Внеклассная работа по окружающему миру

Внеклассная работа – это форма ор-
ганизации добровольной работы учащихся для развития их
интересов и творческой познавательной деятельности в
расширение и дополнение школьной программы.

Внеклассные занятия способствуют:

· расширению кругозора и углублению знаний учащихся
по предмету;

· развитию исследовательских умений и навыков, проведению длительных наблюдений, постановки простейших
экспериментов и т.п.;

· экологическому образованию; развитию природоохранных
умений, доступных для младших школьников;

· формированию умения пропагандировать знания о при-
роде;

· развитию коммуникативных качеств личности.

Выделяют три основных формы организации внеклассной
работы, каждая из которых может быть представлена раз-
личными видами занятий (см. табл. ниже )

Таблица

Формы организации Виды внеклассных занятий по естествознанию
Массовая Праздники, викторины, устные журналы, лекции, прогулки и походы в природу, посещение музеев, выставки творческих работ, тематические кампании («Неделя природоведения», «День птиц»), экскурсии по экологической тропе, факультативы и др.
Групповая Кружки, выпуск стенгазет, подготовка праздников и т.п.
Индивидуальная Работа в уголке живой природы, проложение экологической тропы, литературные обзоры, опытническая работа на пришкольном участке, оформление фенологического уголка и др.

Каждая форма внеклассной работы имеет свои особенности.

Массовая работа позволяет привлечь к участию практически всех младших школьников. Сценарии массовых внеклассных мероприятий учитель может найти в журналах «Начальная школа», «Биология в школе», «География в школе», в приложении к газете «Первое сентября» и в других методических изданиях.

Подготовка к мероприятиям начинается заранее. Каждый ребенок может принять в нем посильное участие в зависимости от его склонностей и интересов: оформить сцену или класс, подобрать музыку, разучить текст сценария, подготовить наглядный материал и т.п.

Массовые природоведческие праздники и вечера обычно включают как научное так и художественное содержание. Тем не менее важно помнить, что такое мероприятие не концерт, а естественно-научный вечер (праздник), на котором главное место должен занимать познавательный материал по выбранной тематике.

Большое значение в развитии познавательных интересов и склонностей младших школьников имеют прогулки, экспедиции и походы, в природу. Они могут занимать часть дня, целый день или даже несколько дней. Многодневные походы обычно проводятся в летнем оздоровительном лагере. Эти мероприятия чаще всего носят краеведческий характер и имеют целью познакомить детей с особенностями местных водоемов, местами добычи полезных ископаемых, с распро-
страненными и исчезающими видами растений и животных.
Во время похода дети закрепляют умения ориентироваться
на местности, пользоваться планом и картой. Наблюдения и
впечатления записываются в походные дневники.

Интересной формой массовой работы являются экскурсии
по экологической тропе.
На ней учащиеся закрепляют знание
программного материала, овладевают опытом оценки резуль-
татов взаимодействия человека и природы, навыками эколо-
гически грамотного поведения в природе.

Для младших школьников маршрут должен быть рассчи-
тан на 35 – 40 мин. При выборе маршрута надо соблюдать
следующие условия:

– тропа прокладывается на местности, доступной для
массового посещения;

– экологическая информативность тропы: любой объект
природы, выбранный для посещения, должен служить дока-
зательством экологического равновесия в природе;

– вдоль маршрута учащиеся должны выполнять работу
природоохранного характера (организация мест искусствен-
ного гнездования, охрана муравейников, расчистка родника
и т.п.). Эти объекты используются для исследовательской
работы. Можно заложить серию ботанических площадок с ле-
карственными, редкими или исчезающими растениями.

На специальных щитах помещаются знаки. Они помогают
организовать движение по маршруту и служат источником
информации при прохождении тропы. Знаки должны орга-
нически вписываться в окружающий ландшафт и не засло-
нять природные объекты. Около выбранных для ознакомле-
ния объектов устанавливаются аншлаги. На тропе использу-
ются следующие типы текстов:

· Общий указатель и схема тропы.

· Правила поведения.

· Лозунги и призывы.

· Сведения об отдельных природных объектах.

· «Знаете ли вы...».

Важно, чтобы в составлении текстов принимали участие
сами дети.

Экскурсоводы на экологической тропе – это хорошо под-
готовленные учащиеся, которые приобретают умение пропа-
гандировать идеи охраны природы среди сверстников.

Факультативные занятия особая форма организации
учебно-познавательной деятельности учащихся. Факультативы относят к массовой форме внеклассной работы, они
служат дополнением к школьным курсам. Цель – дать учащимся естественно-научные знания и умения в объеме, значительно превышающем школьную программу.

Факультативы проводятся на добро-
вольной основе. Занятия включаются в расписание, и их проведение входит в учебную нагрузку учителя.

Факультативы проводятся с группой учащихся по про-
граммам, утвержденным Министерством образования и
науки РФ, или по авторским программам, утвержденным
местными органами образования.

В начальной школе в настоящее время действуют два фа-
культативных естественно-научных курса А.А. Плешакова.
В 3 классе рекомендуется использовать программу курса «Эко-
логия для младших школьников». В 4 классе – программу
факультативного курса – «Планета загадок». К этим програм-
мам изданы методические рекомендации. Статьи для чтения
помещены в специальные разделы учебников природоведения
и в хрестоматию «Великан на поляне».

Факультативные курсы А.А. Плешакова рассчитаны на
34занятия (1 ч в неделю) и изучаются параллельно с основ-
ным предметом естественно-научного цикла. В программе
предусмотрены академические занятия, экскурсии и весен-
ний полевой практикум.

Факультативные занятия по авторским программам про-
водятся за счет часов, отведенных на региональный или
школьный компонент.

Факультативы позволяют полнее реализовать воспитатель-
ный и развивающий потенциал природоведческих знаний,
обеспечивают более надежные основы экологической ответст-
венности младших школьников за окружающую природу.
В процессе занятий происходит развитие соответствующих
умений и навыков в более широкой и разнообразной, чем это
возможно в рамках основного курса, практической деятель-
ности учащихся по изучению и охране природы.

Групповая работа в школе предполагает организацию
кружков с природоведческой тематикой. Руководителем
кружка может быть сам учитель или педагог дополнитель-
ного образования, являющийся специалистом в определенной
области.

Для младших школьников чаще всего организуются круж-
ки юных натуралистов, цветоводов, фенологов, краеведов,
геологов, экологов и др. Тематика кружковой работы по годам
обучения была предложена в трудах Б.В. Всесвятского,
Б.Е. Райкова, П.И. Боровицкого, И.Д. Зверева, М.Н. Скат-
кина, А.Н. Захлебного и др.

Цель работы кружка – заинтересовать учащихся, углу-
бить и расширить их природоведческие знания, выработать
навыки наблюдения и экспериментирования. Результаты
отдельных опытов и экспериментов могут использоваться на
уроках природоведения (например, при изучении дыхания
и питания растений).

Численность детей, посещающих кружок, в среднем,
10 – 15 человек. Состав участников должен быть доброволь-
ным, но постоянным. Занятия обычно проводятся 1 раз в не-
делю. Кружок должен работать систематически, по заранее
составленной и, утвержденной программе. Коллективная
работа детей в кружке всегда сочетается с индивидуальной.
Кроме этого члены кружка принимают активное участие
в подготовке массовых мероприятий.

Индивидуальная работа проводится с заинтересованны-
ми учащимися, добровольно берущими задания у учителя.
Такая работа обычно носит эпизодический характер и по
существу является разновидностью выполнения домашних
и внеурочных заданий.

Многие дети, имеющие хорошие книги природоведческой
тематики в домашних библиотеках, вызываются подготовить
реферат или литературный обзор к конкретному уроку. Кни-
ги развивают познавательный интерес младших школьни-
ков, расширяют их кругозор. Рекомендуется использовать
книги о природе И. Акимушкина, В. Бианки, В. Герасимова,
Ю. Дмитриева, И.Зверева, Н. Плавильщикова, Н. Сладкова,
М. Пришвина и др.

Следует научить детей при подготовке сообщения выбирать
из книги только важную, существенную информацию, побу-
ждать их анализировать текст, выражать собственное мнение.
Удачными приемами, побуждающими учеников знакомиться
с дополнительной литературой, является показ учителем ил-
люстраций и чтение выдержек из книги на уроке.

Огромное значение в естественно-научном образовании
имеет умение работать со справочной литературой. Это уме-
ние может формироваться при индивидуальной работе
в уголке живой природы или на учебно-опытном участке.

Ученик должен пользоваться справочниками и определите-
лями для более подробного ознакомления с растениями и
животными, за которыми он ухаживает.:

В зависимости от интересов и склонностей учеников клас-
са можно устраивать выставки лучших фотографий о приро-
де, рисунков, марок, коллекций минералов и горных пород,
собранных учащимися.

Внеклассная работа, которая проводится учителем в сис-
теме, формирует интерес к предмету, побуждает учащихся
к самообразованию.

Все формы обучения естествознанию требуют организации
систематического контроля за ходом формирования соответ-
ствующих знаний и умений учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: