Наблюдение как метод изучения психических особенностей учащихся

Наблюдение - универсальный метод, и он используется в самых разнообразных ситуациях. Научное наблюдение существенно отличается от житейского (ненаучного), которое проводится в обыденной жизни неорганизованно, беспланово, вслепую и зависит от многих случайностей. Для того чтобы наблюдение было научным и при этом психолого-педагогическим, оно должно удовлетворять ряду требований.

1. Целенаправленность. Это требование означает, что наблюдение проводится не за учеником вообще, а за проявлением его конкретных личностных особенностей, качеств в различных ситуациях и в разных видах деятельности (в игре, учебе, труде, общении).

2. Планирование. До начала наблюдения необходимо наметить определенные задачи (что наблюдать), продумать план (сроки и средства), показатели (что фиксировать), возможные просчеты (ошибки) и пути их предупреждения, предполагаемые результаты; при этом надо точно определить особенности, за которыми ведет­ся наблюдение (их не должно быть много).

Конечной целью наблюдения должна быть разработка путей исправления выявленных недостатков поведения.

3. Самостоятельность. Наблюдение должно являться самостоятельной, а не попутной задачей. Например, учитель решил узнать о проявлениях чувства товарищества у некоторых учащихся. Он решил организовать наблюдение во время учебной экскурсии в лес для знакомства детей с флорой и фауной. Если во время экскурсии учитель ставит перед собой одновременно и ряд других задач (воспитательных, организационных и т.д.), то его выводы могут оказаться хотя и объективными, но лишь случайно замеченными, попутными, так как основные усилия внимания, восприятия будут направлены на решение целого ряда задач. Это может помешать заметить сам поступок, а фиксация отдельных действий (ученик отдал, принес, вспылил, помог и т. д.) может мало что дать.

4. Естественность. Психолого-педагогическое наблюдение должно проводиться в естественных условиях для учащихся. Оно должно проходить без вмешательства и корректировки учителем происходящих событий так, чтобы ученик ничего не подозревал.

5. Систематичность. Наблюдение должно вестись не от случая к случаю, не по желанию учителя, а постоянно, в соответствии с планом, систематически или через за­планированные промежутки времени.

6. Объективность. В процессе наблюдения учитель должен фиксировать не свои предположения, не искать то, что он «хочет увидеть» в подтверждение своего пред­положения, а записывать объективные факты, действия, особенности поведения учащихся и на этом основании делать выводы в строгом соответствии с правилами логического вывода и основных психологических законов.

7. Фиксация. Все данные наблюдения должны систематически фиксироваться по определенной системе. Полученные результаты, материалы должны обязательно записываться в ходе наблюдения или сразу после него. Записи обычно ведут в хронологическом порядке, через определенные интервалы времени. Для сокращения необходимых записей их удобно оформлять в виде различных схем, таблиц и т. п.

Наблюдение - метод довольно трудоемкий. При нем практически невозможно исключить влияние случайных факторов. Кроме того, это пассивный метод: ведь учитель «пожинает» результаты тех явлений и ситуаций, которые появляются независимо от его планов, он не может при необходимости повлиять на ход событий, повторить их. Так как фиксировать все невозможно, то при наблюдении можно упустить существенное и отметить несущественное. Данный метод не всегда позволяет установить точную причину поступка, действия. При наблюдении, как правило, анализируются только внешние проявления поступков. Наблюдению не поддаются интимные ситуации, доступны только внешние конкретные факты, которые дают, в основном, информацию качественного характера, и их сложно подвергнуть количественному анализу.

Несмотря на указанные недостатки, которые, конечно же, надо учитывать, наблюдение обладает и некоторыми преимуществами в сравнении с другими методами психологического исследования; оно позволяет изучать проблемы, не допускающие экспериментального решения, анализировать деятельность, поведение ученика в естественных для него условиях, «поймать» сам момент проявления поступка.

Вообще же наблюдение - один из основных методов, используемых в педагогической практике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: