double arrow

ЖИЗНЕННЫЕ ТРУДНОСТИ СЕМЬИ И СОВЛАДАНИЕ С НИМИ

СЕМЕЙНЫЙ СТРЕСС И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ

«Ах, эти бури! Они нужны, верно, для

того, чтобы после них всходило солнце», ~

подумал Муми-папа, допивая кофе.

Супружеству и семье посвящены тысячи книг и научных иссле­дований. Счастливая или хотя бы психологически комфортная семейная жизнь помогает человеку в достижении личного счастья и самых нелегких жизненных целей. Успешный брак нередко срав­нивают с выигрышем в лотерее, «счастливым билетом», он имеет несомненную ценность в общественном мнении. Можно сказать, что большинство людей стремятся к идеальному браку и хотят иметь счастливую семью. Тем не менее нередко кажется, что счастливые браки и семьи редки — мы ежедневно сталкиваемся с супружески -ми конфликтами, непониманием и враждой ближайших родствен­ников. Еще в начале XX в. много писали и говорили о кризисе се­мьи и брака. Моногамный идеал, по мнению К. Хорни, постоянно развенчивается, но для общественного института семьи адекватной замены пока не найдено. Долгая и однообразная жизнь с одним и тем же человеком нередко делает скучными и утомительными от­ношения в целом и особенно сексуальные. Однако это лишь один из поверхностных симптомов трудностей совместной жизни в семье, считают исследователи-психоаналитики (К. Юнг, К. Хорни, А. Миллер, Р. Скиннер). В трудных и напряженных ситуациях, при столкновении с драматическими, по-настоящему серьезными и невыносимыми событиями как в частной и профессиональной жизни, так и в жизни общества, нередко именно семья и близкие

отношения становятся той единственной сферой, поддерживающей человека, дающей ему силы для преобразования ситуации, выбора «варианта жизни» (В. Н. Дружинин, 2000).

Все это побуждает исследователей семьи изучать факторы, спо­собствующие или препятствующие удовлетворенности взаимоотно -шениями и взаимодействием у членов семьи во всех сферах жизни. Действительно, почему-то некоторых людей и семей житейские катастрофы «едва касаются... оставляя целыми и невредимыми, а на других, слабых, незакаленных сваливаются как большие снего­вые глыбы, сдавливая их», — так описывает А. П. Чехов членов се­мьи профессора N. в «Скучной истории». В случае, «когда в чело­веке нет того, что выше и сильнее всех влияний... достаточно хорошего насморка, чтобы потерять равновесие» (А. П. Чехов, 1979. С. 401). Знаменитый писатель называет это «богом живого человека», современные психологи говорят о силе Я, самоэффек­тивности, устойчивости человека и семьи к стрессу, способности к совладанию с ним.

Исследователям семьи как целостности (группы, общности) пока многое представляется неясным, например, как влияют факторы риска или неблагоприятные события на уязвимость к стрессу отдельных индивидов и семьи в целом; что защищает семью от стрес­са; что такое жизнестойкая или выносливая семья (Е. A. Blechman, Е. М. Hetherington, 1996). Эти проблемы рассматриваются в за­падной психологии, прежде всего, в рамках теории семейных сис­тем Мюррея Боуэна, согласно которой «семья является системой, так как изменения в одной части ведут к компенсаторным измене­ниям в других частях семьи». Именно поэтому трудно представить, что в супружестве или в семейных отношениях может быть счаст -ливым кто-то один. Чаще супруги и семьи или вместе счастливы («Все счастливые семьи похожи друг на друга...» уЛ. Н. Толстого), или несчастливы. Данный подход связывает научные исследования семейных трудностей с оказанием практической помощи семье — семейной психотерапией (А. Я. Варга, 2001; А. Миллер, 2001; И. Ю. Хамитова, 2001; Э. Г. Эйдемиллер, 2001; В. Юстицкис, 1999). Другое важное социально-психологическое направление изучает динамические процессы и явления в семье как малой или первичной группе, а также динамику семьи как смену стадий, фаз совместной жизнедеятельности и смену одних семейных событий другими. Первичная группа отличается интенсивным взаимодей-

ствием и общением «лицом к лицу», близкими отношениями, оз­начающими приоритетность «своих» перед «чужими». Семья как малая социальная группа имеет свою историю, протяженность во времени, обладает семейной динамикой, то есть закономерной сме -ной различных этапов и состояний.

На протяжении своей жизни семья сталкивается с самыми раз­нообразными событиями, некоторые из них представляют собой трудности и стрессы. Они имеют разное происхождение и послед­ствия для семьи как целого. Огромное количество разнообразных событий нашей жизни мы называем стрессовыми: навязчивый телефонный звонок, угрозу болезни, нехватку денег, дефицит люб­ви, потерю близкого человека. Стресс как переживание трудно­стей бытия — это реальность нашей жизни. В этом смысле стресс понимается как метафора. Экзистенциальный психолог Р. Кугель-ман считает это оправданным, так как, несмотря на огромные уси­лия, стойкость и поддержку, «человеческие существа не состоят только из энергии». Стресс, по его мнению, — это плата зажадное проживание жизни современным человеком в постоянном дефи­ците времени, сил, жажде все больших достижений и успехов. В по -следние годы появилось описание феномена зависимого от стресса поведения, например, к нему относят компульсивную активность менеджеров и предпринимателей; некоторые из них утверждают, что им лучше работается «под прессом стресса», что так они лучше чувствуют «вкус жизни». Такая разновидность зависимого пове­дения хотя бы одного из членов семьи не может не сказаться на се­мейной атмосфере и качестве взаимоотношений и общения, сведен -ного до минимума.

Со времен Г. Селье широко признано, что чрезмерный стресс (дистресс) разрушает здоровье и благополучие человека. Вводя по -нятие семейный стресс, американский социолог Р. Хилл (1949, 1958) определил его следующим образом. Это состояние в семье, которое возникает как нарушение равновесия между реально су­ществующими или воспринимаемыми требованиями к семье (в виде угрозы, потери) и возможностями семьи справиться с ними (Е. A. Blechman, E. M. Hetherington, 1996; Н. I. McCubbin, С. R. Figley, 1983). Обычно такое состояние вызывается действи­ем стрессоров, или жизненных событий, неблагоприятно влияю­щих на семью и ее судьбу. Стрессоры могут влиять на семью в це­лом или на ее часть (например, на диаду «муж — жена» или

«мать — ребенок»), а также на отдельных членов семьи. Существуют события, которые вызывают к жизни, подталкивают семью кпереме-нам. Это заметные и важные события, такие как рождение и смерть кого-то из членов семьи; они касаются разных сфер семейной жизни, например, эмоционального климата, способов взаимодействия, це­лей и ценностей, границ (психологической дистанции) между члена­ми семьи. При семейном стрессе семья переживает общее напряже­ние и негативные эмоции, определенный (оптимальный) уровень которого может оказывать мобилизующее действие. Известно, что умеренные трудности имеют стимулирующее влияние, заставляя лю­дей «собраться» для преодоления проблемной ситуации.

СЕМЕЙНЫЕ СТРЕССОРЫ,

КРИТЕРИИ ИХ ОЦЕНКИ,

КЛАССИФИКАЦИЯ

К. Олдвин, ученица Р. Лазаруса, в работе «Стресс, копинг и раз­витие» (1994) предлагает классифицировать стрессоры по двум ос­нованиям: сила — слабость стресса и продолжительность действия. Исходя из этих критериев, она выделяет четыре вида стрессоров:

1) травма (катастрофа, несчастный случай) — короткое по про­должительности, но сильное по воздействию явление, собы­тие (война, смерть, неожиданный развод);

2) жизненное событие — более продолжительное и оказываю­щее большое влияние на дальнейшую жизнь и судьбу событие (появление / уход члена семьи, переезд);

3) хронический ролевой стрессор (напряжение) —сюда относят­ся, в первую очередь, конфликты, накапливающиеся и нераз­решимые в ходе выполнения тех или иных социальных ролей («добытчик», сексуальный партнер, жена, теща, зять и т. д.);

4) жизненные трудности, возникающие при ежедневном взаи­модействии личности и среды, или микрострессоры. Это сла­бые стрессовые воздействия, сила которых может возрастать,

накапливаясь, и представлять для семьи большую трудность, чем какое-либо жизненное событие (например, постоянная нехватка денег, плохое жилье).

Разновидностью стрессоров являются семейные трудности — конкретные требования к семье, связанные со стрессовым событи­ем, (например, дополнительные расходы, связанные с рождением ребенка или обучением члена семьи в другом городе). Максималь­ный семейный стресс, с которым семья не справляется, может при­вести к семейному кризису. Это неспособность семьи восстановить стабильное состояние в ситуации постоянного давления тех требо -ваний, которые изменяют семейную структуру и способы взаимо­действия членов семьи (например, развод). Семейный кризис можно определить и как необратимую перемену в жизни семьи, когда прежние, привычные роли членов семьи становятся неадек­ватными, и происходит разрушение (распад) прежних образцов поведения. Семейный стресс не обязательно достигает уровня кри­зиса, если семья использует свои ресурсы, умения и противостоит деструктивным переменам.

Стрессоры воздействуют на все сферы жизнедеятельности семьи, но некоторые из них особенно уязвимы к семейному стрессу. Это сферы супружеских взаимоотношений, в том числе интимно-лич­ностных, на некоторых этапах жизненного цикла семьи (например, раннее супружество или супруги на этапе «пустого гнезда»); роди -тельства — переход к нему, связанный с принятием новой роли (ма -тери или отца первого ребенка), воспитания хронически больного ребенка; здоровья членов семьи (трудности принятия тяжелой болезни и уход за тяжело больным членом семьи). Существуют и другие сферы жизни семьи, требующие изучения с точки зрения их стрессогенности и совладения: одиночество в семье, экономичес­кий стресс (финансовое напряжение), профессиональный стресс (семья и работа: перемена или потеря работы, двойная карьера, когда оба супруга-родителя много работают) И другие.

Можно определенно сказать, что семейный стресс — это важное социальное явление и одновременно социальный стресс, признака­ми которого выступают когнитивная оценка человеком степени уг­розы своему и семейному благополучию и последующие изменения в поведении. Так, например, потеря работы одним из членов семьи, без сомнения, ведет к повышению нагрузки и большей занятости других ее членов, если семья хочет сохранить уровень и качество

IO

жизни. Семейные стрессы также разделяют на нормативные (есте­ственные изменения, связанные с семейной динамикой — последо­вательным прохождением этапов развития семьи) и экстремаль -ные (уровня катастрофы, такие как потеря, неожиданная травма).

Феноменология семейного стресса

Нередко признаками стресса разного уровня выступают одни и те же симптомы разной степени интенсивности. Обычно это уве­личение напряжения, споров, конфликтов, ссор и борьбы друг с другом, учащение употребления алкоголя, наркотиков, медикамен­тов, расстройства сна, головные боли, простуды и психосоматичес­кие расстройства, изменения в эмоциональном климате и взаимо­действии семьи — ревность, измены, подозрительность и недоверие друг к другу, уход от общения, «психологическое отсутствие» и др. Однако, следует отметить, что обычно нормативные стрессы за­канчиваются приобретением чего -то нового (новых ролей, ответ­ственности, автономности, независимости и т. д.) членами семьи и семьей как общностью. Выжившая в катастрофе при экстремаль­ном стрессе семья также может иметь какие-то приобретения (большая эмоциональная стойкость, важные навыки), но «цена» этих приобретений различна при воздействии стрессоров такого разного качества.

Приведем известные исследователям параметры, по которым фиксируются отличия нормативного стресса в семье от стресса уровня катастрофы (Ф. Коуэн и М. Шульц, 1996).

Таблица 1

Различия нормативного и экстремального стресса

Параметры Нормативный стресс Экстремальный стресс
Время для подготовки Какое-то Мало — нет
Предвидение Большое Нет
Прежний опыт Некоторый Нет

II

Окончание табл. 1

Параметры Нормативный стресс Экстремальный стресс
Помощники Много Мало — нет
Чувство контроля Среднее — высокое Низкое — нет
Беспомощность Небольшая — нет Средняя — высокая
Потеря Некоторая Большая
Степень опасности Нет Высокая
Эмоциональные нарушения Некоторые Много
Проблемы со здоровьем Некоторые Много

Существуют три группы признаков семейного стресса.

1. Физические симптомы (они практически одинаковы при лю -бом стрессоре и могут отличаться индивидуальной интенсив­ностью): биохимические реакции, сердечно-сосудистые сим­птомы, болезни «стресса» — такие как язва, астма, гипертония, боли в спине. Однако некоторые современные авторы считают связь стресса с болезнями если не мифичес­кой, то слишком непостоянной, чтобы ее учитывать (Д. Брайт и Ф. Джонс, 2003).

2. Поведенческие проявления (изменения в уровне работоспо -собности человека, конфликты и споры, изменение пищевых привычек, курение, употребление алкоголя, наркотиков, ме­дикаментов).

3. Признаки психического неблагополучия (тревога и депрес­сия, гнев — враждебность, усталость — апатия — скука, бес­сонница и др.).

Дезадаптационные процессы и явления в социальной сфере и сфере здоровья возникают при длительном несовладании человека с семейным стрессом. Среди них: девиантное поведение родителей и детей, в том числе домашнее насилие; подростковая беременность; преждевременный уход детей из школы («бросание школы»); дли -тельные тяжелые депрессии, приводящие к самоубийству.

Чаще всего в фокусе внимания политиков, чиновников, соци­альных работников и даже исследователей оказываются семьи группы риска, в которых уровень переживаемого стресса высок при плохом функционировании механизмов совладающего поведения.

Нормативные ежедневные стрессы, переживаемые нормальной семьей, в целом совладеющей с трудностями своей жизни, игно­рируются. Тем не менее в таких семьях нередко существуют серь­езные медицинские, психологические и социальные трудности, требующие помощи в преодолении. Обстоятельства жизни могут требовать выработки новых копинг-стратегий, отсутствующих в «репертуаре» этих семей. Лонгитюдное исследование Ф. Коуэна (P. F. Cowan, 1991) стрессов и совладания с ними у родителей детей-первенцев в течение первых двух лет после рождения детей показало, что они испытывали гораздо больше конфликтов и были менее удовлетворены браком, чем бездетные супруги. Групповая психотерапия (один раз в неделю) в течение 3 месяцев до и 3 ме­сяцев после рождения ребенка помогла укрепить супружеские от­ношения и гармонизировать атмосферу в семье на сложном этапе триангуляции (появления «третьего» —ребенка). Супруги научи­лись новым копинг-навыкам, отсутствовавшим у них ранее.

Трудные жизненные ситуации проверяют семейную систему на прочность. Существует особое качество семьи, так называемое resilience (H. I. McCubbin, 1987), которое позволяет ей формиро­вать и поддерживать устойчивые паттерны функционирования под влиянием стресса. Термин переводится по-разному: эластичность, способность семьи быстро восстанавливать силы в случае неудачи, травмы или быстро изменяющихся событий после перенесенного стресса или устойчивость к стрессу. Концепция устойчивости (resilience) имеет недавнюю, но богатую историю, связанную слон-гитюдным исследованием стрессоустойчивости детей (Е. Е. Werner, Z. D. Smith, 1982). Очевидно, она займет значимое место в систе­ме наук о семье, так как исследования указали на важность семьи в ее формировании. Не все члены семьи одинаково уязвимы к стрес­су, не все умеют быстро восстанавливать душевные и физические силы, «выздоравливать» после неудачи, травмы, удерживаться на поверхности, сохраняя душевную энергию, жизнерадостность и другие позитивные качества. Некоторые семьи становятся жертва­ми ситуации и изменяются в сторону дисфункционального состоя­ния, никогда не «выздоравливают», не оправляются от стресса (Е. A. Blechman, E. M. Hetherington, 1996).

Совладающее со стрессом поведение в семье

Чтобы взаимодействовать с трудной, кризисной ситуацией, не­обходимы навыки совпадающего поведения — особого социально -го поведения, смысл которого — овладеть, разрешить или смягчить, привыкнуть либо уклониться от требований, предъявляемых кри­зисной ситуацией, а также, возможно, предотвратить, своевременно разгадав ее неразрешимость или опасность. Совладающее с труд­ностями поведение, или копинг, — это сознательное целенаправ­ленное поведение в отличие от поведения защитного. Оно создает семейный фундамент стойкости, высокой жизнеспособности, адап­тивности и по-разному представлено в семье как целом и у членов семьи (Т. Л. Крюкова, 2003; Д. Фонтана, 1995; Н. I. McCubbin, С. R. Figley, 1983). Копинг является стабилизирующим фактором, помогающим семье осуществить психологическое приспособление во время переживаемого стресса. Совладающее поведение — это целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) спосо -бами, адекватными личностным особенностям и ситуации, — через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение на­правлено на активное изменение, преобразование ситуации, под­дающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддается контролю (Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская, 2003. С. 16). При таком понимании совладающее поведение важно для социальной адаптации здоровых людей. Стили и стратегии совла­дания рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями (Д. Брайт, Ф. Джонс, 2003). Другими словами, совладание, или копинг, — это то, как человек выдержи­вает, терпит, привыкает, избегает и / или разрешает стрессовую, то есть напряженную ситуацию.

Исследователи установили, что адаптивные возможности копинг-поведения увеличиваются под действием более сильных стрессоров. Это означает, что чем сильнее стрессор, тем более явно выражено совладающее поведение у хорошо адаптирующихся людей и семей. Российские семьи имеют, в основном, средний уровень совладания.

Однако в некоторых случаях выраженность копинга существенно увеличивается: у людей, переживших неожиданный развод; у муж­чин-мужей, возвратившихся после участия в боевых действиях к мирной, в том числе семейной жизни (см., например, главу IV).

Итак, понятно, что семьи могут по-разному реагировать на стресс. Способы (стратегии и стили) функционального, или продуктивного, копинга семьи в стрессовой ситуации обычно включают:

1) поиск информации, понимание стрессовой ситуации, собы­тия;

2) поиск социальной поддержки от близкого окружения, род­ственников, друзей, соседей, других людей, находящихся в по­добных ситуациях, и профессионалов;

3) гибкость семейных ролей;

4) оптимизм, веру в лучшее;

5) улучшающееся общение семьи, налаженную коммуникацию;

6) включенность всех членов семьи в разрешение проблемы, трудности и др.

Эффективность совладающего

со стрессом поведения:

кратковременные и долговременные

последствия

Продуктивный копинг обычно имеет позитивные последствия для семейного функционирования: разрешение проблемы, трудной ситу­ации, снижение уровня напряжения, тревоги, дискомфорта, душев­ный подъем и радость преодоления. Если ситуация не может быть раз -решена прямо и в короткий срок, возникают новая оценка ситуации и новая оценка себя в ситуации, в основе которых лежит изменение от­ношения членов семьи к проблеме, позитивное истолкование проис­ходящего («могло бы быть и хуже», «это урок всем нам, впредь будем умнее»). Важно отметить, что при этом не снижается мотивация

достижения, сохраняются реалистичный подход к оценке события и способность семьи мобилизовать силы.

Непродуктивный копинг связан с преобладанием эмоциональ -ных реакций на ситуацию, своеобразным «застреванием» на них и проявляется в виде погружения в переживания, самообвинении, обвинении друг друга, вовлечении одним членом семьи других в свое непродуктивное состояние. Так иногда некоторые члены семьи непрестанно жалуются, сожалеют, обижаются на «несправедли­вость» жизни по отношению к ним, вместо того, чтобы действовать. Избегание как стиль совладания также может быть непродуктив­ным. Оно проявляется в виде ухода от проблемы, попыток не думать о ее решении вообще, желании забыться во сне, «растворить» свои невзгоды в алкоголе или компенсировать отрицательные эмоции едой, спрятаться за спиной компетентных людей, гарантирующих социальную поддержку и решение проблемы вместо самой семьи. Нередко это поведение характеризуется наивной, инфантильной оценкой происходящего.

Эффективность копинга проявляется в продолжительности по -зитивных последствий. Они могут быть либо кратковременными: обычно их измеряют по психофизиологическим и аффективным показателям, по тому, насколько быстро люди возвращаются куров -ню дострессовой активности; либо долговременными, оказываю­щими влияние на психологическое благополучие семьи, улучшение ее социального функционирования (обычно их трудно учесть).

Вопрос об эффективности любого копинг-стиля является откры­тым. Дело в том, что те способы поведения, которые помогают в одних ситуациях, могут не работать в других. Например, известно, что восстановление эмоционального баланса при помощи пассив­ных стратегий (не через решение проблемы) используется более интенсивно, если источник стресса неясен, и у человека нет знаний, умений или реальных возможностей уменьшить его (Л. И. Перлин, Л. Шулер, 1978). Использование проблемно - ориентированного копинга в совершенно неподдающейся контролю ситуации также оказывается малопродуктивным, истощает ресурсы (см., например, главу 2).

Совладание со стрессом в семьях разного типа

Уровень и качество преодоления жизненных трудностей зави­сят от того, насколько успешно функционирует семья, то есть от того, как она выполняет свои главные функции (О. А. Карабанова, 2004). Функции семьи — это деятельность семьи, направленная на удовлетворение потребностей ее членов и общества в целом. Нор­мально функционирующая семья — это семья, которая обеспечи­вает необходимый минимум благосостояния, социальной защиты и развития ее членов (В. Н. Дружинин, 1998). Дисфункциональ­ная семья — та, в которой выполнение функций оказывается нару­шенным, вследствие чего возникают предпосылки для проявлений горизонтальных и вертикальных стрессоров. Рассмотрим совладе­ющее со стрессом поведение в семьях с нормальным и нарушенным функционированием (Н. I. McCubbin, С. R. Figley, 1983. С. 227).

Таблица 2

Совпадающее поведение в семьях с нормальным и нарушенным функционированием

Семейные параметры Функциональная семья Дисфункциональная семья
Идентификация стрессора Четкое, принятие Нечеткое, отрицание
Локус проблемы Это общее дело Это дело одного человека
Подход к проблеме Решение Обвинение других
Терпимость друг к другу Высокая Низкая
Участие и забота Прямые, явные Непрямые, неявные
Общение Открытость Уход в себя, закрытость
Сплоченность Высокая Низкая
Семейные роли Гибкие Жесткие
Использование ресурсов Полное Неполное
Насилие Нет Есть
Употребление алкоголя, наркотиков Редко Часто
Наличие лидера Один лидер либо равенство Отсутствие лидера, «паралич решений»

Совладающее и защитное поведение семьи при стрессе

Далеко не всегда испытывающая стресс семья прибегает к ко -пинг-поведению, предпочитая поведение защитное. Под психо­логической защитой понимают подсознательную систему мо­делей поведения, сформированную на основе жизненного опыта человека и ограждающую его от отрицательных эмоций страха, тревоги, возникающих на основе травмирующей информации из внешнего мира либо вследствие потенциально стрессогенных об­стоятельств. Известные психотерапевты А. Я. Варга, А. И. За­харов, А. С. Спиваковская, Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис описывают условия, при которых семья в трудных жизненных си­туациях склонна использовать, скорее, механизмы психологичес­кой защиты, чем сознательного совладания. Это наличие сильно мифологизированной семейной истории, плохо осознаваемые хронические конфликты, эмоциональная зависимость, непрояс­ненные границы и пр. Зачастую семья обладает в основном дис­функциональными стабилизаторами равновесия семейной сис­темы. По мнению А. Я. Варги, ими могут стать дети, болезни, нарушения поведения (например, цикличность супружеских из­мен и физического насилия). В некоторых семьях родители не ссорятся только тогда, когда ребенок болеет. Приступ астмы мо­жет возникать у ребенка, бессознательно усвоившего эту зако­номерность, при малейших признаках ссоры. Если он долгое вре­мя является стабилизатором семейной системы, отделение от родителей в подростковом возрасте происходит очень трудно и болезненно (А. Я. Варга, 2001).

Факторы устойчивости семьи к стрессу

Существуют общезначимые факторы, стабилизирующие семей­ную систему и уменьшающие уязвимость семьи к стрессу. По дан­ным зарубежных и отечественных авторов (Д. Брайт, Ф. Джонс, 2003; Д. Майерс, 1996; А. С. Спиваковская, 1999; Э. Г. Эйдемил-лер, В. Юстицкис, 1999), к ним относятся: социальный и профес­сиональный статус, решение проблемы путем совладения, взаим­ная поддержка в семье и поддержка тех людей, с которыми связаны какой-либо деятельностью (супружеские пары без детей). В семь­ях с детьми-дошкольниками и школьниками важны религиозность (вера), поддержка окружения и приспособление к более широкой социальной группе, частью которой они себя ощущают. Семьи с подростками используют иные факторы: статус и доход, взаимная поддержка семьи и супруга (супруги), внутренняя сплоченность семьи, поддержка более широкой социальной группы. И наконец, семьи на стадии «пустого гнезда» подчеркивают защитную ценность совладающих навыков, внутренней сплоченности семьи и поддер­жки окружения, с которым их связывает какая-либо деятельность (Н. I. McCubbin, R. D. Thompson, 1989).

По нашим данным, факторами устойчивости семьи к стрес -су являются: общие задачи по воспитанию детей, наличие работы, удовлетворенность членов семьи своей деятельностью, совместные интересы и дела, разделение ценностей, в том числе духовных, любовь и верность друг другу, ответственность за семью, сексуаль­ная гармония. Кроме того, большое значение имеют: умение чле­нов семьи решать проблемы; налаженное общение; удовлетворен­ность взаимоотношениями и ролевой структурой в семье (наличие лидера лучше, чем ролевое равновесие в нашей культуре); социальная поддержка (чаще всего идущая «сверху вниз», в основном, от роди­телей к детям); хорошее здоровье; опора на себя и близких родствен -ников (Н. О. Белорукова, 2003; Е. В. Кобзева, 2001; Т. Л. Крюко­ва, 2003).

В одном из исследований изучались семьи в ситуации совлада -ния с трудными жизненными событиями. Оказалось, что для семьи не важно, являются ли они реально трудными, или только вос-

принимаются как трудные. В любом случае, они выступают как стрессоры и влияют на адаптивность функционирования каждого человека и семьи в целом. К нормативным стрессорам, или обыч­ным ежедневным трудностям, исследуемые семьи отнесли трудно­сти в следующих сферах (по значимости и частоте упоминания): материальное обеспечение; здоровье, воспитание детей; переездили смена жилья; межличностные отношения.

Успешность совладания семьи с трудностями связана со степе­нью удовлетворенности отношениями в семье и согласованности ценностных ориентации супругов. Это проверялось в исследовании 50 семей (в возрасте от 22 до 39 лет, со стажем семейной жизни от 3-х до 17-ти лет). Все они оценили свои межличностные отноше­ния как в той или иной степени благоприятные при выраженной удовлетворенности браком. Измерение копинга проводилось при помощи опросника «Копинг-поведение в стрессовой ситуации» (Н. ЭндлериД. Паркер, 1990; адаптация Т. Л. Крюковой, 2001). Зафиксировано значительное преобладание проблемно -ориенти -рованного копинга по сравнению с эмоционально-ориентирован -ным и копингом избегания во всех сферах осознаваемых семьей трудностей. Оказалось, что чем выше удовлетворенность взаимо­отношениями в семье, тем больше выражен активный или ориен­тированный на решение проблем копинг. Однако у супругов со зна­чительным сходством ценностных ориентации была установлена лишь тенденция к выбору сходных копинг-стратегий проблемно-ориентированной направленности. С возрастом супругов и стажем семейной жизни увеличивается выраженность эмоционально - ори -ентированного копинга, а супруги в возрасте до 30 лет существенно чаще совладают с трудностями при помощи избегания (социаль­ного отвлечения, в частности). Интересным показался тот факт, что в семьях испытуемых выделились две яркие группы — это мужья, либо чрезвычайно успешно совладающие с трудностями, либо во­все не справляющиеся со стрессом. В то же самое время их жены совладают с жизненными трудностями во всех без исключения сфе­рах на среднем уровне. Таким образом, половые и тендерные раз­личия влияют на эффективность совладания и социально-психо­логической адаптации.

Как видим, довольно нелегко обобщить влияние всех возмож­ных факторов риска, уязвимости к стрессу и совладания с ним, вы­яснить, как они способствуют или препятствуют хорошей адаптации и благополучию семьи.

В заключение назовем некоторые демографические, социальные и социально - психологические общероссийские тенденции, неодноз -начно влияющие на успешность / неуспешность совладающего со стрессом поведения семьи:

• уменьшение числа детей, особенно у горожан;

• длительная и сильная связь с родительской семьей, усиление за­висимости родителей от детей в позднем возрасте в связи с не­достаточно развитыми социальными программами в обществе;

• полная занятость обоих родителей, высокая занятость жен­щин - матерей (работающая мать проводит с ребенком в сред -нем 1 час 24 минуты в сутки);

• изменение приоритетов семьи и работы: в социалистическом обществе предполагалось, что главное происходит не в семье (приоритет работы), теперь значение семьи возрастает;

• семейное двоевластие: проблемы с лидерством в семье (фор­мальное лидерство мужа и неформальное жены);

• распространение «сознательного» родительства в молодых семьях;

• более сильная включенность молодых отцов в жизнедеятель­ность семьи;

• возрождение интереса к семейной истории, семейному дере­ву не просто как генеалогическое хобби, а как потребность в восстановлении семейной культуры, традиций, как обраще­ние к ресурсу.

Сегодня здоровая часть семей в нашей стране не ждет «милости» ни от природы, ни от государства, но активно ищет сама разреше­ния своих проблем, связанных с жильем, здоровьем, образованием детей и т. д. Семья — живой организм, который постоянно «рабо­тает» в меняющемся мире и нестабильном обществе переходного периода, приспосабливаясь к изменениям, изменяя обстоятельства своей жизни. Она сама определяет свою судьбу и выбирает путь (Остаться или эмигрировать? Работать по найму или создать свой бизнес? Обучать детей в государственной или частной школе?).

Конечно, иногда запаса прочности и гибкости не хватает. Одна­ко специалисты по проблемам семьи во всем мире говорят, что в течение XX в. этот социальный институт пережил столько потрясе­ний и кризисов (и сколько в одной только России!), что остается удивляться невероятной жизнестойкости семьи. И не только удив­ляться, но и наблюдать, исследовать, чтобы помогать семье XXI в.

ЗАРУБЕЖНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

О ЖИЗНЕННЫХ СОБЫТИЯХ

КАК ИСТОЧНИКАХ СЕМЕЙНОГО СТРЕССА

И СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СУПРУГОВ

Супружеская любовь, которая проходит

через тысячу случайностей, — самое прекрасное

чудо, хотя и самое обыденное.

Ф. Мориак

В западной психологической науке разработка данной темы осу­ществляется уже давно, накоплен богатый теоретический и эмпи­рический материал, по результатам проведенных исследований вне­дряются программы психологической и психотерапевтической помощи семье, супружеским парам, родителям и детям.

Зарубежные авторы подчеркивают, что стресс играет все более важную роль в современном обществе, при этом семья остается для него открытой и уязвимой в большей степени, чем общество в це­лом. Семья находится в сложном комплексе различных влияний как внесемейных (политические реформы, спады в экономике, соци­альные трансформации в обществе), так и внутрисемейных (появ­ление/уход одного из членов семьи, принятие родительской роли, уход детей из родительской семьи), и в своем развитии на фоне этих влияний постоянно формируется и изменяется.

Так, частые высокие стрессовые нагрузки в профессиональной деятельности накладываются на трудности повседневной жизни, существующие в кругу семьи и ближайшем окружении. Тесное вза­имодействие стресса в разных сферах стирает границы между част­ным и общественным жизненным пространством, вследствие чего выявление уровня стресса бывает затруднительно, так как проис­ходят множественные взаимопереплетения и взаимовлияния фак­торов стресса. При этом внешние нормативные и ненормативные стрессоры и ежедневные неприятности находятся во взаимной со­гласованности с внутренними стрессорами (конфликты личности, дефицит компетентности) каждого отдельного члена семьи.

В 1990-е гг. теоретические и эмпирические разработки семейного стресса в зарубежной психологической науке были представлены

такими учеными, как Г. Боденманн (1997), П. Босс (1987), П. Вацлавик, Р. ВиклендиМ. Фиш (1977), С. Р. Картер (1988), М. Перре (1998). Их исследования направлены на выявление наи­более значимых для семейной жизнедеятельности стрессов и поиск объяснения того, как семье удается преодолевать напряжение кри­тических жизненных ситуаций и кризисов.

Стресс в последние десятилетия понимался по-разному — и как общий адаптационный синдром (Г. Селье, 1936), и как причина психических и физических болезней (Е. Л. Филипп, 1990; С. Хоб-фолл, 1989; Т. Холмс и P. Pare, 1967). Наиболее признанным большинством авторов считается следующее определение стресса. Стресс — это связь между индивидом, его внутренним миром и ок­ружающей внешней средой, причем воздействие среды превышает его собственные силы и возможности. При этом появляется угроза здоровью человека, социальному приспособлению и уровню рабо­тоспособности. Стресс представляет собой дисбаланс между вне­шними и внутренними требованиями к личности и ее возможнос­тями реагирования на них, причем этот дисбаланс не обязательно существует объективно, он может переживаться субъективно, то есть ситуация воспринимается человеком как критическая.

Формы семейных стрессов разделяют на две группы:

1) макрострессы в семейном развитии как критические жизнен -ные события (например, Е. Л. Филипп, 1990);

2) микрострессы, которые охватывают повседневные требова­ния и ежедневные неприятности (например, Е. Дюваль, 1981).

Г. Боденманн подчеркивает, что стресс, с которым сталкива­ется семья, может быть следствием:

1) объективных физических неблагоприятных условий (на­пример, высокий уровень шума и загрязнения атмосферы в городах, плотность застройки, тесное жилье, отсутствие дет­ских игровых площадок, опасность уличного движения для детей, подростковая преступность);

2) инфраструктурных условий (например, низкое качество услуг, предоставляемых семье, высокая стоимость содержа­ния детей, неудовлетворительная семейная политика в обще­стве);

3) конфронтации с ежедневными неприятностями (напри­мер, неприятные соседи, повседневные неприятности);

4) критических жизненных событий (например, переезд, на­чало обучения детей в школе, выход матери на работу);

5) проявления этапа развития семейного цикла (начало обу­чения детей, их пубертатный период, выбор профессии и

► т.д.).

Теоретическую концепцию стресса развивает также СР. Кар­тер, который различает вертикальные, распространенные на по­коления, стрессоры и горизонтальные стрессоры, которые, в свою очередь, могут быть нормативными (так называемые «задачи раз­вития») и внешними (так называемые «критические жизненные события»).

Горизонтальные стрессоры состоят из изменений в жизненном цикле, нормативных / ненормативных стрессоров (таких как нео -жиданная смерть, хроническая болезнь или авария, факты семей­ной биографии). Вертикальные стрессоры имеют в своем основа­нии семейные и межпоколенные стереотипы взаимоотношений, семейные мифы, семейные тайны и семейные завещания (посла­ния, наказы), которые относятся как к нуклеарной, так и к расши­ренной семье (с бабушками и дедушками, братьями и сестрами).

В конце 1940-х гг. группа зарубежных ученых выдвинула мо­дель семейного стресса, обусловленного этапами семейного разви­тия. Они выдвинули предположения о том, что:

• различные этапы в семейном цикле (например, супружество без детей, семья с маленькими детьми, семья с детьми дош­кольного возраста, семья с детьми школьного возраста, семья с детьми-подростками, семья в процессе отделения, в сере­дине жизни, в старости) характеризуются различными осо­бенностями внутрисемейной жизнедеятельности;

• здоровое развитие семьи и ее членов требует успешного пре -одоления последовательных задач развития (Е. М. Duvall, 1948).

При этом каждый этап характеризуется типичными ожидания­ми, нормами, специфическими ролями, а также обязательной структурой власти, структурой аффектов, структурой коммуника­ции (К. Роджерс, 1973), парными и общесемейными системами взаимодействия (развитие интимности и сексуальности, развитие детско-родительских отношений) и их распространением на ши­рокий спектр событий (например, рождение ребенка, уход из ро­дительского дома) (С. В. Уайт, 1991).

Эта модель рассматривает системные изменения семьи на оп­ределенных этапах и связывает наличие обязательных адаптацион­ных способностей семьи с этапами семейного развития (П. Вацла-вик, Р. Викленд, М. Фиш, 1974). Авторы исходят из того, что переход на новый этап семейного цикла приводит к более или менее глубоким изменениям семейных коммуникативных и ролевых сте­реотипов и требует приспособления и адаптации.

В подходе М. Перре (1997) представлено понимание семейно­го стресса как центрального фактора в дисфункциональном семей­ном развитии. Считается, что стресс во многих случаях может являться причиной девиантного поведения в семье (например, при -менение насилия), формирования и развития внутренних и вне­шних отклонений как у детей, так и у родителей, а также может при­вести нуклеарную семью на грань распада.

Особое положение в зарубежной психологической науке по дан­ной проблематике занимает изучение стресса и копинга в сфере суп - ружеских отношений.

Стрессы и трудности, переживаемые супругами, различаются по источнику их возникновения, по последствиям, по специфике их переживания и совладения с ними.

Выделяют несколько источников возникновения семейного стресса внутри супружеских отношений. К ним относятся профес­сиональные нагрузки, финансовые трудности, низкое качество суп­ружеских отношений, нарушения коммуникации и высокая частота конфликтов, неустойчивость семейных ролей, нагрузки, связанные с детьми.

Профессиональные нагрузки характеризуются большим объе­мом работы и сверхурочными работами. Они сокращают время и возможности быть в семье и интересоваться положением дел у чле­нов семьи, признавать их значение.

Исследования, проведенные в Германии, показали, что 87% выборки из 600 супружеских пар указали стресс на работе как ежед­невный источник нагрузки, который 37% мужчин и 29% женщин описывают как сильно обременяющий. Причем данное исследова­ние подтверждает, что по рабочим дням конфликтов у супругов наблюдается больше, чем в выходные дни (Г. Боденманн, 2000).

Если работают и муж, и жена, то ситуация может еще больше обостряться. Как сообщает Р. Раппопорт (1969), два супруга-«до­бытчика» часто отмечают ролевую перегрузку, а вынужденное

жесткое планирование времени (регулирование распорядка дня, организация семейных и профессиональных обязанностей, распре­деление времени для работы, домашнего хозяйства, детей, супру­жества) является важным источником стресса. При этом отмеча­ется различие между распределением реального времени и «эмоционального» времени (то есть времени, которое пара имеет для совместного и интимного общения и взаимодействия). Про­фессиональный стресс приводит к значительным ограничениям ре­ального времени, и особенно сильно он влияет на «эмоциональное» время. При стрессе оно изменяется не только количественно, но и качественно.

Следующим источником стресса часто выступают финансовые затруднения, которым современная семья подвержена особенно сильно.

Исследование Р. Бюхер и М. Перре (2000) показало, что треть из 552 опрошенных семей указали от «часто» до «очень часто», что финансовые проблемы в прошлом году стали для них стрессом. В целом, финансовый стресс стоит на четвертом месте по степени трудности для супругов (57,5% опрошенных указали среднюю и сильную степень его воздействия).

Кроме того, финансовые затруднения часто связаны с качеством жилья (люди вынуждены жить в более дешевых, маленьких или менее привлекательно расположенных квартирах), количеством свободного времени (недостаточное или ограниченное количество свободного времени или отказ от желаемого количества свободного времени), а также с недостаточной культурной, социальной и ин­теллектуальной активностью членов семьи (сокращение или отмена посещений образовательных учреждений и курсов, культурных ме­роприятий).

Весьма острым является также такой источник семейного стрес­са, как низкое качество супружеских отношений вместе с нару­шениями общения и высокой частотой конфликтов.

Так, 60% из 600 опрошенных пар указывают стресс, связанный с супружескими отношениями, который 11% мужчин и 14% жен­щин обозначили как сильный. Стресс, связанный с воспитанием детей (непослушание и т. д.), 34% женщин и 48% мужчин описы­вают как средний, 14% женщин и 11% мужчин — как сильный. Сильные эмоциональные нагрузки в связи с общением с прароди­тельскими семьями указывают 12% женщин и 5% мужчин.

Стресс в супружеских отношениях может быть связан также с неудовлетворительным распределением функций в домашнем хозяйстве (указали 71,4% супружеских пар), различием в потреб­ностях мужа и жены в совместной жизни (84,3%) и различными целями мужа и жены (64,7%). Сексуальные проблемы у 5 5,6% пар вызывают стресс; различие в ценностях и мировоззрении около 54,8% пар оценивают как источник стресса, споры / конфликты с супругом создают напряжение у 52% пар (Г. Боденманн, 2000; Р. С.Кесслер, 1998).

Еще одна область актуальных эмоциональных нагрузок супру­гов представлена сегодняшней неустойчивостью семейных ролей. Действительные в прошлых столетиях ролевые стереотипы для жен -щин-жен и мужчин-мужей уступили место современным ролевым представлениям и привели к изменениям, часть которых еще не зак­реплена в действительном поведении и требует наполнения ролей определенным смыслом и требованиями. В современном нам обществе встречаются семьи, где женщина-мать выполняет функ­цию «добытчика, кормильца» семьи или же просто стремится к достижению карьеры, тогда как мужчина занимается домашними делами, воспитанием детей, общением с родственниками. Бывает, что оба супруга-родителя заняты построением карьеры и зараба­тыванием денег, а большая часть семейных забот ложится на пра­родителей (бабушек и дедушек).

Существенным источником стрессов для супругов-родителей выступают нагрузки, связанные с детьми. По данным зарубеж­ных исследователей, ведущую роль среди факторов стресса в семье для большинства родителей играют дети (Р. Левис, А. Хендерсон, 1989).

То, что дети приводят к трудностям и нагрузкам в супружеских отношениях, давно известно и особенно очевидно в исследованиях перехода супругов к родительству. Одно из исследований (1982) показывает, что переход к родительству в большинстве случаев свя -зан со стрессогенным снижением удовлетворенности супружеством. Результаты исследования 600 супружеских пар свидетельствуют, что больше половины опрошенных указывали на стресс, связанный с детьми: 76% матерей и 62% отцов описали его как сильный. При­чем оказалось, что наиболее часто супруги-родители переживают стресс, связанный со школьными проблемами детей и проблемами их поведения.

Стресс, связанный с детьми, сопровождается:

1) большой ограниченностью собственной свободы действий (сокращается время для себя или партнера);

2) большими материальными затратами и эмоциональными «вложениями»;

3) заботами о состоянии здоровья и благоприятном развитии детей;

4) необходимыми воспитательными ситуациями и отказом от эгоистических чувств.

Подчеркивается, что этот перечень далеко не исчерпывает весь спектр возможных причин возникновения стрессов и трудностей в семье и в супружеских отношениях, в частности. Он служит лишь показателем основных, наиболее остро переживаемых ситуаций в сфере супружеских отношений.

Зарубежными исследователями отмечается, что в ситуации пе­реживания стресса потенциальная эмоциональная нагрузка каж­дого супруга возрастает. При этом супруги нередко концентриру­ются на собственных потребностях, не понимая и игнорируя потребности другого супруга и детей по причине обусловленного стрессом эгоцентризма восприятия и намерения контролировать и экономно распределять ставшие скудными при стрессе ресурсы. Вместе с тем происходит уменьшение позитивных подкреплений для партнеров (например, внимание и интерес к партнеру, его значи­мость, подарки, совместная деятельность, проявления нежности, сексуальные встречи), или же эти подкрепления становятся менее заметными.

Все это выражается в сильном раздражении, повышенной кон­фликтности (как в отношениях с партнером, так и в отношениях с детьми) и в тенденции ухода или уклонения от семейного общения.

Партнеры, испытывающие стресс, обладают пониженной толе­рантностью к внешним условиям (например, детский шум, быто­вые обязанности, потребности других членов семьи, социальные требования) и реагируют на них чаще неадекватно, с упреками, с тенденцией оборонительного поведения, обесценивания супруга или детей, с враждебным юмором и сарказмом.

При этом возрастает тенденция избегания — ухода в поведении супругов. Партнеры, испытывающие стресс, стремятся к большему покою и замыкаются в себе, стремятся к избеганию проблем и конф -ликтов и начинают бояться дальнейших семейных задач и требований.

Такое поведение провоцирует другого партнера «взваливать» на себя большую часть семейных нагрузок.

Взаимодействие с детьми (например, совместные игры, вы­полнение школьных заданий и т. д.) ограничивается и становит­ся минимальным, поскольку шум, непоседливость и требование к себе внимания детьми оцениваются как все более и более непе­реносимые.

Все эти процессы подтачивают отношения, снижают семейную сплоченность и адаптационные способности семьи. При этом уси­ливаются нагрузки, связанные с детьми, напряжение и конфликты с партнером (вследствие чего снижается удовлетворенность супру­жескими отношениями), могут возрасти враждебность и агрессия по отношению к партнеру и детям. В дополнение к этому может возникнуть также конфликт с самим собой.

Тем не менее, несмотря на патогенность описанных последствий переживания стрессов в семейной жизни, в большинстве случаев масштаб негативных последствий зависит от семейных ресурсов, умения решать проблемы и справляться со стрессами, то есть от адекватного совладающего поведения супругов (Г. Боденманн, 2000).

В психологии совладания большое внимание уделяется изуче­нию совладающего поведения внутри супружеских отношений, которое понимают не только как способ преодоления стрессов и трудностей, но и как важнейший ресурс стабильности и жизнестой­кости семейной системы.

Указывается на значение партнера как важнейшего копинг-ресурса во время трудной ситуации. Аргументируется это тем, что супружеские отношения — это единственные социальные отноше­ния, которые отличаются высокой степенью эмоциональной бли­зости, ответственности, доступности и человеческой интимности и предлагают эффективную поддержку.

В 1990-хгг. С. КоэниТ. Смит (1994) предложили новый тер­мин — центрированный на отношениях копинг в дополнение к проблемно - ориентированному и эмоционально - ориентированно -му копингу (Р. Лазарус, 1984).

Согласно их определению, центрированный на отношениях ко­пинг имеет две стратегии: активную поддержку и оказание защиты. Стратегия активной поддержки предполагает такие действия суп­руга, которые направлены на то, чтобы стимулировать партнера для

обсуждения проблемы, выяснения его чувств и выработки совмес­тного конструктивного разрешения трудной ситуации. Посредством стратегии оказания защиты партнер эмоционально «разгружает» другого, например, тем, что не обсуждает беспокоящую тему, про­являет заботу, сдерживает негативные чувства и уступает партне­ру, чтобы избежать размолвки. Но нужно отметить, что этот тео­ретически весьма интересный тезис до сих пор не был подтвержден эмпирическими исследованиями.

А. ДеЛонгис и Д. Б. О'Брайн (1990) продолжают разработку центрированного на отношениях копинга и говорят о том, что адек­ватное совладание со стрессом и напряжением может базироваться не только на решении проблемы и контроле эмоций. Они считают, что центральное значение должна иметь регуляция социальных отношений, так как здоровье и самооценка человека в значитель­ной степени определяются через социальное взаимодействие (со­циальную поддержку, расположение, симпатию и т. д.). При этом авторы фокусируют свое внимание на эмпатическом копите, понимая под ним «способность и, соответственно, попытку понять в стрессовой ситуации аффективный мир другого человека и это аффективное понимание разделить». В качестве форм выражения эмпатического копинга они называют демонстрацию симпатии, доброжелательность, понимающее выражение лица и теплую ин­тонацию.

Интересную концепцию диадического совладания со стрессом предложили Д. Терри (1989) и Т. Ревенсон (1994). Эти авторы исходят из идеи о соответствии двух моделей копинга у партнеров («кошшг-конгруэнтность»). Согласованность двух индивидуаль­ных моделей совладания (конгруэнтность в применении копинг-стратегий) принимается как зависимая переменная уровня само­чувствия и уровня функциональности копинга. При этом высокое соответствие индивидуального эмоционально-ориентированного копинга обоих супругов представляется благоприятным, в то время как использование супругами проблемно-ориентированного ко­пинга может быть различным, но не наносящим вреда качеству суп -ружеских отношений и самочувствию обоих партнеров.

В дальнейшем было предложено понимание диадического копинга как совокупности стратегий, состоящей из индивидуаль­ных действий и поступков обоих совладающих супругов (Г. Пакен-хэм, 1998).

Отличной от ранее представленных теорий является концепция диадического стресса и диадического копинга Г. Боденманна (1998). Базируясь на теоретических тезисах французских авторов, которые обнаружили высокие корреляции между переживанием стресса партнерами в браке и установили, что супружеская пара реагирует на стресс как единая система, Г. Боденманн понимает стресс и копинг в рамках супружеских отношений как системное событие.

Диадический стресс определяется им как требования к одному или обоим партнерам, вносящие дестабилизацию в общую систе­му. При этом причина стресса может лежать внутри или вне суп­ружеской пары. Прямой диадический стресс касается обоих суп­ругов в одинаковой степени (например, предстоящее рождение ребенка, переезд и т. д.), косвенный диадический стресс представ­ляется в форме напряжения, возникающего на основе недостаточ­ного или неэффективного индивидуального копинга одного из суп -ругов.

Под диадическим копингом понимается также форма преодо -ления напряжения, которая:

1) учитывает сигналы о стрессе от одного партнера и ответную реакцию (вербальную и невербальную) другого партнера на эти стрессовые проявления;

2) предполагает разделение задач и деятельности с партнером (делегированный диадический копинг);

3) включает совместный и согласованный подход супругов к на­пряженной ситуации (совместный диадический копинг).

Под совместным диадическим копингом понимаются такие по -пытки преодоления напряжения, когда происходит активное со­трудничество и согласование копинг-стратегий супружеской пары. Это могут быть: совместные обсуждения для принятия решений, равномерное распределение между партнерами деятельности, со­вместный поиск информации, деловая поддержка в трудной дея­тельности, понимание, совет, утешительные слова, помощь в при­нятии ситуации, взаимная солидарность, совместные упражнения для расслабления, помощь в успокоении, вера в партнера и т. д.). При этом диадический копинг предполагает деловую и эмоциональ -но-ориентированную поддержку одним партнером другого. Так­же супруг готов взять на себя в стрессовой ситуации определенную часть нагрузки другого супруга.

З1

Функциями диадического копинга в супружеских отношениях являются:

1) стрессо-ориентированные аспекты (сокращение напряжения через действительное решение проблемы, эмоциональная и социальная регуляция);

2) ориентированные на супружеские отношения аспекты (по­строение и укрепление чувства «мы», укрепление доверия партнеров друг к другу, осознание супружеских отношений как помогающих, поддерживающих и ценных и т. д.) (Г. Бо-денманн, 2000).

Соответственно, благоприятный эффект диадического копинга, согласно данным зарубежных ученых, сокращает стресс, способ­ствует возникновению лучшего психологического и физического са­мочувствия супругов, высокой удовлетворенности жизнью, лучшей социальной адаптации и стабильности отношений. Центрирован­ный на отношениях, или диадический, копинг оценивается всеми авторами как ресурсный, наиболее продуктивный тип совладания с трудностями в семье, обеспечивающий не только успешное преодо -ление стрессовых ситуаций, но и восприятие собственных супружес­ких отношений как ценных, близких, поддерживающих.

Такие данные зарубежных ученых и исследователей в области семейных отношений представляют интерес, показывают возмож­ности и перспективы дальнейшего изучения семейного стресса и совладания, позволяют проанализировать и соотнести накоплен­ный опыт зарубежных авторов с отечественными разработками. Это важно, поскольку за рубежом данная проблематика и теоретиче­ски, и эмпирически в настоящее время разработана гораздо лучше, чем в России, и западные исследования включают в себя большое количество направлений и аспектов изучения.

СЕМЕЙНЫЕ ТРУДНОСТИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СЕМЬИ

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

А. Н. Толстой

Трудности могут возникать в любой из сфер семейной жизни — в сфере супружеских отношений, детско-родительских, сиблинго-вых отношений, в сфере взаимодействия семьи с социумом, в хо­зяйственно - бытовой сфере, в интимно - сексуальной и репродуктив -ной сфере и т. д.

Трудности и стрессы, переживаемые семьей, проверяют семей­ную систему на прочность, жизнестойкость и способность восста­навливать силы после перенесенного напряжения. Но, накаплива­ясь и перекрывая друг друга, семейные трудности могут деструктивно влиять на внутрисемейный климат, приводить семью к ситуации риска для ее благополучия и здоровья.

Семейные трудности рассматриваются как определенные си­туации или события в жизни семьи, значимые для ее членов, угро­жающие потерей или уничтожением какой-либо ценности, созда­ющие неблагоприятный и приводящий к уязвимости фон семейных отношений. Семейный стресс — это переживание общего напря­жения и негативных чувств разными членами семьи в ответ на тре­бования социальной среды (ситуации), превышающие возможно­сти членов семьи и создающие угрозу утраты семейных ценностей.

Существует особая группа стрессов и трудностей семейной жиз -ни, обусловленных семейной цикличностью, — это стрессы и труд­ности, возникающие в обычных условиях в каждой семье, связан­ные с развитием и прохождением семьей основных этапов жизненного цикла.

Понятие «жизненный цикл семьи» ввели в 1948 г. Е. Дюваль и Р. Хилл. Авторы рассматривали жизненный цикл семьи как перио­дические изменения, происходящие в семье в зависимости от стажа брака.

В настоящее время существует немало вариантов деления жиз­ненного цикла семьи на этапы и периоды. Анализ зарубежных и отечественных источников показал, что в качестве основных при-

знаков разграничения этапов жизненного цикла семьи называются: факт наличия или отсутствия детей в семье и их возраст (Е. Дюваль, 1948); изменение места детей в семейной структуре (Р. Нойберг, 1972); задачи, соответствующие данному периоду (Э. К. Василье­ва, 1975); типичные проблемы развития семьи (А. В. Черников, 2000); развитие отношений супругов (Э. Г. Эйдемиллер, В. Юс-тицкис, 1999); кризисы семейной жизни (М. Джеймс, 1989); лич­ностный рост каждого члена семейного коллектива (В. Сатир, 1992).

При переходе с одного этапа семейного развития на другой из -менениям подвергаются структура семьи, семейные ресурсы и воз­можности, качество семейных отношений, диапазон ответственно­сти, обязанностей, активности членов семьи в соответствии с функциями и задачами, выполняемыми семьей на каждом из эта­пов жизненного цикла. Происходящие изменения затрагивают всю внутреннюю жизнедеятельность семейной системы, требуют моби­лизации внутренних ресурсов, отражаются на внутрисемейном кли -мате, на эмоциональном, психологическом самочувствии членов семьи, атмосфере взаимоотношений, нередко оцениваются и пере­живаются членами семьи как трудные, стрессовые.

В психологии такие трудности семьи принято обозначать как нормативные — с одной стороны, они приводят к нарастанию кон­фликтности взаимоотношений, снижению удовлетворенности семейной жизнью, ослаблению сплоченности семьи, с другой сто­роны, способствуют умножению усилий членов семьи, направлен­ных на ее сохранение (Э. Г. Эйдемиллер, 2000; Т. Л. Крюкова, 2003).

Каждый из этапов жизненного цикла семьи характеризуется спе­цифическими стрессами и трудностями, возникающими как след­ствие нормативных изменений в семейной структуре. Поэтому ис­следователей интересовали именно нормативные трудности, испытываемые членами «условно благополучной» полной семьи на трех этапах жизненного цикла:

1) молодая семья без детей;

2) семья с детьми-подростками;

3) семья на стадии «пустого гнезда».

Каковы же основные, наиболее частые и значимые для благопо­лучия семьи, жизненные трудности на каждом из трех этапов ее жизненного цикла?

В молодой семье процесс формирования внутрисемейных и вне -семейных отношений, сближения ценностных ориентации, пред­ставлений супругов протекает весьма интенсивно и напряженно.

В адаптационный период наиболее чувствительными к супру­жескому конфликту являются следующие сферы общения: отноше­ния с родственниками и друзьями, взаимная ревность, нарушения ролевых ожиданий, доминирование супругов, отношение к мате­риальной основе семьи.

На данном этапе жизненного цикла семейными трудностями могут являться установление границ эмоциональной близости, выработка совместного семейного «кодекса», становление ролевой структуры молодой семьи, распределение хозяйственно-бытовых обязанностей, решение жилищного и имущественного вопросов, налаживание взаимоотношений с родственниками супруга.

Немаловажны и структурно-ролевой аспект и процессы лидер­ства, установления социальной власти — они тоже провоцируют возникновение трудностей в молодой семье. Каждому из супругов приходится приспосабливаться к состоянию, которое, по сравне­нию с добрачной независимостью и свободой, кажется вынужден­ной необходимостью. Проблемы могут возникать из-за таких характеристик ролевой структуры, как распределение ролей между супругами, степень идентификации с ролью при противоречивых требованиях к ее выполнению, из-за невозможности совместить несколько ролей, сверхидентификация с тем распределением ролей, которое сложилось в семье их родителей.

В семье с детьми-подростками нагрузка каждого члена семьи возрастает, и семья более всего подвержена стрессу.

Стрессы и трудности супругов-родителей на данном этапе семейного развития весьма разнообразны.

Середина жизненного цикла семьи — это время избыточных тре­бований к супругам-родителям и со стороны общества, и со сторо­ны внутрисемейных отношений. Необходимо быть не только хоро­шими супругами, адекватными родителями, заботливыми детьми своих пожилых родителей, но и ответственными и успешными работниками, чутко реагировать на изменения в обществе.

Изменениям, стрессам и трудностям подвергается сфера суп­ружеских отношений. Свободное время для себя и партнера замет­но ограничивается и посвящается множеству обязанностей (обще­ственных, бытовых, профессиональных). Для того чтобы находить

фазы личного, индивидуального восстановления сил, приходится ограничивать время супружеских отношений в пользу индивиду­альной активности и вести себя более эгоцентрично, тем самым эко -номя и сохраняя личное свободное пространство.

Сфера детско-родительских отношений также подвергается существенным изменениям.

Подростковый возраст характеризуется особым всплеском кон­фликтов между родителями и детьми. При этом причины возник­новения конфликтов подростков с родителями имеют определен­ную возрастную динамику: у младших подростков преобладают конфликты, связанные с учебой, у старших подростков наиболее распространенной причиной конфликтов с родителями становится «несовпадение взглядов на жизнь».

Трудность может представлять обостряющаяся у подростка по­требность в независимости, которая обычно ведет к некоторому конфликту внутри семьи, а также необходимость пересмотра ро­дительского отношения и стиля воспитательных воздействий к под­росшему ребенку, усиливающееся чувство беспокойства и тревоги за него.

Семья на стадии «пустого гнезда» заново преобразовывается в брак, взрослые дети создают собственные семьи, а родители оста­ются вдвоем.

При этом семейными трудностями могут становиться приспо­собление к жизни вдвоем, выстраивание отношений с семьями де­тей, приспособление к убыванию сил и ухудшению здоровья, сми­рение со старением — собственным и супруга, приспособление к выходу на пенсию и снижению доходов, анализ степени удовлетво­ренности прожитыми вместе годами, адаптация к новым ролям бабушки и дедушки. Потребность ощутить свою необходимость и значимость на этом этапе также начинает играть особенно замет -ную роль.

В современной психологической литературе чаще встречается теоретическое описание семейных стрессов и трудностей, при этом явственно ощущается недостаток комплексных эмпирических исследований реальных, действительных трудностей и стрессов, переживаемых семьей в процессе своего развития.

Широкое исследование семейных стрессов было проведен


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: