double arrow

Структура доходов государственного бюджета РФ

Статья дохода 2000 г. 2004 г.
Налоговые доходы 84,7  
В том числе:    
налог на прибыль корпораций 8,0  
подоходный налог с физических лиц 3,0  
налог на добавленную стоимость 21,9  
акцизы 15,0  
платежи за пользование природными ресурсами 1,4  
таможенные пошлины 21,6  
Неналоговые доходы 7,8  
В том числе:    
доходы от имущества, находящегося в государственной собственности 3,1  
доходы от внешнеэкономической деятельности 4,3  
прочие неналоговые доходы 0,3  
Доходы целевых бюджетных фондов 7,5  
Итого 100,0  

Структура расходов государственных средств по странам зависит от политики правительства.

Наиболее крупные статьи расходов федерального бюджета в России: оборона и обеспечение безопасности, обслуживание государственного долга, поддержка отраслей промышленности, энергетики, строительства, сельского хозяйства, гораздо меньше внимания уделяется образованию, здравоохранению, культуре, науке. В развитых странах приоритет отдается социальной политике, образованию, обслуживанию государственного долга.

В абсолютном и относительном измерении расходы государства имеют тенденцию к увеличению по всем странам. Но, как подчеркивают эксперты в нашей стране и за рубежом, важен не абсолютный размер государственных расходов, не их доля в ВВП, а разумный выбор приоритетов и высокая эффективность их использования.

Все расходы государства можно разделить на выплаты населению – государственные трансферты (TR) и покрытие других расходов. Исключив из общей суммы налоговых поступлений в бюджет трансфертные платежи, получаем чистые налоговые поступления (чистые налоги – TN). Суммарная ставка чистых налогов (в процентах к ЧНП) составляет примерно 20 %. У государства нет возможности значительно изменить ее в ту или иную сторону. Уменьшение этой ставки увеличит дефицит бюджета, а увеличение – отрицательно повлияет на деловую активность, сократив чистые доходы (доходы после уплаты налогов) агентов рынка. Объем налоговых поступлений в этом случае зависит от величины ЧНП, и будет увеличиваться в периоды подъемов экономики и уменьшаться в периоды спадов. В то же время расходы государства относительно устойчивы и не могут изменяться вслед за циклическими колебаниями деловой активности. Расходы государства за исключением трансфертных платежей представляют собой государственные закупки товаров и услуг.

При данной норме налоговых поступлений, как видно на рисунке 14.1, только при определенном уровне чистого национального продукта бюджет будет сбалансирован. При меньшей величине продукта будет иметь место бюджетный дефицит (BD =

-Sg), то есть превышение государственных расходов над государственными доходами за определенный период. При превышении государственных доходов над расходами появляется бюджетный излишек или профицит (Sg).

 
 


T, G

T

А профицит бюджета G

дефицит бюджета

ЧНП

Рис. 13.1. Сбалансированный бюджет, бюджетный дефицит и избыток:

Т – налоговые поступления, G – государственные закупки товаров и услуг. Чистые налоги составляют 0,2 ЧНП (пример условный)

Количественная оценка бюджетного дефицита объективно усложняется следующими факторами:

1. При оценках дефицита государственного бюджета на макроуровне не учитывается состояние местных бюджетов, которые могут иметь излишки. В ряде случаев местные органы власти преднамеренно занижают налогооблагаемую базу, сокращая налоговые отчисления в федеральный бюджет. В итоге происходит завышение бюджетного дефицита.

2. Наряду с официальным дефицитом госбюджета существует скрытый дефицит, обусловленный квазифискальной деятельностью Центрального банка, а также государственных предприятий, коммерческих банков: финансирование государственными предприятиями избыточной занятости и выплата ставок заработной платы выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности; финансирование ЦБ убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (на закупку сельскохозяйственной продукции), рефинансирование ЦБ сельскохозяйственных, промышленных, жилищных программ по льготным ставкам.

Скрытый бюджетный дефицит занижает величину фактического, что нередко делается целенаправленно (перед выборами), а также в рамках «жесткого» курса правительства на ежегодно сбалансированный бюджет.

В экономической теории принято различать фактический, структурный и циклический дефициты государственного бюджета. Структурный дефицит – разность между доходами и расходами бюджета при полнойзанятости при объеме выпуска равного потенциальному. Наличие такого дефицита свидетельствует или о заниженности общей налоговой ставки или о завышенных расходах государства. Циклический дефицит возникает при циклических спадах экономики и устраняется при циклическом подъеме. Он – есть разность между фактическим и структурным дефицитом.

Для финансирования (покрытия) бюджетного дефицита могут использоваться следующие источники:

- кредитно-денежная эмиссия (монетизация бюджетного дефицита);

- доходы от выпуска государственных ценных бумаг и операций с ними;

- кредиты международных финансовых организаций, иностранных правительств, банков и фирм;

- доходы от приватизации государственного имущества и другие.

Монетизация дефицита приводит к инфляции, в результате этого налогоплательщики вносят налоговые платежи обесценившимися деньгами и стараются отодвинуть сроки уплаты налогов, что еще больше увеличивает бюджетный дефицит. Данная зависимость известна как эффект Оливера-Танзи. Финансирование бюджетного дефицита за счет выпуска государственных ценных бумаг приводит к эффекту вытеснения: происходит отвлечение финансовых ресурсов из реального сектора экономики, что увеличивает банковскую процентную ставку, снижает объем инвестиций и снижает частный спрос.

Бюджетный дефицит приводит к накоплению государственного долга. Государственный долг - это сумма дефицитов и профицитов государственного бюджета, накопленных к данному моменту времени. Государственный долг подразделяется на внутренний (задолженность государства физическим и юридическим лицам данной страны) - обязательства, возникающие в национальной валюте и внешний (задолженность государства иностранным правительствам, банкам, фирмам, гражданам) – обязательства, возникающие в иностранной валюте. Возрастание государственного долга увеличивает расходы бюджета по его обслуживанию: выплата процентов и погашение ранее полученных кредитов. Особенно острой является проблема внешних долгов, для погашения которых необходим приток иностранной валюты. Внешняя задолженность стала в конце ХХ века общемировой проблемой (табл.14.4).

Россия на фоне других стран не является чрезмерно крупным должником, и сумела за 2000-2004 гг. значительно сократить свой внешний долг. В 2004 г. величина внешнего государственного долга РФ сократилась до 128 млрд. долл., а отношение внешний долг ВВП – до 34 -38%, по мнению специалистов, это значение не должно превышать 50 %. В настоящий период времени среднегодовая ставка обслуживания государственного долга РФ составляет 7%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: