Перевод сырых баллов в проценты

Баллы СК
I НД II О III У IVТВ VНВ VIТД VII А VIIIКД IX Н XЭН XIНС XIIС XIIIУР XIVСР XV Б XVI Ф
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38                                

Выявляемые особенности (внешних проявлений, образцов поведения), называемые симптомокомплексами, следующие:

I. НД - недостаток доверия к новым вещам, людям, ситуациям.

СК положительно коррелирует с сенситивностью по ПДО Личко. Любые достижения стоят ребенку ог­ромных усилий.

П. О — ослабленностъ (астения).

Речь идет не о клинических и даже не о субклинических формах слабости состояния, а о проявлениях апатии, пони­женного настроения, своего рода «нейрофизической истощаемости». В более легкой форме спады энергии чередуются с проявлениями энергичности и активности. СК говорит о дефиците энергетических ресурсов организма ребенка, а, следо­вательно, о его невозможности проявления активности.

III. У — уход в себя.

Самоустранение. Защитная установка по отношению к контактам с любыми людьми, неприятие проявляемого к нему чувства любви.

IV. ТВ — тревога за принятие взрослыми и интерес с их стороны.

Беспокойство и неуверенность относительно того, интересуются ли им взрослые, любят ли его. СК выражает тревожную надежду, стремления, попытки ученика к установлению и сохранению хороших отношений со взрослыми.

V. НВ — неприятие взрослых.

Проявление различных форм неприятия взрослых: от избегания учителя, подозрительности к нему до неконтро­лируемой привычки враждебности.

VI. ТД — тревога за принятие детьми.

Беспокойство и неуверенность в том, любят ли его дети и представляет ли он для них интерес. СК ТД выражает те же тенденции, что и СК ТВ, но в отношении сверстников.

VII. А — асоциалъностъ.

Недостаток социальной нормативности. Под этим терми­ном не понимаются проявления антисоциального поведения, хотя при сильной выраженности (82 % и более) такое может иметь место. Слабая выраженность СК А (14 % и менее) мо­жет быть и в случае, если нравственные отношения ученика выше, чем предъявляемые ему школой моральные требова­ния (что, конечно, не обязательно, но встречается).

VIII. КД — конфликтность с детьми.

Надо отметить, что слабая выраженность СК НВ и КД может говорить о попытках установления или сохранения хороших отношений, но не нормальными, а ошибочными способами. Это может быть сигналом о начавшемся пере­ходе «от любви к ненависти», когда проявления плохого еще чередуются с проявлениями хорошего.

IX. Н — неусидчивость или неугомонность.

Нетерпеливость, неприспособленность к работе, требующей усидчивости, концентрации внимания, размышле­ния, избегание долговременных усилий.

X. ЭН — эмоциональное напряжение или эмоциональная незрелость.

Признак запаздывающего эмоционального развития, ведущего в условиях школы к эмоциональному перенапряжению (стрессам). Проявляется в инфантильности речи, в тревожности, склонности к слезам и т. п.

XI. НС — невротические симптомы.

Включают признаки невроза: преимущественно невро­за навязчивых состояний — частое моргание, кусание ног­тей, сосание пальцев и т. п.; отчасти невроза страха — «слова из него не вытянешь», говорит беспорядочно.

СК, связанные с конституцией и типом нервной систе­мы — О, Н, ЭН, НС, а также отчасти НД и У, — имеют важное значение для понимания личности учащегося.

XII. С — среда.

Содержит несколько внешних признаков — сигналов того, что ребенок растет в неблагополучной среде, прелюде всего это касается семейного круга.

ХШ. УР — умственное развитие.

Констатирует уровень отставания в учебе и оценку об­щего впечатления, производимого уровнем умственного развития ребенка («просто глупый»).

XIV. СР — сексуальное развитие.

Фиксирует даваемую учителем общую оценку темпов и направленности полового развития.

XV. Б — болезни.

Содержит внешние признаки, по которым можно опре­делить заболевание у ребенка, но, конечно, не позволяет поставить точный диагноз.

XVI. Ф — физические дефекты.

Обращает внимание на ненормальность телосложения, слабое зрение и слух.

Чтобы интерпретация числовой выраженности была адекватной, необходимо; 1) анализировать не только ито­говую выраженность СК, но и отмеченные образцы поведе­ния; 2) привлечь дополнительные данные об ученике, ко­торые нужно получить от учителя в беседе или из состав­ленной учителем характеристики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: