Глава 5. Программы учебных курсов

ПО ПСИХОЛОГИИ СЕМЬИ..............................................................................213

Основы психологии семьи и семейного консультирования................213

Содержание учебной дисциплины...........................................................................215

Планы семинарских занятий..........................................................................................218

Вопросы к экзамену................................................................................................220

Обязательная литература........................................................................................222

Дополнительная литература...........................................................................................223

Агрессия и насилие в семейных отношениях

Психологическая помощь в кризисной ситуации (спецкурс).........226

Содержание учебной дисциплины..........................................................................228

Вопросы к зачету.......................................................................................................229

Основная литература.................................................................................................229

Дополнительная литература...........................................................................................230

Особенности совладания с трудностями детско-родительского

взаимодействия (спецкурс)......................................................................................231

Содержание учебной дисциплины..........................................................................232

Основная литература................................................................................................234

Дополнительная литература............................................................................................235

ВВЕДЕНИЕ

Однажды, когда Муми-троллъ был совсем маленький, его папа в самый разгар жаркого лета умудрился простудиться. Он не пожелал пить горячее молоко с луком и сахаром, он не захо­тел даже лечь в постель... Он никогда раньше не болел и теперь был очень встревожен... My ми-мама поглядела на мужа и вдруг сказала:

— Знаешь, я сегодня убирала на чердаке и нашла большую тетрадь. Что если тебе написать книгу о своей молодости?.. А потом ты бы читал нам вслух то, что написал.

В ответ папа перестал кашлять:

— Так быстро книгу не напишешь... Не думай, что это так про -сто: взял и написал,проворчал папа и высунулся из-под одеяла.

Да, пожалуй, ты прав,согласилась Муми-мама,...ко­торая в самой трудной ситуации обязательно что -нибудь при - думает, и пошла на чердак за тетрадью*.

Вот так сказочные герои выдуманного мира финской писатель -ницы Туве Янссон общаются, взаимодействуют, то есть живут в сво -ей семье. Выдуманная семья муми-троллей — это семья, по кото­рой в глубине души тоскует каждый из нас, потому что «все они славные и добрые — одним словом, семья». Они любят и заботятся друг о друге и обо всех, кому плохо и трудно живется. Они легко решают проблемы любого уровня сложности — от мелких семей­ных недоразумений до природных бедствий. Один из секретов ус­пеха их семьи в том, что они всегда вместе, даже если на время рас­стаются, и никогда не унывают, даже в дождливые осенние вечера, когда к некоторым незаметно подкрадывается плохое настроение.

Авторы данного учебного пособия предлагают свой взгляд на важные проблемы психологии семьи — семейные трудности и со-владание с ними. Трудно найти тему, так сильно затрагивающую людей, как переживания, связанные с семьей, и их преодоление.

Книга предназначена для студентов, изучающих курс семейной психологии в университете. В ней впервые изложены новые матери-

* Янссон Т. Все о муми-троллях: Повести-сказки / Пер. со швед. СПб.: Азбука-классика, 2004. С. 247-248.

алы, ранее не представленные в отечественной психологии исследо­вания семьи, много материалов из иностранных источников, ранее недоступных читателю, знакомому лишь с русскоязычной литерату­рой. Пособие содержит обобщенный опыт исследовательской груп­пы, работающей в Костромском государственном университете им. Н. А. Некрасова в рамках проекта РГНФ № 03-06-00143а (руко­водитель Т. Л. Крюкова), посвященного российской семье переход­ного периода, ее совладающему поведению и развитию.

В пособии приводятся программы учебных курсов по психоло­гии семьи, созданные и реализуемые авторами как преподавателя­ми университета.

Авторы пытаются отразить неоднозначную оценку состояния со­временной семьи, которая, с одной стороны, вполне справляется с трудностями и невзгодами, но с другой, требует внимания и поддер­жки общества из-за неспособности находить решения проблем само­стоятельно (социальное сиротство, девиантное материнство и т. д.).

Предлагаем вам, уважаемые читатели, задуматься и вместе с нами поискать ответы на вопросы о том, что делает семью жизне­стойкой, что у нее «болит» и почему часть семей не выдерживает даже слабых испытаний. Пособие раскрывает современное состоя­ние представлений о семейной динамике: влияние этапа развития и структуры семьи на ее жизнестойкость, своеобразный вклад ро­дителей и детей в семейную устойчивость к социальным стрессам, показывает специфические семьи, «сражающиеся» с драматичес­кими обстоятельствами своей жизни (больной ребенок, посттрав­матическое стрессовое расстройство мужа, побывавшего в «горя­чих» точках, и т. д.). Особое значение придается раскрытию образов матери и отца, называемых «архитекторами» семейных отношений. Поиск семьей, находящейся в трудной ситуации, ресурсов совла-дания, креативность в нахождении путей дальнейшего развития должны, по мнению авторов, помочь студентам лучше осознать свой профессиональный путь в направлении изучения семейной психо­логии и помощи семье.

Выражаем искреннюю благодарность и признательность нашим аспирантам и студентам, внесшим своими исследованиями вклад в изучение семьи, семейных отношений и совладеющего поведения.

В написании главы I принимала участие Н.О. Белорукова, гла­вы III — О. Б. Подобина, главы IV — Т. В. Гущина, М. С. Голубева и А. Ю. Василенко.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: