ПО ПСИХОЛОГИИ СЕМЬИ..............................................................................213
Основы психологии семьи и семейного консультирования................213
Содержание учебной дисциплины...........................................................................215
Планы семинарских занятий..........................................................................................218
Вопросы к экзамену................................................................................................220
Обязательная литература........................................................................................222
Дополнительная литература...........................................................................................223
Агрессия и насилие в семейных отношениях
Психологическая помощь в кризисной ситуации (спецкурс).........226
Содержание учебной дисциплины..........................................................................228
Вопросы к зачету.......................................................................................................229
Основная литература.................................................................................................229
Дополнительная литература...........................................................................................230
Особенности совладания с трудностями детско-родительского
|
|
взаимодействия (спецкурс)......................................................................................231
Содержание учебной дисциплины..........................................................................232
Основная литература................................................................................................234
Дополнительная литература............................................................................................235
ВВЕДЕНИЕ
Однажды, когда Муми-троллъ был совсем маленький, его папа в самый разгар жаркого лета умудрился простудиться. Он не пожелал пить горячее молоко с луком и сахаром, он не захотел даже лечь в постель... Он никогда раньше не болел и теперь был очень встревожен... My ми-мама поглядела на мужа и вдруг сказала:
— Знаешь, я сегодня убирала на чердаке и нашла большую тетрадь. Что если тебе написать книгу о своей молодости?.. А потом ты бы читал нам вслух то, что написал.
В ответ папа перестал кашлять:
— Так быстро книгу не напишешь... Не думай, что это так про -сто: взял и написал, — проворчал папа и высунулся из-под одеяла.
— Да, пожалуй, ты прав, — согласилась Муми-мама,...которая в самой трудной ситуации обязательно что -нибудь при - думает, и пошла на чердак за тетрадью*.
Вот так сказочные герои выдуманного мира финской писатель -ницы Туве Янссон общаются, взаимодействуют, то есть живут в сво -ей семье. Выдуманная семья муми-троллей — это семья, по которой в глубине души тоскует каждый из нас, потому что «все они славные и добрые — одним словом, семья». Они любят и заботятся друг о друге и обо всех, кому плохо и трудно живется. Они легко решают проблемы любого уровня сложности — от мелких семейных недоразумений до природных бедствий. Один из секретов успеха их семьи в том, что они всегда вместе, даже если на время расстаются, и никогда не унывают, даже в дождливые осенние вечера, когда к некоторым незаметно подкрадывается плохое настроение.
|
|
Авторы данного учебного пособия предлагают свой взгляд на важные проблемы психологии семьи — семейные трудности и со-владание с ними. Трудно найти тему, так сильно затрагивающую людей, как переживания, связанные с семьей, и их преодоление.
Книга предназначена для студентов, изучающих курс семейной психологии в университете. В ней впервые изложены новые матери-
* Янссон Т. Все о муми-троллях: Повести-сказки / Пер. со швед. СПб.: Азбука-классика, 2004. С. 247-248.
алы, ранее не представленные в отечественной психологии исследования семьи, много материалов из иностранных источников, ранее недоступных читателю, знакомому лишь с русскоязычной литературой. Пособие содержит обобщенный опыт исследовательской группы, работающей в Костромском государственном университете им. Н. А. Некрасова в рамках проекта РГНФ № 03-06-00143а (руководитель Т. Л. Крюкова), посвященного российской семье переходного периода, ее совладающему поведению и развитию.
В пособии приводятся программы учебных курсов по психологии семьи, созданные и реализуемые авторами как преподавателями университета.
Авторы пытаются отразить неоднозначную оценку состояния современной семьи, которая, с одной стороны, вполне справляется с трудностями и невзгодами, но с другой, требует внимания и поддержки общества из-за неспособности находить решения проблем самостоятельно (социальное сиротство, девиантное материнство и т. д.).
Предлагаем вам, уважаемые читатели, задуматься и вместе с нами поискать ответы на вопросы о том, что делает семью жизнестойкой, что у нее «болит» и почему часть семей не выдерживает даже слабых испытаний. Пособие раскрывает современное состояние представлений о семейной динамике: влияние этапа развития и структуры семьи на ее жизнестойкость, своеобразный вклад родителей и детей в семейную устойчивость к социальным стрессам, показывает специфические семьи, «сражающиеся» с драматическими обстоятельствами своей жизни (больной ребенок, посттравматическое стрессовое расстройство мужа, побывавшего в «горячих» точках, и т. д.). Особое значение придается раскрытию образов матери и отца, называемых «архитекторами» семейных отношений. Поиск семьей, находящейся в трудной ситуации, ресурсов совла-дания, креативность в нахождении путей дальнейшего развития должны, по мнению авторов, помочь студентам лучше осознать свой профессиональный путь в направлении изучения семейной психологии и помощи семье.
Выражаем искреннюю благодарность и признательность нашим аспирантам и студентам, внесшим своими исследованиями вклад в изучение семьи, семейных отношений и совладеющего поведения.
В написании главы I принимала участие Н.О. Белорукова, главы III — О. Б. Подобина, главы IV — Т. В. Гущина, М. С. Голубева и А. Ю. Василенко.