Подвесная система

Подвесная система — очень важная часть парашю­та, даже более важная, чем основной купол (рис. 3). В случае отказа основного парашюта можно восполь­зоваться запасным, если же порвется подвесная систе­ма, то парашютиста может спасти только чудо. Поэтому к надежности подвесной системы подходят очень ответственно. Например, лента подвесной системы Д-1-5У имеет прочность на разрыв 1600 кгс. Следует крайне внимательно относиться к эксплуатации под­весной системы: не допускать, чтобы ее ленты пере­тирались обо что-либо, оберегать их от воздействия агрессивных химических веществ, высокой темпера­туры, прямых солнечных лучей.

К конструкции подвесной системы предъявляются следующие требования. Она должна надежно удержи­вать тело парашютиста, чтобы он ни при каких обсто­ятельствах не смог выпасть из правильно подогнанной по размеру и полностью застегнутой подвесной систе­мы. В то же время она не должна создавать неудобств, сковывать движения при управлении телом в свобод­ном падении или раскрытым куполом,

Для увеличения надежности при конструировании подвесных систем стараются избегать лишних разры­вов ленты. На некоторых парашютных системах (напри­мер, Д-1-5У, Д-6) грудная перемычка является одним целым с плечевыми обхватами, круговая лямка и свободные концы основного парашюта — тоже одно целое. На спортивных ранцах круговая лямка и свободные кон­цы запасного парашюта также представляют собой одну неразрывную ленту.

Типичная подвесная система состоит из следующих частей:

• круговая лямка;

• грудная перемычка;

• плечевые обхваты;

• ножные обхваты;

• свободные концы.

Круговая лямка — основная несущая часть подвес­ной системы. Круговая лямка несет на себе вес пара­шютиста после раскрытия парашюта. К ней пришива­ются все остальные детали подвесной системы.

Грудная перемычка не позволяет парашютисту вы­пасть из подвесной системы вперед.

Рис. 3. Подвесные системы парашютов Д-6 (слева) и ПО-17 (справа)

Плечевые обхваты не позволяют парашютисту вы­валиться из подвесной системы вверх, например, при раскрытии парашюта из положения вниз головой. Кро­ме того, на плечевых обхватах уложенный парашют держится на спине парашютиста.

Ножные обхваты необходимы, чтобы парашютист не выскользнул из подвесной системы вниз.

Свободные концы являются связующим звеном меж­ду подвесной системой и стропами парашюта. К верх­ней стороне свободных концов пришиваются кольца, D-образные пряжки, либо на ней устанавливаются разъемные кольца рапид-линк (молье) или софт-линки, к которым, в свою очередь, привязываются стропы (рис. 4).

Рапид-линк (Rapid-link), молье — разъемное металли­ческое звено, служащее для соединения строп парашюта со свободными концами. Используется вместо применяв­шихся ранее неразъемных колец, на которые стропы при­вязывались узлами. Разъемное звено позволяет отделять стропы от свободных концов, не развязывая их, что силь­но упрощает процедуру замены купола. В зависимости от количества и толщины строп, а также предполагаемых нагрузок существует несколько размеров рапид-линков прочностью от 220 до 3300 фунтов (100—1500 ктс).


Рис. 4. Рапид-линк (вверху), софт-линк (внизу)

Софт-линк (Soft-link) — разъемное звено для соеди­нения строп парашюта со свободными концами. Изго­тавливается обычно из стропы Spectra. Его прочности достаточно для выполняемой задачи; в отличие от ме­таллического кольца избавляет от необходимости уста­новки бамперов, при этом значительно легче. Софт-линк позволяет быстро соединять и разъединять стропы и сво­бодные концы.

Нижняя сторона свободных концов крепится к пле­чевым обхватам подвесной системы. На парашютах без замков отцепки свободные концы, как правило, не при­шиты, а являются продолжением круговой лямки, то есть сделаны из той же ленты.

На современных парашютах, в случае отказа требую­щих отсоединения основного купола перед введением в действие запасного, свободные концы подсоединяют­ся к подвесной системе с помощью замков отцепки. Первые версии замков отцепки (ОСК, ОСК-Д) бьщи очень капризными и ненадежными. Сегодня на всех спортивных парашютах применяется кольцевое замко­вое устройство (КЗУ) (рис. 5). Действие КЗУ основано на последовательном (в несколько этапов) уменьшении нагрузки на трос, которым зачекован замок.


Рис. 5. Кольцевое замковое устройство (КЗУ):

свободный конец отсоединен (слева);

КЗУ в собранном виде (справа)

Устройство КЗУ простое и надежное. Тросы от обо­их замков проходят по подвесной системе в гибких шлангах (боуденах) и подсоединены к подушке отцеп­ки. Таким образом, парашютист, выдернув подушку отцепки, может одним движением отсоединить оба свободных конца. Гибкие шланги предохраняют трос отцепки от защемлений и чрезмерных перегибов. Со­временные парашютные системы часто имеют со­вместимые свободные концы, благодаря чему, когда возникает необходимость, тот или иной основной ку­пол можно переставить в другой ранец буквально за пару минут. Правда, это не совсем правильно,так как свободные концы все-таки являются частью конкрет­ного ранца и для замены купола следует отсоединять стропы от свободных концов.

Подушка отцепки обычно делается красного цвета, чтобы парашютист при отказе основного купола мог быстро найти ее взглядом. В любом случае подушка от­цепки должна иметь цвет, контрастный по отношению к цвету остального снаряжения, то есть если у пара­шютиста красный комбинезон, для подушки отцепки целесообразно выбрать другой цвет, например желтый. Подушка отцепки размещается на подвесной системе с правой стороны и держится с помощью текстильной застежки — липучки. На некоторых отечественных пара­шютных системах подушки отцепки имеют своеобраз­ный карман для удобного захвата пальцами левой руки.

Звено раскрытия. На подвесной системе также есть кольцо открытия основного или запасного парашюта которое вместе с тросом и шпильками называется зве­ном раскрытия. Оно служит для ручного раскрытия ранца парашюта. Кольцо может быть различной фор­мы (круглой, квадратной, треугольной, трапециевид­ной и др.) и обычно изготовлено из металлической трубки или прутка. На некоторых системах (ПО-17) иосновной, и запасной купола имеют жесткие вы­тяжные парашюты^ а также есть два кольца и одна по­душка отцепки. На некоторых спортивных системах вместо кольца используется подушка. Она должна отличаться по цвету от подушки отцепки. Кольцо за­пасного парашюта держится в специальном кармане с помощью резинки либо липучки. К кольцу присо­единен трос, второй конец которого заканчивается од­ной или несколькими шпильками, зачековывающими ранец (рис. 6).

 

Рис. 6. Зачековка ранца

Вытяжной трос не крепится к кольцу жестко, а про­девается в отверстие и может скользить. На конце тро­са устанавливается ограничитель. Длина троса такова, что рука парашютиста, выдергивающая кольцо, сна­чала преодолевает усилие резинки (липучки), фикси­рующей кольцо на подвесной системе, затем проходит некоторое расстояние, выбирая слабину троса и разго­няясь, и лишь затем кольцо упирается в ограничитель и тянет за трос, вытаскивая шпильки. В результате шпильки выдергиваются из петель (или конусов) рыв­ком. Резкое выдергивание шпилек позволяет, во-пер­вых, преодолеть усилие, с которым петля (или конус) притягивают шпильку к люверсам; во-вторых, мини­мизирует вероятность того, что конец шпильки прова­лится в люверс (рис. 7). Шпильку, провалившуюся в люверс, обычно необходимо выдергивать с большим усилием. Трос проходит по подвесной системе в гиб­ком металлическом шланге, предотвращающем силь­ные перегибы и защемление троса.

«Транзит». На некоторые парашютные системы (студенческие, тандемы) устанавливается система транзитного раскрытия. Упрощенная схема ее рабо­ты выглядит следующим образом: парашютист выдер­гивает подушку отцепки, основной парашют уходит. К свободным концам основного парашюта приделан трос, выдергивающий шпильку запасного парашюта. Таким образом, одно движение парашютиста (вы­дергивание подушки отцепки) приводит к после­довательному отстегиванию основного парашюта и раскрытию запасного. В результате процесс «отцеп­ка — запаска» занимает минимум времени и при этом происходит в нужной последовательности. Есть у такой системы и минусы, из-за которых она не при­меняется на всех парашютах. Например, если проис­ходит отцепка основного парашюта, вращающегося с большой угловой скоростью, то сразу после отцепки тело парашютиста, естественно, будет также быстро вращаться. Перед введением в действие запаски (если позволяет высота) целесообразно остановить враще­ние тела, иначе неизбежно возникнет закрутка строп запасного парашюта, что, мягко выражаясь, не же­лательно. «Транзит», раскрывая запасной парашют сразу после отцепки, не оставляет возможности оста­новить вращение. Из-за этого опытные парашютисты, способные быстро и грамотно действовать в крити­ческих ситуациях, не устанавливают «транзит» на свои парашютные системы. Для студентов, которые не все­гда могут быстро действовать в опасной ситуации, а также на тандемных системах применение «транзи­та» оправдано.


Рис. 7. Шпилька, провалившаяся в люверс

РАНЕЦ

Ранец парашюта представляет собой контейнер для основного (или два контейнера — для основного и запас­ного) парашюта с системой клапанов, удерживающих парашют в уложенном состоянии. Он пришивается или привязывается к подвесной системе и не испытывает больших нагрузок при раскрытии парашюта и дальней­шем снижении парашютиста под куполом. На пара­шютных системах с круглыми основными куполами (например, Д-1-5У, Т-4, Д-6) подвесная система при­вязана к ранцу капроновым шнуром и при необхо­димости ее несложно отделить и привязать обратно. В современных спортивных системах подвесная сис­тема как бы интегрирована в ранец, и для их отделения друг от друга понадобится распарывать полранца.


Рис. 8. Современные ранцы (слева направо): Javelin, Racer, тандемная система Арбалет-3

Основные задачи ранца: до поры до времени удер­живать парашют в уложенном виде и предотвращать непреднамеренное раскрытие, а затем обеспечивать надежное раскрытие клапанов и не препятствовать раскрытию парашюта.

К современным ранцам, кроме стандартных требо­ваний надежной работы, предъявляются еще и эсте­тические (рис. 8).

Стандартная сегодня система для удержания клапа­нов ранца в закрытом состоянии — зачековка шпилькой мягкой петли или металлического конуса. Например, на нижнем клапане ранца запасного парашюта 3-5 серии 4 установлены два металлических конуса с отверстием для шпильки. На эти конусы надеваются люверсы, установ­ленные на верхнем и боковых клапанах ранца. Поверх всех люверсов в отверстие каждого конуса вставляется шпилька, которая не дает люверсам слезать с конуса. Таким образом, ранец оказывается зафиксированным (зачекованным) в уложенном состоянии. Шпильки за­креплены на вытяжном тросе, второй конец которого присоединен к вытяжному кольцу. Кольцо находится в специально для него сделанном кармане.

Дергая за кольцо, парашютист тем самым выдерги­вает шпильки из конусов, после чего люверсы клапа­нов уже ничто не сдерживает и клапаны при помощи ранцевых резин распахиваются, подставляя парашют воздушному потоку.

В большинстве современных типов ранцев, напри­мер очень популярном Javelin американской фирмы Sun Path (рис. 9), люверсы клапанов надеваются на мягкую петлю, идущую от дна ранца.


Рис. 9. Ранец Javelin: контейнер основного парашюта

Под клапанами ранца может быть уложен жесткий вытяжной парашют.

На нижней стороне современных спортивных ран­цев обычно пришит эластичный карман для мягкого пытяжного парашюта.

Вытяжной парашют (обычно парашютисты называ­ют его медузой) предназначен для вытаскивания ос­новного или запасного парашюта из ранца. Есть два типа вытяжного парашюта — жесткий и мягкий. Вытяжной парашют соединяется с вершиной основного парашюта с помощью специальной ленты — стренги. При этом если разделить парашютную систему на со­ставляющие (ранец, основной и запасной парашюты, подвесная система), то вытяжной парашют будет от­носиться к ранцу, так как его конструкция и размеры зависят от устройства ранца, а куполу в значительной степени безразлично, чем его будут вытаскивать из ран­ца и чехла.

На некоторых типах парашютов (например, за­пасных 3-5, 3-6П) вытяжной парашют как таковой от­сутствует, его роль выполняют карманы, нашитые на вершину купола поверх полюсного отверстия (рис. 10). Такая схема исключает возможность наматывания стренги вытяжного парашюта запаски на частично ра­ботающий основной купол.

 

Рис 10. Вершина запасного парашюта 3-5: карманы выполняют функции вытяжного парашюта

Внутри жесткого вытяжного парашюта имеется ме­таллическая пружина, за счет которой он может вы­прыгивать из ранца и уходить из зоны затенения (см. раздел «Свободное падение»), чтобы, попав в воздуш­ный поток, начать раскрывать основной или запасной парашют. Жесткий вытяжник устанавливается на все чапасные парашюты типа «крыло», некоторые круглые чапаски (LoPo), основные парашюты современных сту­денческих систем, некоторые ранние модели основных парашютов типа «крыло» (ПО-9, -16, -17), на круглые основные парашюты (Д-1-5У, Т-4, УТ-15) (рис. 11).

Рис. 11. Шаровой вытяжной парашют системы Т-4

Жесткая медуза в уложенном ранце сдерживается в сжатом состоянии зачекованными клапанами. Когда парашютист (или страхующий прибор) выдергивает шпильку (либо страхующий прибор перерубает петлю), клапаны ранца перестают быть зафиксированны­ми, пружина разжимается, и медуза выпрыгивает из-под клапанов, вытягивая за собой часть стренги. Затем медузу подхватывает воздушный поток и вытаскивает из ранца основной (или запасной) парашют. Мощнос­ти пружины должно хватить, чтобы медуза вышла из зоны затенения, это означает, что она должна отпрыг­нуть от ранца на полтора-два метра (см. раздел «Безо­пасность»).

К недостаткам жесткой медузы можно отнести на­личие тяжелой пружины, возможность попадания в зону затенения (если пружина недостаточно жест­кая), необходимое наличие вытяжного кольца (кото­рое можно потерять). Но при этом без жесткой медузы нельзя обойтись, если необходимо раскрывать пара­шют типа «крыло» с помощью страхующего прибора, так как страхующие приборы пока не умеют выбрасы­вать мягкую медузу.

Мягкий вытяжной парашют используется для рас­крытия современных основных парашютов типа «кры­ло». Его бросают рукой в поток в стороне от тела, то есть при правильном использовании попадание в зону затенения исключено. К достоинствам мягкой медузы можно отнести также отсутствие каких-либо крупных жестких деталей (таких, как пружина в жесткой меду­зе), а значит, компактность в уложенном виде, легкость, возможность установки коллапса.

По мере совершенствования аэродинамики, умень­шения площадей и соответственно увеличения скорос­тей планирования куполов типа «крыло» парашютисты столкнулись с тем, что вытяжной парашют на большой скорости создает заметное сопротивление движению. Для решения проблемы была придумана коллапсирующая медуза (collapsible pilot chute), которая склады­вается после выполнения своей функции. Существует две разновидности коллапсирующих медуз — вершина купола медузы притягивается к ее основанию с помо­щью резинки либо с помощью стропы (kill-line), про­детой внутрь стренги и присоединенной к вершине купола. Коллапс, сделанный из резинки от трусов, можно увидеть, например, на парашютах Ивановско­го завода «Полет». Медуза с резинкой работает только при скорости выше некоторого критического зна­чения. Жесткость резинки подбирается так, чтобы ме­дуза наполнялась при свободном падении (скорость порядка 50 м/с) и не наполнялась при планировании под наполненным куполом (скорость порядка 15 м/с). Недостаток такой медузы — неспособность раскрывать парашют при небольших задержках после отделения от летательного аппарата, так как чтобы поток смог растянуть резинку, надо сначала разогнаться в течение нескольких секунд. С другой стороны, при выполне­нии разгонных маневров из-за увеличения скорости такая медуза может некстати надуваться и мешать раз­гону. Коллапс медузы с помощью kill-line лишен таких недостатков, но требует особого внимания на укладке, поскольку его необходимо «расколлапсировать» вруч­ную. Если этого не сделать, медуза останется сложен­ной и не обязана будет раскрыть основной парашют.

Чехол (камера). Эта деталь имеет несколько назна­чений:

сохранение более правильной структуры купола и строп в уложенном виде;

упорядочивание процесса раскрытия: кромка ку­пола выходит наружу только тогда, когда чехол (камера) удалились от парашютиста и стропы вытянуты на всю длину;

чехол является устройством рифления: так как чехол не может сползти с купола моментально, наполнение купола немного замедляется, уменьшая перегрузки.

На чехле (камере) обычно размещают резиновые соты или газыри для укладки в них строп.

Сота — резиновая петля, предназначенная для ук­ладки в нее пучка строп. Обычно на камерах или чехлах парашютов имеется два ряда сот для укладки строп.

Газырь — текстильный карман цилиндрической формы, предназначенный для укладки в него пучка строп. Нашивается на камеру парашюта (Д-5, Д-6, К-15) (рис. 12).

Рис. 12. Газыри, расположенные на камере парашюта Д-6

Шпильки. Как уже говорилось, клапаны ранца пара­шюта зачековываются одной или несколькими шпиль­ками. Шпильки закреплены на тросе, который, в свою очередь, присоединяется к кольцу или вытяжной верев­ке (фалу). На парашютах с мягкой медузой шпилька обычно крепится к стренге вытяжного парашюта.

Вытяжная веревка (вытяжной фал) предназначена для расчековки ранца и стягивания чехла с купола при прыжках на принудительное раскрытие парашюта. На вытяжной веревке имеется три петли — две на кон­цах и одна посередине. На одном конце петля продета в карабин, который зацепляется за трос в летательном аппарате. К петле с противоположной стороны верев­ки может быть привязан вытяжной трос со шпилька­ми, в этом случае ранец будет расчекован с помощью веревки после отделения от летательного аппарата. К этой же петле может быть привязан чехол купола; в этом случае вытяжной трос привязывается к цент­ральной петле веревки. При таком варианте после от­деления парашютиста веревка сначала расчековывает ранец, а затем вытаскивает из ранца основной пара­шют и стягивает с него чехол.

Стабилизирующий парашют служит для стабилизации падения парашютиста, а после раскрытия специального замка выполняет функцию парашюта вытяжного. Ис­пользуется на десантных парашютах, на тандемах (дрог).

Дрог — в тандем-системе — стабилизирующий пара­шют, выполняющий также функцию парашюта вытяж­ного. Представляет собой мягкую медузу увеличенной площади на длинной стренге.


Двухконусный замок (рис. 13) используется в пара­шютных системах, предусматривающих укладку на ста­билизацию падения. Этот замок держит клапаны ранцаи закрытом состоянии в процессе снижения парашю­тиста под стабилизирующим парашютом. Выдернув кольцо, парашютист раскрывает двухконусный замок, клапаны освобождаются, и стабилизирующий парашют иытаскивает из ранца камеру основного парашюта. Если парашютист вовремя не выдергиваеткольцо, двухконус­ный замок раскрывается страхующим прибором.

Рис. 13. Двухконусный замок: — затвор; 2 — конус затвора; 3 — конус замка


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: