Государственный бюджет, бюджетный дефицит и государственный долг

Государственный бюджет – основной финансовый план страны, баланс доходов и расходов государства. Бюджетное устройство определяется формой государства. Различают унитарные и федеративные государства. В унитарном государстве выше централизация и выделяют два уровня бюджета: государственный бюджет и местные бюджеты (бюджеты городов и районов). В федеративном государстве выше самостоятельность, в частности в Российской Федерации, бюджетная система представляет совокупность бюджетов: федерального, бюджетов субъектов федерации, бюджетов органов местного самоуправления поселений, и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система построена на принципах бюджетного федерализма, то есть нижестоящие бюджеты не входят своими расходами и доходами в вышестоящие бюджеты, они обособлены и функционируют автономно. Но в то же время, между различными уровнями бюджетов существует определенная взаимосвязь – вышестоящие бюджеты оказывают финансовую помощь нижестоящим в виде предоставления дотаций, субсидий, субвенций, кредитов, ссуд. В бюджетном кодексе РФ,принятом в 1998 г. дается такое определение: бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Каждый бюджет выполняет свои функции, но координирующим центром является федеральный бюджет. Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы называется консолидированным бюджетом, который не имеет силы закона, а используется лишь в статистических и аналитических целях для определения нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов и оказания финансовой помощи.

Кроме того, формируются внебюджетные фонды (2004 г.): Государственный пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.

Расходы государства зависят от проводимой экономической политики. Более активная экономическая политика предполагает значительные расходы, формирование которых может осуществляться несколькими способами: во-первых, за счет налогов, во-вторых, выпуска государственных ценных бумаг, в-третьих, эмиссии денег. Второй и третий источники формирования используются в развитых странах, но к их применению подходят весьма осторожно, поскольку неоправданная эмиссия денег приводит к инфляции, а выпуск государственных ценных бумаг – к образованию долга, который необходимо возвращать. Поэтому главным источником формирования доходов государства выступают налоги.

Структура доходов Федерального бюджета РФ показана в таблице 14.1. Законом о федеральном бюджете на 2000 г. предусмотрены доходы в размере 14.2 % прогнозируемого ВВП. Вся бюджетная система включает около 45 % ВВП.

Таблица 13.1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: