Совокупный спрос и факторы его определяющие. Кейнсианский крест

Лекция 12. Совокупный спрос и совокупное предложение.

Совокупный спрос и факторы его определяющие. Кейнсианский крест.

Совокупное предложение, его модели.

Модели взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения.

Инвестиции и экономический рост. Мультипликатор и акселератор.

2.

Совокупный спрос и факторы его определяющие. Кейнсианский крест.

Рыночной экономике свойственна тенденция к установлению равновесия спроса и предложения не только на отдельных рынках (частичного равновесия), но и равновесия на всех рынках (общего макроэкономического равновесия) совокупного спроса и совокупного предложения.

Следует уяснить различия между рыночным спросом и предложением и совокупным спросом и совокупным предложением. Рыночный спрос и рыночное предложение не зависят друг от друга, так как определяются разными факторами. Иное дело, когда идет речь о совокупном спросе и совокупном предложении. Мы уже знаем, что в масштабе общества до­ходы равны расходам. Отсюда вытекает, что совокупный спрос и предложение будут меняться одновременно и однонаправлено: вместе с ростом доходов будет увеличиваться спрос, и на­оборот. Увеличение или уменьшение всех цен будет просто означать, что подешевели или по­дорожали деньги. Это не отразится на реакции потребителей и производителей. Но здесь важны информированность агентов рынка, их ожидания: они могут полагать, что цены изменились на "их" товар, т.е. изменились относительные цены, и тогда они будут коррек­тировать свое экономическое поведение. Следовательно, анализ совокупных спроса и предло­жения важен для понимания колебаний экономики в короткиепериоды времени. Значение здесь имеют политика государства, особенно денежная, и ожидания продавцов и по­купателей.

Совокупный спрос /АD/ отражает зависимость между объемом национального производства и общим уровнем цен в экономике.

Совокупный спрос представляет собой сумму всех планируемых расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отрицательно зависит от уровня цен при неизменности номинального дохода.


Совокупный спрос - это абстракция, результат агрегирования спроса на отдель­ные товары. Поэтому он не имеет натуральных измерителей.

Совокупный спрос включает четыре компонента:

- Потребительские расходы /спрос домохозяйств/. Если наблюдается рост общего уровня цен, то произойдет снижение реальных расходов населения / в физическом выражении/, и наоборот / С /.

- Инвестиционный спрос со стороны фирм. Повышение общего уровня цен приводит к повышению процентной ставки, а, следовательно, и к снижению инвестиций, и наоборот / I /.

- Государственные закупки, в которые входят все федеральные и местные расходы на ар­мию, бесплатное медицинское обслуживание и образование, государственные инвести­ционные программы, строительство жилья, дорог и т.д. Если в стране есть утвержденный бюджет на указанные цели, то в условиях повышения цен закупки уменьшатся, и наоборот / G /.

- Чистый экспорт, т.е. разница между импортом и экспортом. Если импорт превышает экс­порт, то в совокупный спрос входит спрос национальных потребителей на импортные товары; если экспорт превышает импорт, то чистый экспорт будет равен превышению спроса на отечественные товары иностранными потребителями над спросом националь­ных потребителей на иностранные товары /Nх/. Повышение цен в данной стране при неизменном валютном курсе приведет к увеличению спроса на импортные товары и к сокращению чистого экспорта, и наоборот.

АD = С + I + С + Nх

Она похожа на формулу подсчета ВВП по расходам. Отличие состоит в том, что формула ВВП представляет собой сумму фактических расходов всех макроэкономических агентов, которые они сделали в течение года, в то время как формула совокупного спроса отражает расходы, которые намерены сделать макроэкономические агенты. Величина совокупного спроса зависит прежде всего от уровня цен.

Одни компоненты совокупного спроса относительно стабильны, изменяются медлен­но, например, потребительские расходы, другие - более динамичны, например, инвестицион­ные расходы, их изменения вызывают колебания экономической активности.

Величина совокупного спроса представляет собой то количество конечных товаров и услуг, на которые будет предъявлен спрос всеми макроэкономическими агентами при каждом возможном уровне цен.

Чем выше общий уровень цен, тем меньше будет величина совокупного спроса, т.е. тем меньше расходов будут намерены сделать все макроэкономические агенты на покупку конечных товаров и услуг.

Следовательно, зависимость величины совокупного спроса от общего уровня цен обратная и графически может быть представлена в виде кривой с отрицательным наклоном.

Кривая совокупного спроса показывает количество продуктов и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен.

Она дает такие комбинации объема выпуска и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии.

Уровень цен Р

Доход, выпуск.

Рис. 12.1 Кривая совокупного спроса.

Кривая совокупного спроса (кривая АD) не может быть получена сум­мированием индивидуальных или рыночных кривъгх спроса, так как она отражает соотношение совокупных величин. Так, рост общего уровня цен (дефлятора ВВП) не означает повышения цен на все товары в экономике и может происходить в условиях, когда цены на некоторые товары снижа­ются, а на некоторые — остаются без изменения. Отрицательный наклон кривой совокупного спроса поэтому также не может быть объяснен эффектами, объясняющими отрицательный наклон кривых индивидуального и рыночного спроса, т.е. эффектом замещения и эффектом дохода. Например, замещение относительно более дорогих товаров относительно более дешевыми не может сказаться на величине совокупного спроса, поскольку она отражает спрос на все конечные товары и услуги, про­изведенные в экономике, на весь реальный ВВП, и снижение величины спроса на один товар компенсируется ростом величины спроса на другой.

Отрицательный наклон кривой AD объясняется следующими эффектами:

- эффектом реального богатства, или эффектом реальных денежных за­пасов — эффектом Пигу (названным в честь из­вестного английского экономиста, коллеги Дж.М. Кейнса по Кэмбриджской школе, ученика и последователя А. Маршалла профессора Артура Пигу, который ввел в научный оборот понятие "реальные денежные запасы" Под реальным богатством, или реальными де­нежными запасами, понимают отношение номинального финансового бо­гатства индивида (М), выраженного в денежной форме, к общему уровню цен (Р): M/P и представляющего собой реальную покупательную способность накопленного номинального финансового богатства человека, которое включает наличные деньги (денежные финансовые активы) и ценные бумаги (неденежные фи­нансовые активы с фиксированной номинальной стоимостью — акции и облигации). Эффект Пигу заключается в следующем: если уровень цен повышается, покупательная способность номинального богатства (М) падает. Следовательно, уменьшается и реальное богатство (М/Р). Это означает, что на ту же сумму номинальных денежных за­пасов можно купить меньше товаров и услуг, чем раньше. Люди чувствуют себя относительно беднее, чем раньше, и сокращают потребительские рас­ходы (С), а поскольку потребительский спрос является частью совокупного спроса, то величина совокупного спроса уменьшается. Эффект Пигу может быть представлен в виде логической цепочки

P ­ Þ M/P¯ Þ C¯ Þ AD¯

- эффектом процентной ставки, или эффектом Кейнса.

Он состоит в следующем: если уровень цен повышается, возрастает номинальный спрос на деньги (Мd), так как людям требуется больше денег для покупки подорожавших товаров. Люди снимают деньги с банковских счетов, при неизменной величине предложения денег возможности банков по выдаче кредитов сокращаются, кредитные ресурсы становятся дороже, растет "цена" денег (цена кредита), т.е. ставка процента. Удорожание кредита, который в первую очередь берут фирмы для покупки инвестици­онных товаров, ведет к сокращению величины инвестиционного спроса (I), являющегося частью совокупного спроса, и, следовательно, величина сово­купного спроса уменьшается. Эффект Кейнса может быть представлен в ви­де логической цепочки

P ­ Þ Md ­ Þ r­ Þ I ¯ Þ AD ¯

Кроме того, рост ставки процента сокращает и потребительские расхо­да, поскольку кредит берут не только фирмы, но и домохозяйства, особенно на покупку товаров длительного пользования, и его удорожание ведет к сокращению потребительского спроса;

- эффектом импортных закупок, или эффектом чистого экспорта — эффектом Манделла—Флеминга. Он заключается в следую­щем: если уровень цен в стране повышается, то товары данной страны становятся относительно более дорогими для иностранцев и поэтому экспорт (Еx) сокращается. Импортные же товары становятся относительно более де­шевыми для граждан данной страны, поэтому импорт (Im) увеличивается. В результате чистый экспорт (Nx) сокращается, а поскольку он является ча­стью совокупного спроса, то величина совокупного спроса уменьшается. Эффект Манделла—Флеминга может быть представлен логической цепочкой

Р ­ => Ех ¯, Im ­ => Nx ¯ => АD ¯.

Таким образом, зависимость между уровнем цен и величиной совокупного спроса обратная, следовательно, кривая АD должна иметь отрицатель­ный наклон.

Эти три эффекта показывают воздействие ценовых факторов (изменения общего уровня цен), которые при прочих равных условиях (неизменных неценовых факторах) влияют на величину совокупного спроса и обусловли­вают движение вдоль кривой АD. Они изменяют величину совокупного спроса в ходе циклических колебаний экономики.


Факторы, воздействующие на совокупный спрос делятся на ценовые и неценовые. Ценовые определяют угол наклона кривой совокупного спроса (AD), а неценовые – сдвиг кривой АD.


Неценовые факторы совокупного спроса вызывают изменения в нем (сдвиг кривой совокупного спроса). Это означает, что величина совокупного спроса изменяется при данном уровне цен. Если под воздействием неценовых факторов совокуп­ный спрос увеличивается, кривая АD сдвигается вправо, если сокращается, то она сдвигается влево. К неценовым факторам изменения совокупного спроса относятся факто­ры, влияющие на каждый из компонентов совокупных расходов. Они делятся на факторы, воздействующие на потребительские, инвестиционные, государственные расходы и на чистый экспорт.

К факторам, воздействующим на потребительские расходы относятся:

- уровень благосостояния, или величина богатства (W). Чем вы­ше уровень благосостояния, т.е. величина богатства (изменение которой в данном случае не должно обусловливаться изменением уровня цен), тем больше потребительские расходы и тем больше совокупный спрос — кривая АD сдвигается вправо. В противоположном случае она сдвигается влево. Воздействие изменения уровня благосостояния как неценового факто­ра, сдвигающего кривую АD, следует отличать от эффекта реального богат­ства, являющегося ценовым фактором, обусловливающим движение вдоль кривой АD;

- уровень текущего дохода (V). Рост уровня дохода ведет к росту потребления и поэтому к увеличению совокупного спроса (сдвиг кривой АD вправо);

- ожидания потребителей, которые включают:

- ожидания изменения дохода в будущем (Ve) — если че­ловек ожидает увеличения дохода в будущем, то он увеличивает потребле­ние уже в настоящем, что ведет к росту совокупного спроса (сдвиг кривой АD вправо),

- ожидания изменения уровня цен (pe) — если люди ожидают роста уровня цен, то они увеличивают спрос на товары и услуги, стремясь купить их как можно больше по относительно низким ценам в на­стоящем (так называемая инфляционная психология), что также ведет к увеличению совокупного спроса;

- налоги (T). Рост налогов приводит к сокращению располага­емого дохода (Vd), частью которого является потребление, и, следователь­но, к уменьшению совокупного спроса и сдвигу кривой АD влево;

- трансферты (ТR). Увеличение трансфертов означает рост личного, а при неизменных налогах (т.е. при прочих равных условиях) рост располагаемого дохода, поэтому потребительские расходы растут и совокуп­ный спрос увеличивается, обусловливая сдвиг кривой АD вправо;

- уровень задолженности домохозяйств. Чем выше степень за­долженности, тем большую долю дохода домохозяйства вынуждены напра­влять на выплату долгов в настоящем или откладывать в виде сбережений для выплаты долгов в будущем, что ведет к сокращению потребления и со­ответственно совокупного спроса (сдвиг кривой АD влево);

- ставка процента по потребительскому кредиту — чем выше ставка процента по потребительскому кредиту (при этом измене­ние ставки не должно быть обусловлено изменением уровня цен), который домохозяйства берут на покупку дорогостоящих товаров длительного поль­зования, тем меньше потребительские расходы (сдвиг кривой АD влево).

На совокупные инвестиционные расходы воздействуют:

- ожидания инвесторов (фирм), которые связаны прежде всего с ожи­даемой внутренней нормой отдачи от инвестиций, т.е. ожидаемой нормой прибыли. Если инвесторы ожидают высокой нормы отдачи от инвестиций, они будут финансировать инвестиционные проекты. Инвестиционный спрос увеличится, и кривая совокупного спроса сдвинется вправо. Если инвесторы настроены пессимистично в отношении своих будущих доходов, инвестиционные расходы сокращаются;

- ставка процента — чем выше ставка процента, т.е. чем дороже кредитные ресурсы, тем меньше кредитов будут брать инвесто­ры и тем меньше инвестиционные расходы, кривая АD сдвигается влево. И наоборот.

Влияние ставки процента как неценового фактора совокупного спроса, сдвигающего кривую АD, следует отличать от эффекта процентной ставки, являющегося ценовым фактором и обусловливающим движение вдоль кри­вой АD. В первом случае причиной изменения ставки процента является любой фактор, кроме изменения общего уровня цен (например, изменение предложения денег или спроса на деньги, происходящее не под влиянием изменения уровня цен). Во втором случае причиной изменения ставки про­цента является изменение спроса на деньги только в результате изменения общего уровня цен (ценового фактора);

- величина дохода (V) — поскольку часть своего дохода фирмы могут использовать на покупку инвестиционных товаров с целью расшире­ния производства, то чем выше уровень дохода фирм, тем больше совокуп­ные инвестиционные расходы. Инвестиции, которые зависят от величины совокупного дохода, называются индуцированными инвестициями.

- налоги (Т) — рост налогов снижает доходы (прибыль) инвесто­ров, которая является внутренним источником финансирования фирм и основой чистых инвестиций. Следовательно, инвестиционные расходы уменьшаются, сдвигая кривую АD влево;

- трансферты фирмам — они выступают в виде субси­дий, субвенций и льготного налогового кредита и стимулируют инвестици­онный спрос;

- технологии — появление более произво­дительных технологий, обеспечивающих снижение издержек на единицу продукции и эффект масштаба, увеличивает прибыль фирм и ведет к рос­ту инвестиционных расходов и сдвигу кривой АD вправо;

- избыточные производственные мощности — их наличие снижа­ет инвестиционный спрос фирм, поскольку увеличение запаса капитала в условиях недоиспользования уже имеющегося у фирм количества оборудо­вания бессмысленно;

- величина запаса капитала фирм — если фирмы имеют оптималь­ный запас капитала, при котором их прибыль максимальна, то они не бу­дут делать инвестиции. Чем меньше изменится у фирм запас капитала по сравнению с оптимальным, тем больше инвестиционный спрос.

Факторы, воздействующие на государственные закупки товаров и услуг. Величина государственных закупок товаров и услуг является, как правило, экзогенной переменной, параметром управления и определяется государствен­ными законодательными органами (Государственной Думой, Парламентом, Конгрессом и т.п.) при разработке государственного бюджета на очередной финансовый год.

Рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос (сдвиг кривой АD вправо), а их снижение — сокращает. Изменение величины го­сударственных закупок выступает важным инструментом стабилизации эко­номики (инструментом фискальной политики), который используется для воздействия на совокупный спрос с целью поддержания полной занятости и стабильного уровня цен.

Факторы, воздействующие на чистый экспорт:

- величина валового внутреннего продукта и национального дохода в дру­гих странах: рост ВВП и НД в иностранном секторе ведет к к увеличению спроса в иностранном секторе и к росту экспорта из данной страны, что увеличивает ее совокупный спрос.

- величина валового внутреннего продукта и национального дохода в дан­ной стране. Если ВВП и НД в стране увеличиваются, то ее экономиче­ские агенты увеличивают спрос на товары и услуги других стран (иностран­ного сектора), что ведет к росту импорта, сокращению чистого экспорта и, следовательно, сокращению совокупного спроса в данной стране. Кривая АD сдвигается влево;

- обменный курс национальной денежной единицы (е). (Обменный или ва­лютный курс — это цена национальной денежной единицы, выраженная в иностранной). Рост курса национальной валюты означает, что импортные товары становятся дешевле. Падают чистый экспорт и совокупный спрос.

Изменение чистого экспорта в результате изменения валютного курса (е) как неценового фактора изменения совокупного спроса, сдвигающего кри­вую АD, следует отличать от эффекта импортных закупок, при котором изме­нение чистого экспорта происходит в результате действия ценового фактора (т.е. изменения уровня цен), что обусловливает движение вдоль кривой АD.

- масса денег в обращении (предложение денег). Рост предложения де­нег1 в экономике снижает ставку процента (цену денег), делая кредиты бо­лее дешевыми, что увеличивает потребительские и инвестиционные рас­ходы, и соответственно совокупный спрос. И наоборот, уменьшение предложения денег в экономике снижает совокупный спрос, сдвигая кри­вую АD влево. Регулирование денежной массы функция центрального банка страны, что лежит в основе монетарной политики, с помощью кото­рой путем воздействия на совокупный спрос может проводиться стабили­зация экономики.

Часто непосредственное воздействие какого-либо неценового фактора на совокупный спрос оказывается не единственным, и для оценки итогового эффекта требуется дополнительный анализ. Так, увеличение государственных расходов непосредственно ведет к росту совокупного спроса. Но финансируя эти расходы через покупку облигаций, государство забирает часть ресурсов с денежного рынка, что при неизменном общем предложении денег в экономике и спросе на них со стороны частного сектора увеличивает ставку процента. Это, в свою очередь, затрудняет инвестиционную деятельность частного сектора, покупку дорогостоящих товаров потребителями и т.д., т.е. сокращает спрос.


Теорию совокупного спроса часто называют кейнсианской экономической теорией. Кейнсианская модель исходит из тождества совокупных расходов и совокупного дохода (модель Сэя): V = E, где V- доход, выпуск; E – расходы.

Различают планируемые и фактические расходы.

Планируемые расходы представляют собой сумму, которую все экономические субъекты планируют истратить на товары и услуги. Фактические расходы отличаются от планируемых тогда, когда фирмы вынуждены делать незапаланированные инвестиции в запасы в условиях неожиданных изменений в уровне продаж.

1 Подробнее будет рассмотрено в лекции 15.

Если экономика является закрытой, то планируемые расходы можно определить, как сумму потребления, планируемых инвестиций и государственных расходов:

Е = С + I + G.

Данное равенство означает, что величина планируемых расходов является функцией дохода, планируемых инвестиций и планируемых государственных закупок. Графической иллюстрацией теории Кейнса является модель Хансена-Самуэльсона, получившая название кейнсианского креста (45%-я диаграмма).

Е| расход доход, выпуск

Рис. 12.2. Кейнсианский крест: рецессионный и инфляционный разрывы

Кривая совокупного спроса в кейнсианском кресте имеет положи­тельный наклон, так как спрос зависит от дохода, чем выше доход, тем выше спрос на конечные товары и услуги. В короткий период времени функция совокупного предложения задана, а функция совокупного спроса (равна сумме планируемых расходов) может менять свое значение в ре­зультате изменения экономического поведения домашних хозяйств и биз­неса. Поэтому уровень производства и занятости в национальной экономи­ке определяется функцией совокупного спроса. Точка А на рис. 12.2. опре­деляет равновесие V0. Если равновесный объем выпуска равен потенциальному (V0 = `V) и уровень инвестиций падает, линия С + I + G сдвигается вниз - возникает рецессионный разрыв ( спрос меньше объема выпуска ), требуются меры, на­правленные на то, что бы вернуть экономику в ее исходное положение. К ним можно отнести: снижение налогов на личные и корпоративные дохо­ды, мероприятия кредитно-денежной политики, вызывающие понижение ставки процента, если в модели учитываются государственные расходы, то их увеличение. Когда линия сово­купных расходов смещается вверх возникает инфляционный разрыв (совокупный спрос превышает потенциальный объем выпуска). В этом случае требуются меры, огра­ничивающие совокупные расходы: повышение налогов, снижение государ­ственных расходов, сдерживающая кредитно-денежная политика.

Если AD = AS в точке V0 (при этом V0 ¹`V) и совокупный спрос возрастает (как результат снижения цен, например), то растет и объем выпуска, что имеет место при циклическом подъеме. Рост объема выпуска обгоняет увеличение совокупного спроса. Происходит накопление запасов – инвестиции с запасы (см. рис. 12.3). С накоплением запасов объем выпуска сократится и окажется меньше совокупного спроса, что приведет к сокращению запасов. Когда они достигнут критического уровня предприниматели будут расширять производство.

Е

V=E

 
 


Сокращение AD

запасов

Инвестиции в запасы

           
     
 
 
 


V2 V0 V1 V

Рис. 12.3 Кейнсианский крест.

Крест Кейнса может быть использован только для целей краткосрочного макроэкономического анализа и не может быть использован для анализа долгосрочных последствий макроэкономической политики. Он показывает лишь, как устанавливается равновесный объем выпуска при данном уровне планируемых инвестиций, государственных расходов и налогов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: