Налоги – это обязательные платежи хозяйствующих субъектов и граждан в бюджеты различных уровней по ставке, установленной в законодательном порядке

Налоговая система – совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительными органами, а также методы и принципы построения налогов.

Основные принципы налогообложения были разработаны А. Смитом, которые находят применение и сегодня:

1. Принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам. «Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства» – писал А. Смит.

Принцип справедливости подразделяется на горизонтальную и вертикальную справедливость. Принцип горизонтальной справедливости предполагает равное налогообложение равных доходов независимо от того, где бы они ни получались. Принцип вертикальной справедливости означает, что тяжесть налогов должна быть поставлена в зависимость от величины дохода и уровня благосостояния.

2. Принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были заранее известны плательщику. «Налог, который обязывается уплатить каждое отдельное лицо, должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа)».

3. Принцип удобности предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика. «Каждый налог должен взиматься в то время, или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего оплатить его».

4. Принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения. «Каждый налог должен быть задуман и разработан таким образом, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства. Налог может брать и удерживать из кармана народа гораздо больше, чем он привносит в казну государства».

В современной интерпретации, налоги считаются эффективными, если минимизируют неблагоприятные последствия своего функционирования для процесса распределения ресурсов.

Сущность налогов проявляется через их функции: фискальную, стимулирующую, регулирующую, распределительную (перераспределительную).

Фискальная – основная. За счет налогов обеспечивается формирование доходной части государственного бюджета (казны государства).

Стимулирующая функция заключается в том, что маневрируя налоговыми ставками, льготами и санкциями, государство стимулирует структурные сдвиги в экономике, развитие технического прогресса, инвестиций в базовые отрасли, рост эффективности.

Регулирующая – государство, изменяя условия налогообложения (введение одних, отмена других), применяя систему налоговых ставок и штрафов, воздействует на распределение ресурсов, на цены и уровень производства на отдельных рынках.

Распределительная (социальная) – проявляется в том, что с помощью налоговой системы государство через госбюджет перераспределяет национальный доход в пользу отдельных групп населения.

В странах с рыночной экономикой сложилась высокоразвитая налоговая система, включающая различные виды налогов. В основу классификации налогов положены различные признаки.

По экономической природе – налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги – это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов (заработной платы, прибыли, процентов) или с имущества (земли, строений, ценных бумаг). Косвенные налоги – это налоги на товары или услуги, которые фиксируются в виде надбавки к цене или тарифу. Прямые налоги: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль предприятий, налог на имущество юридических и физических лиц, налог на землю, налог на доходы от ценных бумаг и др. К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, налог с продаж, налог с оборота и др.

По характеру обложения налоги делятся на: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. В основе этой классификации лежит средняя налоговая ставка, которая представляет собой отношение налоговых отчислений к величине дохода. Налог является пропорциональным, если при увеличении дохода средняя налоговая ставка остается неизменной, постоянной. Примером пропорционального налога может служить налог на имущество юридических и физических лиц, налог на прибыль предприятий в России. Налог считается прогрессивным, если при увеличении дохода средняя налоговая ставка возрастает. Прогрессивным является подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций в США. Регрессивный - это такой налог, средняя ставка которого понижается по мере роста дохода. Косвенные налоги имеют регрессивный характер, поскольку поглощают большую часть заработков налогоплательщиков с низкими доходами по сравнению с высокодоходными группами.

В целом налоговая система может быть либо прогрессивной, либо регрессивной. Налоговая система является прогрессивной, если после выплаты налогов неравенство в распределении доходов сокращается. Она является регрессивной, если после выплаты налогов неравенство возрастает.

В зависимости от того, кто взимает налоги, они подразделяются на центральные и местные. Центральные налоги взимаются центральным правительством и поступают в общегосударственный бюджет. Местные налоги взимаются местными органами власти и управления и поступают в местные бюджеты. В государствах с федеративным устройством налоговая политика осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном и местном.

По назначению налоги делятся на общие (для осуществления общегосударственных мероприятий) и целевые, поступающие в специальные фонды, за счет которых финансируются специальные программы. Например, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на реализацию горюче-смазочных материалов направляются на издержки, ремонт, реконструкцию и строительство автодорог.

Уплата любого налога представляет собой определенным образом организованный процесс, включающий следующие элементы: субъект налога – физическое или юридическое лицо, обязанное по закону платить налог; объект обложения – доход или имущество, с которого исчисляется налог; источник обложения – доход, за счет которого уплачивается налог; налоговая ставка – размер налога на единицу обложения.

Налоговые ставки могут быть твердыми или долевыми. Твердые устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения (например, на тонну нефти, газа и пр.). Долевые выражаются в долях объекта обложения (если выражаются в сотых долях, то они называются процентными). Долевые ставки подразделяются на пропорциональные, прогрессивные, регрессивные. В налоговом законодательстве применяются предельные налоговые ставки, которые определяются посредством отношения прироста налоговых поступлений к приросту дохода:

.

Налоговые льготы – полное или частичное освобождение налогоплательщика от налогообложения (необлагаемый минимум, налоговый вычет, скидки).

В налоговой практике существует три способа взимания налогов.

1. У источника дохода – изъятие налога до получения дохода владельцев (через бухгалтерию).

2. По декларации – взимание налога после получения дохода владельцем.

3. По кадастру – взимание налога по реестру, содержащему перечень типичных объектов обложения, классифицируемых по внешним признакам, с указанием средней доходности объекта.

Кадастровый метод имеет большую историческую практику. Однако в современной налоговой системе значительное развитие поучили способы изъятия налогов у источника и по декларации. При взимании налога «у источника» объектом обложения являются фиксированные доходы, например, заработная плата. Взимание по декларации используется для обложения нефиксированных доходов или при множестве их источников. Налогоплательщик предъявляет в налоговые органы заявление (декларацию) о полученных им за определенный период доходах.

В каждой стране разработана своя налоговая система, учитывающая особенности развития экономики. Теоретики в области налогообложения всегда пытаются решить «вечный» вопрос, что целесообразнее: обеспечить формирование бюджета чисто фискальными методами или снижением налогов добиваться стимулирования предпринимательской деятельности и расширения налоговой базы.

Во второй половине 80-х - начале 90-х годов ХХ века ведущие страны мира, такие, как США, Великобритания, Германия, Франция, Япония, Швеция и другие, провели налоговые реформы. Их характеризуют следующие общие черты:

1. Резко снижается прогрессивность подоходного обложения. В США федеральный подоходный налог с 14-разрядной шкалой ставок от 11 до 50 % заменен новым подоходным налогом с двумя ставками: 15 и 28 %, причем большинство плательщиков должны платить по ставке 15 %. В Великобритании количество ставок сокращено до двух и установлены они на уровне 25 и 40 % (вместо 33 – 83 % в конце 70-х годов). Подобные мероприятия осуществлены в Японии, Италии, Канаде, Бельгии и других странах.

2. Сокращаются ставки налога на прибыль корпораций. В США они снижены с 46 до 34 (максимальная), в Великобритании с 45 до 35, в Швеции – с 52 до 30, во Франции в 1986 году – с 42 до 40, а в 1990 г. – до 37,5 %.

3. Расширяется налоговая база путем включения в нее ранее не подлежащих обложению источников дохода. Во многих государствах отказались от ряда налоговых льгот.

4. Увеличивается косвенное налогообложение. Повышение косвенных налогов, прежде всего, затронуло акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж.

Таким образом, целью налоговых реформ, проводимых в развитых странах, было ускорение накопления капитала и стимулирование деловой активности.

Теоретической базой реформ стали идеи американского экономиста А.Лаффера. Он обосновал зависимость между доходами государственного бюджета и динамикой налоговых ставок. Графическое изображение этой зависимости получило название «кривая Лаффера» (рис.13.3).

T

Tmax

T1

 
 


T

t

tmax t1

Рис. 13.3. Кривая Лаффера

Точки касания кривой Лаффера показывают, что если, например, уровень налогообложения равен нулю, то государство лишается доходов. Если же оно намерено отобрать все доходы (t = 100 %), то экономический процесс останавливается и государственный бюджет останется без доходов. При ставке tmax общая сумма доходов государства достигнет максимума Т max. Попытки повысить налоговую ставку, например, до величины t1 приведут к снижению доходов государства.

На основании графического исследования автор показывает, что повышение налоговых ставок до определенного уровня приводит к росту бюджетных доходов. Такое положительное воздействие возможно только до определенного предела, а за ним начинается так называемая «запретная зона» шкалы налогообложения. Налоги, взимаемые на основании высоких ставок, приводят к значительному сокращению бюджетных доходов. Это объясняется тем, что высокие налоги подавляют частную инициативу, подрывают стремление к новым инвестициям. А Лаффер сделал вывод, что налоговые ставки достигли уровня, который сдерживает темпы экономического развития и предлагает снизить налоговые ставки, и прежде всего на прибыль. Найти оптимальную величину налоговой ставки теоретически невозможно, и многие экономисты пытаются вычислить ее эмприческим путем. Но здесь существуют значительные различия: одни, в том числе и Лаффер, считают, что США уже в конце 70-х годов перешли рубеж tmax, другие не согласны и доказывают возможность повышения ставки налога. Безусловно, что реальный мир является очень несовершенной лабораторией для проверки результатов столь гигантского эксперимента. Налоговая реформа вместе с другими мерами позволили США увеличить деловую активность, повысить темпы экономического роста (5,5 % в 1999 г.): «удлинить» деловой цикли добиться бездефицитного бюджета.

Как воздействуют налоги на распределение ресурсов? Облагая товар налогом, государство повышает его цену для покупателя и снижает цену, получаемую продавцом, сокращая тем самым объем выпуска товаров. Рассмотрим воздействие на рыночное равновесие косвенных (потоварных) налогов. Формальными плательщиками этих налогов в бюджет являются продавцы. На рис. 13.4.показано воздействие потоварного налога на рыночное равновесие.

P

S1

S0

P1 E0

Po

P2

 
 


Q1 Q0 Q

Рис. 13.4. Воздействие на рыночное равновесие потоварного налога

До введения налога кривая спроса занимала положение D0, кривая предложения - S 0. Равновесная цена Р 0, равновесный объем продаж составляет – Q 0.

Предположим, что правительство вводит налог в сумме Т руб., на каждую единицу товара. Это вызовет сдвиг кривой предложения S0 влево –вверх в положение S 1, на величину равную размеру налога, и увеличение цены равновесия с Р0 до Р1. Спрос упадет до Q1. Производители будут вынуждены изменить предложение на ту же величину (Q0 - Q1). Доход получаемый продавцом от каждой реализуемой единицы товара равен Р21 – Т). Налог, создавая разницу между ценой, заплаченной покупателем, и ценой, полученной продавцом, сокращает и производство, и потребление. Общая сумма налога, поступающая в бюджет будет соответствовать площади прямоугольника Р1 Е1 А Р2 , или равна произведению Q1 х Т.

Несмотря на то, что весь налог вносится в бюджет продавцом, фактически налоговое бремя распределяется между продавцами и покупателями. Разница между Р1 и Р2 – это величина налога на единицу товара. Р1 – Р0 – часть налогового бремени, которая возлагается на покупателя, Р0 – Р2 – часть налогового бремени, возлагаемая на производителя (продавца).

Распределение налогового бремени между продавцами и покупателями зависит главным образом от эластичности спроса и предложения. То есть угла наклона кривой спроса и предложения. Чем выше эластичность спроса, тем выше налоговое бремя для продавцов, чем спрос менее эластичен по цене, тем в большей мере тяжесть налогового бремени ложится на покупателя.

При введении налога государство несет определенные потери, которые представлены на графике 14.7 в виде площади треугольника Е0Е1А. Эти потери получили название налогового клина. Потери государства от введения налога можно определить по формуле:

где Z – чистые потери, Т – величина потоварного налога, Q0 – Q1 - - количество реализуемой продукции до и после введения налога.

Если потери от введения налога будут больше суммы поступлений в бюджет, то налог вводить нецелесообразно.

Вечная проблема, возникающая при разработке налоговой системы, - что облагать налогом: доходы, потребление или ресурсы. В действующих налоговых системах сочетаются налоги на доход и налоги на потребление (потоварные). Налог на потребление поощряет сбережение, что может порождать «парадокс бережливости». Как альтернатива предлагается налог на ресурсы, что по мнению его авторов будет стимулировать эффективное использование ресурсов и обеспечит устойчивость бюджетных доходов. Однако провести подобную налоговую реформу пока не решилось ни одно государство.

В России до 1992 года налоговой системы практически не было, поскольку преобладала государственная форма собственности, а государство взимало налоги с самого себя. Налоговую систему заменяла плановая система формирования и распределения доходов. Собственно налоги составляли 10 % доходов бюджета, к ним относились: подоходный налог (налог с заработной платы рабочих и служащих), налог с холостяков, одиноких и малосемейных граждан и др. Формально, как элемент цены на отдельные группы товаров в виде акцизов (алкоголь, табак, ткани, кондитерские изделия, автомобили, хрусталь и др.), а также налог с оборота.

Построение налоговой системы в России началось с принятия в конце 1991 года Закона «Об основа налоговой системы в Российской Федерации» вступившего в действие с 1 января 1992 года. При ее разработке сказались торопливость, отсутствие времени на апробацию, стремление во что бы то ни стало сбалансировать бюджет. Отдавалось предпочтение фискальной функции в ущерб другим налоговым функциям. Все это обусловило необходимость введения ряда поправок, изменений и дополнений в налоговое законодательство, а также разработки Налогового Кодекса, вступившего в действие с 1 января 1999 года.

В России, как и в США, действует трехуровневая налоговая система. Но если в США основное предпочтение отдается прямым налогам, то в России, бюджет формируется в основном за счет косвенных налогов: НДС, таможенных пошлин, акцизов, налога с продаж, а прямые налоги занимают второстепенное значение.

Важнейшим по значимости косвенным налогом является налог на добавленную стоимость.

Налог на добавленную стоимость взимается со стоимости, добавленной обработкой на каждой стадии производства или обработки. Это многоступенчатый налог, удерживаемый с каждого акта продажи, начиная с производственного цикла и заканчивая продажей товара потребителю. Добавленная стоимость включает заработную плату с начислениями, прибыль, проценты за кредит и др. НДС используется примерно в 50 странах мира, в том числе во всех странах ЕС. НДС обеспечивает стабильность налоговых поступлений, прост при взимании, от него трудно уклониться. В России этот налог введен с 1992 г. вместо налога с оборота и налога с продаж. От налога освобождены товары, включенные в специальный перечень. Ставки налога дифференцированы: установлена основная ставка, по которой облагается большинство товаров и услуг (18 % с 2004 г) и пониженная, применяющаяся к определенным товарам (10 %), предполагается дальнейшее сокращение ставки до 16 %.

Таможенные пошлины – это денежные сборы, взимаемые государством через таможенные учреждения с товаров, имущества и ценностей при пересечении последними границы страны. Таможенные пошлины взимаются по ставкам, предусмотренным в таможенном тарифе, который содержит списки товаров, облагаемых таможенной пошлиной. Списки и ставки очень часто подвергаются изменениям.

Акциз – один из видов косвенных налогов, распространяющийся на предметы массового потребления и услуг. Законом РФ «Об акцизах» облагаются налогом: винно-водочные изделия, икра осетровых и лососевых рыб, табачные изделия, мех, нефть, газ, автомобили, изделия из хрусталя и др.

К числу прямых налогов относится налог на прибыль предприятий и организаций. Объектом обложения является валовая прибыль предприятия. Представляющая собой сумму прибыли от реализации продукции, основных фондов, иного имущества и доходов от внереализационных операций за вычетом – суммы расходов по этим операциям. Прибыль от реализации продукции – это разница между выручкой от реализации продукции (без налога на добавленную стоимость и акцизов) и затратами на ее производство и реализацию, которые включаются в себестоимость продукции. В 1998 году ставка налога на прибыль составляла 35 %, а с 1 апреля 1999 г. -–30 %, с 2001 г – 24 %.

Более высокие ставки налога на прибыль применяются к банкам, биржам, брокерским конторам и прибыли от посреднической деятельности.

Налог на имущество предприятий – это республиканский налог. Его ставки устанавливаются законодательными органами субъектов РФ. В 2004 г. в Удмуртии ставка составила 2,2 % среднегодовой стоимости имущества. По данному налогу установлено значительное число льгот: освобождаются от уплаты налога вновь созданные предприятия в течение одного года после регистрации, учреждения образования культуры и др.

Земельный налог – важнейших прямой налог, взимаемый с юридических лиц, а также с граждан РФ, иностранных граждан. Величина его регулируется земельным законодательством и размер определяется в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

Основным налогом с личных доходов граждан является налог на доход физических лиц. Базой для определения налога становится совокупный доход из всех источников в истекшем календарном году как в денежной, так и в натуральной форме. К уплате налога привлекаются все граждане, у которых доход превысил определенные законом размеры. До введения Налогового кодекса этот налог был прогрессивным. В 2000 году была следующая шкала: до 50 тыс. руб. – 12 %, 50 - 150 тыс.руб. – 20 %, свыше 150 тыс.руб. – 30 %. С 2001 г. принята единая ставка 13 %. Облагаемый доход у всех граждан уменьшается на величину 400 руб. на каждого работника и 300 руб. на каждого ребенка при доходе до 20 тыс. руб. Не облагаются налогом социальные вычеты: 38 тыс. руб. за обучение на каждого ребенка до 24 лет, обучающегося на очной форме и самого родителя; 38 тыс. руб. на приобретение лекарственных препаратов, включенных в Федеральный перечень; приобретение жилья в размере до 1 млн. руб.

Налог на имущество граждан – налог на движимое и недвижимое имущество – жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, иные помещения, лодки, вертолеты, самолеты и другие транспортные средства (за исключением автомобилей, мотоциклов, собственники которых платят налог с владельцев транспортных средств). Ставка налога (2004 г.) – 0,1 % при стоимости имущества до 300 тыс. руб.; от 300 – 500 тыс. руб. – 0,1 - 0,3 %; свыше 500 тыс. руб. – 0,3 – 2 % от инвентаризационной стоимости.

Формирование бюджетов различных уровней осуществляется за счет собственных источников и регулируемых доходов. К собственным источникам относятся закрепленные за каждым уровнем налоги, а к регулируемым доходам – распределение отчислений доли налогов в тот или иной уровень бюджета (табл. 13.6).

Таблица 13.6

Распределение налоговых отчислений между различными уровнями бюджетов, % (2004 г.)

Уровень Налог на прибыль Подоходный налог Акциз ликероводочных изделий Плата за недра Земли
с.-х. назначения город. поселковые
Федеральный   -     - -
Регион   24.4        
местный   75.6   -    

В заключении следует отметить, налоговая система России нуждается в завершении реформирования. Необходимо сократить количество налогов и повысить их собираемость, ликвидировать индивидуальные налоговые льготы. Одновременно должны решаться проблемы межбюджетных отношений (бюджетного федерализма). Основная цель данных реформ – усиление стимулирующей функции налогов при одновременном достижении сбалансированности всех бюджетов и усилении социальной ориентированности фискальной политики государства. С 2005 предполагается снижение единого социального налога (ЕСН) с 35.6% до 26 %.


[1] От французского – этат - государство


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: