По окружающему миру

Учитель готовится к системе уроков по теме, рассматри-
вая урок как ее отдельное звено. При этом устанавливается
взаимосвязь понятий внутри темы и между отдельными
темами.

Содержание урока и объем представлений и понятий оп-
ределяется по программе, учебнику и методической литера-
туре. В зависимости от содержания и целей выбирается со-
ответствующая структура урока.

Подготовка учителя к уроку проходит через два этапа.

1. Предварительная подготовка включает знакомство
с программой, учебником, учебными пособиями и методи-
ческой литературой; подбор наглядных пособий. На этом
этапе проводится календарно- тематическое планирование,
т.е. учебный материал в пределах каждой темы распределяется по урокам с указанием календарных сроков их прове-
дения.

Для составления календарно-тематического плана учителю нужно знать количество учебных недель в году, число
недельных часов, отводимых на изучение естествознания и
количество программных часов, требующихся для прохож-
дения каждой темы.

Планирование может быть проведено по следующей схеме, которая указана ниже в таблице.

Таблица

№ п/п тип урока Тема Сроки Оборудование Основные понятия Опыты и демонстрации Литература
               

2. Непосредственная (текущая) подготовка включает
написание учителем конспекта урока. Конспект может быть
составлен в удобной для учителя форме, но обязательно дол-
жен содержать следующие элементы:

· тема урока;

· цели (ди-
дактические, развивающие, воспитательные);

· оборудование
(для учителя и учащихся);

· ход урока с указанием основных
этапов и распределением времени на их проведение.

Перед уроком необходимо продумать и оформление
доски.

Начинающий учитель должен писать дословный конспект
урока, в который включаются предполагаемые (полные и
правильные) ответы детей.

При подготовке конспекта решается проблема отбора ма-
териала, выбора обоснованных методических приемов его
изложения, продумывается методика применения средств
наглядности.

Вместе с тем задачи обучения не могут быть решены без
вовлечения учащихся в активную познавательную деятель-
ность. Этому должны способствовать подробные и система-
тические вопросы, задания, активизирующие познаватель-
ную деятельность учащихся, организующие их самостоятель-
ную работу с учебником, раздаточным материалом, запол-
нение рабочей тетради и т.д. Вопросы и задания должны
учить школьников приемам умственной деятельности (ана-
лиз, синтез, обобщение, сопоставление и т.д.) и приемам
выполнения практических работ.

В то же время учитель всегда обладает свободой творче-
ского решения педагогических проблем, возникающих в ходе
учебной работы. Невозможно предусмотреть все факторы,
влияющие на методические решения, поэтому в ходе урока
учителю иногда приходится отступать от конспекта.

Вместе с тем теоретический анализ задач курса и содержа-
ния урока, педагогический опыт учителя позволяют выявить
ряд устойчивых зависимостей, касающихся отбора материа-
ла, логики его раскрытия, применения тех или иных средств
наглядности и приемов, дающих оптимальные результаты
в обучении младших школьников.

К большинству начальных естественно-научных курсов
изданы методические рекомендации, которыми может поль-
зоваться учитель при написании конспекта урока. В методи-
ческом пособии во многих случаях может быть предложено
однозначное решение, включающее в себя определенные
рекомендации по отбору материала, логике его изложения и
использованию методических средств и приемов, которые
оправдали себя в педагогической практике. В ряде случаев
могут быть. рекомендованы различные решения (особенно
там, где идет речь об организации работы учащихся, ибо
уровень их подготовки различается).

Трудно считать правильным мнение, будто наличие вари-
антов стимулирует творчество учителя, а их отсутствие будет
утверждать преподавание по шаблону. Ведь есть и другое
мнение: творчество учителя заключается не в выборе одного
из предложенных вариантов, а в создании с учетом рекомен-
даций пособия своего, нового варианта, наиболее соответст-
вующего условиям работы, особенностям методической
системы и педагогического мастерства учителя. Никакое, даже самое догматическое пособие, не помеша-
ет талантливому учителю творчески преподавать.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Д.Б. ЭЛЬКОНИНА — В.В. ДАВЫДОВА

В рамках развивающего обучения осуществляется учебная поисковая квазиисследовательская деятельность. Ребенку необходимо проделать работу ученого-исследователя, а учителю — помочь ему в этом. В этом случае метод демонстрации неприемлем, так как научить исследовать можно только в процессе исследования.

Организовать поисковую деятельность детей — основная и наиболее сложная задача учителя. Она решается с помощью определенных методов и методических приемов: проблемного изложения, метода учебных задач, моделирования коллективных и групповых методов, новых методов оценивания результатов и др.

Проблемное изложение (проблематизация) знаний. Учитель по возможности не сообщает детям выводы науки, а ведет их по пути открытия, заставляет следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их соучастниками научного поиска. Авторы данной системы считают, что это соответствует природе мышления как процесса, направленного на открытие новых для ребенка закономерностей, путей решения познавательных и практических задач.

Материал курса дается в форме конкретных заданий, которые дети выполняют в сотрудничестве с учителем. Задания содержат элементы рисования, конструирования, практических действий и игр.

К окончанию начальной школы учащиеся должны научиться строить простейшие объяснительные гипотезы и модели:

фиксировать процесс в виде символической записи (схемы, модели);

предложить хотя бы два его возможных объяснения; и содержательно критиковать объяснение, предложенное другим учеником.

Дети должны для проверки гипотезы придумать план эксперимента и провести эксперимент в группе. Объяснить полученные результаты с точки зрения подтверждения или опровержения гипотезы.

Метод учебных задач. Учебная задача понимается при этом как задача на нахождение общего способа решения целого класса задач. В курсе естествознания основной задачей является открытие природных закономерностей.

Учебная задача в технологии развивающего обучения похожа на проблемную ситуацию — это столкновение с чем-то новым, неизвестным, требующим отыскания общего способа действий. Построение учебных задач на уроке возможно на любом естественно-научном материале. Программа предполагает, что творчески работающий учитель может сам подобрать материал при постановке частных учебных задач. В начальном курсе естествознания на первом этапе работы дети имеют дело с эмпирическим материалом, позволяющим развить их сенсорный опыт. На последующих этапах с помощью постановки и решения учебных задач у детей должна сложиться целостная картина мира.

Учебная задача решается путем выполнения определенных действий:

· Самостоятельная постановка или принятие от учителя учебной задачи.

· Преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта.

· Моделирование выделенного отношения в предметной, графической и буквенных формах.

· Преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде».

· Построение системы частных задач, решаемых общим способом.

· Контроль за выполнением предыдущих действий.

· Оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.

Моделирование предполагает построение моделей в предметной, графической или знаковой форме и действие с ними. Учебной моделью авторы называют такое изображение, которое фиксирует всеобщее отношение некоторого целостного объекта и обеспечивает его дальнейший анализ. Это отношение должно быть найдено и выделено в процессе преобразования учебной задачи. Таким образом учебная выступает как продукт мыслительного анализа и сама может являться средством мыслительной деятельности человека.

Всеобщее отношение объекта может заслоняться многими частными признаками, что затрудняет 'его рассмотрение. В учебной модели оно выступает в «чистом виде», поэтому для учащихся процесс работы с моделью помогает изучать свойства содержательной абстракции, т.е. некоторого всеобщего отношения.

Несомненно, исследовательский подход можно и нужно использовать в начальной школе, но любая исследовательская деятельность должна начинаться с накопления фактического материала, что невозможно без передачи готовых научных знаний.

Историей развития методики доказано, что формирование у детей стройной системы естественно-научных понятий и развитие учебных умений возможно только при использовании на уроке разнообразных методов учебной работы. При этом нельзя исключить и репродуктивную (воспроизводящую) деятельность.

Применение того или иного метода и приема при обучении младших школьников естествознанию зависит от целей и задач урока; содержания учебного материала; возрастных особенностей учащихся; мастерства учителя. --


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: