный», «быстрый», «выносливый», «ловкий», «гибкий». По существу, физические качества являются выражением достигнутого уровня отдельных физических способностей.
Между физическими способностями и качествами существует многозначная связь. Одна и та же способность может быть представлена в разных физических качествах, а разные способности могут характеризовать только одно из них. Скажем, в основе качества «ловкость» лежит проявление многих способностей — координационных, скоростных, силовых и др. Проявление скоростно-силовых способностей находит свое отражение не только в качестве «сила», но и «быстрота».
Таким образом, физические качества органически связаны с физическими способностями человека и определяются особенностями их проявления в разных движениях.
На уровень развития и проявления физических способностей оказывают влияние, с одной стороны, средовые факторы:
- социально-бытовые условия жизни;
- климатические и географические условия;
- материальное обеспечение мест занятий;
- методика их развития и т.п.,
а с другой — наследственные факторы:
- «моторные» задатки, которые обусловливают специфическую реакцию организма на различные воздействия. В качестве задатков физических способностей выступают анатомические, физиологические и психические особенности организма человека. В процессе выполнения какой-либо деятельности «моторные задатки», совершенствуясь на основе приспособительных изменений организма (адаптации), перерастают в соответствующие физические способности.
Необходимо отметить, что «моторные задатки» многофункциональны и, в зависимости от условий мышечной деятельности, могут совершенствоваться в том или ином направлении, обеспечивая развитие тех или иных форм физических способностей. По мнению профессора Ю.В. Вер-хошанского, таких форм может быть столько, сколько имеется видов двигательной деятельности, ибо каждому из них присущи специфическая структура и целевая направленность движений, мышечная координация, режим работы организма и его энергообеспечение. Поэтому бесполезно искать в организме какие-то особые механизмы, ответственные за развитие выносливости или быстроты движений. В основе их совершенствования лежит приспособительный эффект, целостная адаптивная реакция, ведущая к морфофункциональной специализации организма человека. Морфофунк-циональные перестройки захватывают весь организм в целом. Однако в наибольшей мере и в первую очередь это касается тех мышечных групп, которые несут основную рабочую нагрузку, и тех физиологических систем, которые в большей степени обеспечивают их работоспособность. Такой избирательный характер функциональной специализации обусловлен главным образом режимом работы организма в условиях данной деятель-ности, а степень его выраженности — интенсивностью иобъемом физических нагрузок.
В настоящее время принято различать пять основных физических способностей: силовые, скоростные икоординационные способности, выносливость и гибкость. Каждая из них имеет многообразные формы проявления в различных видах двигательной деятельности.