Параметры оценки личности ученика

В ходе психолого-педагогической практики студенты должны в реальной жизненной ситуации научиться использовать различные психологические методы.

Наиболее важными психологическими характеристиками личности, которые следует изучить в первую очередь, являются:

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА - характерные особенности познавательной деятельности ребенка, а также его конкретных познавательных процессов (внимания, ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления, речи и воображения).

Условно можно выделить следующие параметры оценки познавательной сферы:

** особенности сенсорного и перцептивного развития;

** особенности памяти и внимания ученика;

** характеристика особенностей мышления;

** индивидуальные особенности познавательной сферы и ее влияние на общение и учебную деятельность.

МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА - совокупность побуждений ученика, определяющих уровень и направление его активности. Особое значение здесь имеет исследование НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ, которая указывает на наиболее устойчивые и важные мотивы. Также важно уделить внимание изучению мотивации учебной деятельности.

Условно можно выделить следующие параметры оценки мотивационной сферы:

** какие мотивы доминируют в мотивационной сфере (мотивы избегания неудачи - мотивы достижения успеха; внутренние мотивы - внешние мотивы);

** особенности мотивов учебной деятельности;

** наличие в мотивационной сфере устойчивых побуждений (ценностных ориентаций, интересов, склонностей);

** характеристика направленности личности.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА - особенности различных форм эмоциональных переживаний и, в первую очередь, эмоций и чувств;

Условно можно выделить следующие параметры оценки эмоциональной сферы:

** уровень личностной тревожности;

** уровень развития различных чувств;

** проявление эмоциональных особенностей в межличностном взаимодействии;

** влияние эмоциональной сферы на учебную деятельность.

ВОЛЕВАЯ СФЕРА - способность ученика управлять собой, организовывать свою деятельность, добиваться цели.

Условно можно выделить следующие параметры оценки волевой сферы:

** уровень развития способности к саморегуляции;

** управление своим поведением в учебной деятельности и общении;

** саморазвитие воли.

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА - устойчивые характеристики личности, отражающие ее разные грани: динамичность протекания нервных процессов (ТЕМПЕРАМЕНТ); типичные черты в поведении и отношении к миру и ксебе (ХАРАКТЕР); особенности, обеспечивающие успешность выполнения какой-либо деятельности (СПОСОБНОСТИ).

Условно можно выделить следующие параметры оценки индивидуально-психологических свойств:

** преобладающий тип темперамента и его влияние на жизнедеятельность;

** проявление темперамента в учебной деятельности и в общении;

** особенности проявления черт характера в различных системах отношений;

** наличие акцентуаций в характере;

** уровень развития общих и специальных способностей;

** развитие и саморазвитие способностей учеником.

Планируя изучение этих и других личностных особенностей учеников, необходимо вспомнить, что в психологии существуют самые разные методы: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, биографический метод, анализ продуктов деятельности и др. В ходе практики желательно, чтобы учащиеся задействовали весь арсенал методов. В то же время практикант должен сам определить, в какой ситуации какие методы и методики целесообразно использовать.

Также важно учитывать, что имеющиеся в психологии методики можно использовать, только придерживаясь определенных этических и профессиональных норм. Одно из важнейших требований сводится к тому, что как в ходе, так и по результатам исследования не должен быть нанесен какой-либо ущерб ребенку. Поэтому если практикант сомневается в обоснованности использования какой-либо диагностической процедуры, необходимо посоветоваться со школьным психологом либо с руководителем практики.

Подбирая методы и методики, необходимо, чтобы они соответствовали установленным качественным критериям и были предназначены для того возраста, который вас интересует.

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что программа изучения личности ученика у каждого практиканта может быть своя. Как пример ниже предложен один из возможных вариантов, в котором учитываются не только собственно психологические характеристики, но и некоторые другие важные моменты.

Вариант программы изучения личности

1. Общие сведения об ученике.

1.1. Где он живет? Кем работают его родители? Состав семьи, ее материальное положение.

1.2. Культурный уровень родителей. Взаимоотношения в семье.

1.3. Характер воспитания в семье. Влияние родителей и старших членов семьи на учебную деятельность учащегося. Применение поощрений и наказаний.

1.4. Режим школьника. Использование им свободного времени. Участие его в домашнем труде.

1.5. Друзья ученика в школе и вне школы. Их влияние и характер взаимодействия со школьниками.

1.6. Состояние здоровья учащегося (по данным школьного врача).

2. Общий уровень развития учащегося.

2.1. Общее развитие учащегося, его кругозор. Культура речи, начитанность, широта и устойчивость интересов, посе­щение театров, музеев, просмотр телепередач. Развитость интеллекта. Особенности развития познавательных процессов.

2.2. Отношение к учебному труду. Как учащийся относится к учебным занятиям? Внимателен ли на уроке? Как готовит домашние задания? Умеет ли организовать учебный труд? Как он относится к успехам и неудачам в учебном труде (к своим и других учащихся)?

2.3. Отношение к физическому труду. Как относится к самообслуживанию? Как выполняет поручения трудового характера. Участвует ли в труде за пределами школы?

2.4. Уровень дисциплинированности учащегося. Знает ли правила для учащихся и как их выполняет? Имеет ли навыки и привычки культурного поведения? Организованность на уроке. Вежливость в общении со взрослыми, товарищами. Опрятность и аккуратность в повседневной жизни.

2.5. Особенности мотивационной сферы ученика. Интересы и склонности учащегося. Мотивы учебной деятельности. Учебные интересы. Интересы в области литературы, искусства, техники, спорта. В каких кружках занимается и какие внешкольные учреждения посещает? Какой профессией интересуется?

3. Участие в жизни класса и школы.

3.1. Участие в жизни класса. Интерес к жизни класса и активность в общественной работе.

3.2. Выполнение поручений. Добросовестность. Умение довести начатое дело до конца. Лидерские способности. Умение вов­лечь в работу других учеников. Умение руководить и подчиняться товарищам.

3.3. Место учащегося в классном коллективе. Связан ли он с коллективом или оторван от него? Отношение к нему учащихся класса. Пользуется ли уважением и авторитетом в классе?

4. Особенности темперамента и характера.

4.1. Особенности темперамента учащегося и его психи­ческих процессов. Сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Преобладают процессы возбуждения или торможения? Легко ли ученик переключается с одного дела на другое? Особенности, интеллектуальных и эмоциональных процессов: речи, внимания, памяти.

4.2. Моральные качества учащегося. Интерес к текущим событиям. Готовность оказать помощь школе. Правдивость и честность. Принципиальность и скромность. Проявляет ли чуткость и внимание к товарищам, оказыва­ет ли им помощь?

4.3. Волевые черты характера. Целеустремленность и активность, самостоятельность и инициативность. Организованность, выдержка, уверенность в себе. Настойчивость, решительность, упорство, самокритичность. Недостаток воли.

4.4. Эмоциональные черты характера. Особенности эмоциональной сферы школьника. Способность управлять своими эмоциями. Проявление эмоций в учебной деятельности и в общении с другими. Характеристика чувств ребенка.

На основе результатов изучения личностных особенностей школьника составляется психолого-педагогическая характеристика. Ее основные составляющие представлены ниже.


Часть 3. МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

Исследуемые психологические феномены Параметры оценки Рекомендуемые методы и методики
Развитие самосознания Самооценка Уровень притязаний Познавательная сфера Ощущение Восприятие Память Внимание Мышление Воображение Характеристика эмоционально-волевой сферы Развитие высших чувств Развитие волевых качеств Индивидуально-психологические особенности личности Темперамент Характер Способности Агрессия Тревожность Развитие личности в межличностном взаимодействии   Определение уровня самооценки личности Определение уровня притязаний личности Оценка степени выраженности свойств ощущений Оценка степени выраженности свойств и видов восприятия Оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания Оценка избирательности, концентрации внимания, помехоустойчивости Оценка преобладания конкретного или абстрактного стилей мышления, способность к дифференциации существенных признаков предметов или явлений и несущественных, второстепенных Оценка скорости процессов воображения, оригинальности образов воображения, богатства фантазии, глубины и детализированности образов, впечатлительности и эмоциональности образов Оценка степени развития высших чувств Оценка степени выраженности волевых качеств Выявление особенностей темперамента Выявление структуры темперамента Выявление типа акцентуации характера Определение уровня сформированности у школьников способностей к учебной деятельности Диагностика состояния агрессии у подростков Выявление уровня тревожности учащегося Изучение степени конформности учащегося Изучение статуса ученика в классном коллективе   Методика «Самооценка личности» Беседа Наблюдение Беседа Наблюдение Беседа Наблюдение Беседа Наблюдение Методика «Заучивание 10 слов» Наблюдение Исследование характеристик избирательности внимания методом корректурной пробы Наблюдение Методика «Выделение существенных признаков» Методика «Вербальная фантазия» (речевое воображение) // Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.: 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 512 с. – С. 221-223. Беседа Наблюдение Беседа Наблюдение Тест на силу воли // Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 512 с. – С. 450-453. Беседа Наблюдение Опросник Айзенка (подростковый) Методика «Выявление структуры темперамента» (автор В.М. Русалов) Методика «Выявление типа акцентуации характера» (автор Шмишек) Диагностический тест «Способности школьника» Беседа Наблюдение Вопросник Басса-Дарки // Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996. – 529 с. – С. 167-172. Исследование тревожности при помощи опросника Спилбергера Беседа Беседа Наблюдение Социометрическая методика // Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 512 с. – С. 377-382 Беседа Наблюдение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: